Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Особая техника
МОДЕРНИЗАЦИЯ
27 декабря 2012 года, 15:38
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Андрей СОЛДАКОВ
Неоднократно на страницах “ЗВ” мы рассказывали о масштабном проекте “Норильского никеля” – строительстве вентиляционного ствола №7 рудника “Таймырский”. Проект этот важен для компании – его реализация позволит поддержать производственную мощность рудника по добыче богатой руды. Специалисты говорят о приросте в 8 миллионов тонн.
Техническая документация говорит вот что: “Комплекс ВС-7 предназначен для выдачи исходящей струи воздуха, спуска и подъема грузов и горной массы. Кроме того, он служит аварийным выходом. Строительство ствола решит вопрос об условиях работы на низлежащих горизонтах рудника – благодаря вводу в эксплуатацию ВС-7 на руднике избавятся от слабопроветриваемых зон”. Работы на стволе ведутся не первый год, и каждое новое свершение не может не радовать горняков-производственников.
На промплощадке рудника завершились монтаж и наладка основного оборудования вентиляционного ствола – клетевой подъемной машины немецкой фирмы Seimag, все работы осуществлены силами треста “Норильскшахтсервис” ООО “Норильскникельремонт”. С недавнего времени трест отказался от услуг внешних подрядчиков и взял на себя обязательства по монтажу механического и электрического оборудования.
Показали “мозг”
– Все, что вы здесь видите – основное оборудование, отопление, освещение, периферийное оснащение, – все было сделано силами треста, – не без гордости говорит Юрий Прокофьев, инженер по наладке и испытаниям энергомонтажного участка треста.
Мы находимся в просторном помещении, где, говоря простым языком, находится “мозг” подъемной машины. Ровно год здесь шли монтажные, а потом и наладочные работы.
– Подъемная установка – это ведь не только барабан с двигателем, – говорит инженер по наладке и испытаниям участка ЭМУ Александр Бекер, – это целый комплекс. И всем этим оборудованием управляет вот этот “мозг”, – Александр открывает внушительных размеров шкаф, показывая на сплетения проводов и мигающие лампочки.
– Этот процессор полностью управляет машиной. Без форс-мажоров с работой справляется один человек – машинист за пультом. Все параметры и показатели поступают на пульт, а машинист управляет, передавая команды, нажатием кнопки на мышке. Но особенность программного обеспечения в том, что, если в цепи команд будет малейшее несоответствие, процессор не даст машине двигаться. То есть компьютер анализирует все параметры и исключает все малейшие факторы риска.
С тем, что было прежде, даже сравнивать не стоит. На старых подъемных машинах, чтобы, к примеру, хотя бы реверсор переключить, нужно было приложить физическое усилие. Теперь это в прошлом. На смену оборудованию, что работало на контакторно-релейных схемах, пришла электроника – она все-таки намного надежнее.
Еще одна особенность нового подъема – это дисковые тормоза, это скорее основное отличие от всех машин такого типа. Кроме того, немцы усовершенствовали систему маслосмазки: на время пуска подъемной машины под шейку вала барабана подается масло под высоким давлением, за счет чего создается так называемый гидроподпор. Благодаря этому вал подъемной машины поднимается относительно подшипника и оказывается как бы в масляной ванне.
– Эта система исключает износ деталей подшипников и шейки вала на время пуска, – подтверждает слова об особенностях машины монтажник Прокофьев. – Никаких тебе узлов трения. Если в наших машинах, что используют на стволах, имеются проблемы с нагревом подшипников, то здесь такого в принципе быть не может. Это очень важно, потому что чем меньше износ, тем и ремонтов и простоев меньше.
– К сожалению, у нас  никогда в России такого не использовалось. Да что там говорить, даже на уровне разработок такого нет, – сокрушается Бекер.
Под присмотром каждый проводочек
– Следующий этап – навивка канатов и подвеска бадьи, – продолжает Юрий Прокофьев. – Специалисты подземных участков займутся армировкой ствола, затем продолжатся работы по вводу в эксплуатацию стволовой сигнализации. Мы же свою работу здесь сделали. Кроме того, успешно провели испытания машины вхолостую – это когда канаты и стволовая сигнализация не используются. После будет наладка под нагрузкой.
К слову, на комбинате это третья установка такого класса и первая, которую мы ведем, как говорится, с нуля, – ПРМУ-8 треста отвечает за мехчасть, наш участок – за электрическую. В последние две недели наладки чувствовалась, конечно, напряженность. Нужно было проверить все расключения и каждый механизм по отдельности. Техника ведь умная и требует к себе соответствующего внимания. Грубо говоря, каждый проводочек был проверен наладчиками и монтажниками. Теперь наша  задача – обеспечить безаварийную работу оборудования.
Полагаю, еще год – и машину можно будет использовать на полную мощность. Все зависит от того, как в стволе будут продвигаться работы по его оснастке. Высота подъема-то нешуточная – 1611 метров. А по завершении строительства ВС-7 станет самым глубоким в Евразии – без малого две тысячи метров.
Особенная машина
Мы подходим к внушительных размеров барабану. Пока неподвижно он стоит без канатов, возвышаясь на несколько метров. В будущем этот барабан будет поднимать многотонную клеть со скоростью 10 метров в секунду. Глядя на него, понимаешь, что оборудование действительно серьезное. Даже более чем.
– Его особенность во всем, – говорит Александр Бекер. – Нет в России таких подъемных установок. Не используются у нас на таком оборудовании синхронные двигатели. Стоят двигатели либо постоянного тока, либо асинхронные с редуктором. А здесь применен синхронный безредукторный электропривод. Немцы взяли самое лучшее от двигателя постоянного тока и самое лучшее от асинхронного двигателя. Плюс ко всему установлен частотный преобразователь, без которого весьма проблематично управлять такими мощностями, – объясняет Бекер.
Но, каким бы умным ни было современное оборудование, какими бы совершенными ни были компьютерные программы, без человека на рабочем месте никак не обойтись. Умную технику контролируют опытные специалисты, как, к примеру, машинист подъемной машины участка ВС-7 Елена Брюзгина.
В профессии она без малого двадцать лет. За эти годы впервые пришлось работать на таком совершенном оборудовании. С коллегой Татьяной Красильниковой машинисты рассказывают о достоинствах новой техники.
– Посмотрите, сколько разных параметров и показателей отображено на мониторе, – говорит Елена Брюзгина, показывая на огромный экран. – Здесь и положение клети, давление, отметки горизонтов, нагрузки, скорость… Можно посекундно отследить всю работу машины.
Кроме этого компьютер сообщает много разной нужной информации о самых мелких неисправностях и изменениях в параметрах и, что немаловажно, сообщает причину неполадки. Это очень важно, ведь раньше причину неполадки приходилось искать, теряя время.
– Все, что происходит с машиной, фиксируется в журнале сообщений. Анализируя эту информацию, компьютер сообщает через журнал сообщений машинисту и, кроме того, принимает решение о дальнейшей работе всей установки. Посмотрите распечатку, – Елена Брюзгина демонстрирует журнал сообщений, где отмечена работа машины во время испытаний. – Тоже плюс – меньше бумажной работы, раньше все записывалось в журнал и передавалось по смене…
Сегодня, к слову, на время наладки все машинисты подъемной машины участка ВС-7  присутствуют при испытаниях. Кроме Татьяны Красильниковой и Елены Брюзгиной за пультом подъемной машины работают машинисты Анна Барышева и Любовь Бутаева. От новой техники барышни пребывают в состоянии восторга. Единственное, женщины просят улучшить бытовые условия. За этим, надеемся, дело не станет.
По оценке специалистов, Seimag – совершенное оборудование
0

Читайте также в этом номере:

Исторический день (Татьяна РЫЧКОВА)
Что нам метель (Юлия КОСТИКОВА)
Я люблю вас, портовики! (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Гном из подъезда (Николай ЩИПКО)
Снова с медалями (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск