Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Я люблю вас, портовики!
ГОСТЬ “ЗВ”
27 декабря 2012 года, 16:19
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
На днях отметит свой 79-й день рождения почетный гражданин Дудинки, заслуженный ветеран Дудинского морского порта и основатель портового исторического музея Павел Александрович СОЛОВЬЕВ.
Дудинский порт для семьи Соловьевых – это вся жизнь. Общий трудовой стаж Павла Александровича и Эллы Соломоновны, его жены, без малого сто лет. А если взять всю семью Соловьевых, детей и внуков, то все двести выходит. Портальные краны, которые монтировал Соловьев, до сих пор работают на причалах, а среди тех, кто ими управляет, есть и ученики Павла Александровича. Благодаря Соловьеву об истории Дудинского порта, о тех, кто эту историю создавал, знают далеко за пределами Дудинки. Он автор книг “История Дудинского порта” и “Кизим”.    
Потомственный сельдюк
Павел Соловьев гордится тем, что он урожденный туруханец, потомственный сельдюк.
– Всех рожденных в Туруханске называют сельдюками оттого, что они ловили туруханскую селедку, вкуснее которой не найти на всем Севере. Наверное, потому она такая вкусная,  что пока шла до нас с океана, набирала вес и чем-то особым питалась. Причем сельдюки любят эту рыбку слегка подтухшую, с душком. Звучит не очень эстетично, но вкус обалденный.
Мой прадед со стороны отца был сослан в Туруханск из центральных районов России еще во времена столыпинской реформы. Мама коренная туруханка, почти русская, но с маленькой примесью татарской крови. Дед погиб во время колчаковщины – он был очень зажиточным, занимался извозом. Упрямец –  мы, Соловьевы, все такие – отказался дать белогвардейцам сменных лошадей, вот и поплатился. Отца моего расстреляли уже в 1937 году в Красноярске за якобы контрреволюционную деятельность. Он работал в аэропорту, вот кто-то на него и написал донос, в те годы особо не разбирались. Посмертно отца реабилитировали, но где он похоронен, мы до сих пор не знаем. Кстати, когда я начал работать в Дудинке, КГБ пытался вербовать меня. Но про отца меня даже не спрашивали, видимо, сами знали, что это было незаконно, он не виновен, а все говорили о том, что я такой хороший комсомолец и должен у них работать. Но я отказался и сбежал на материк, в Саратов, на учебу. А когда вернулся, уже, к счастью, все забылось.
Мама, после того как арестовали отца, осталась одна с пятью детьми на руках. Жили очень бедно, впроголодь. С малых лет я работал, начал с того, что после школы развозил дрова по соседям.
В конце 40-х я приехал в Дудинку к родственникам. Деревянная, одноэтажная, по самую макушку заваленная снегом, который никто не чистил, люди передвигались по туннелям между сугробами, а в пургу натягивали специальные канаты, держась за которые, можно было передвигаться – такой я впервые увидел Дудинку.  А весной по городу можно было пробраться только в болотных сапогах, зато был прекрасный городской духовой оркестр, под музыку которого мы и танцевали в этих сапогах.
Вначале я работал киномехаником в Доме культуры порта, там попал в очень хорошую компанию. В то время как в Норильске, так и в Дудинке среди ссыльных поселенцев и зэка было много по-настоящему интеллигентных людей, даже выдающихся деятелей культуры, науки и искусства. И вот я, по-сути малообразованный сельдюк, учился у них уму-разуму, старался, все впитывал как губка.  
Специалист высокой пробы
Когда не стало хватать денег на содержание семьи – зарплата киномеханика была очень маленькая, а к 1950 году Павел Александрович уже был женат и родился первенец, – он устроился крановщиком в порт. В котором и отработал более пятидесяти лет, пройдя путь от рабочего до заместителя начальника порта.
– На всю жизнь запомнил свою первую самостоятельную рабочую смену 23 августа 1950 года. Первое судно, которое мне довелось разгружать, – “Сов. Сибирь”. Директором порта тогда был Дмитрий Сергеевич Николаевский. И хотя он был на этой должности всего год, испытаний на его долю выпало немало. Начал он со спасения затонувших грузов с парохода “Тобол”, разбитого штормом. Флот для Норильского комбината являлся главным транспортным средством по доставке грузов. Темпы строительства комбината были таковы, что постоянно не хватало кораблей и плавсредств для доставки грузов. Экипажам судов приходилось работать даже во льдах замерзающих рек Дудинки и Енисея. В эти годы продолжалось строительство причалов, росли складские площадки, появились четыре ледника и многое другое.
Памятна мне и зима 1952-го, когда ледостав на Енисее начался на две недели раньше срока. В ледовый плен попал последний караван из 15 барж с грузом для Норильского комбината. Вмерз в лед и весь лес, поступивший в Дудинку. Сотни людей, сменяя друг друга, работали весь ноябрь на льду, вырубая вмерзшие плоты. Благодаря их самоотверженному труду все баржи были спасены, груз попал по назначению. А спасенной древесины хватило на всю долгую зиму.
Участвовал я и в строительстве современных причалов. Это нужно было видеть своими глазами. В тело причала забивали сваи 15-метровой длины. Краном с ювелирной точностью, вплоть до миллиметров, я должен был поднять молот и ударить по свае, чтобы загнать ее в грунт.
Довелось мне участвовать и в другом историческом событии – перегоне первого портального крана на морские причалы. До этого на морских причалах работали только паровые краны на железнодорожном ходу. Надо сказать, что в 1964 году меня назначили старшим крановщиком портального крана “Ганц”. Вот на своем “Ганце” я одним из первых и въехал на причал.
Работал я и слесарем-монтажником портальных кранов. Не хвастаю, но собственноручно смонтировал больше десятка этих кранов разных модификаций. А когда закончил учебу в Красноярском монтажном техникуме, меня назначили руководителем по монтажу портальных кранов. Именно под моим руководством были смонтированы первый портальный и козловой краны на базе долговременного хранения (БДХ). Пришлось мне поучаствовать и в перегоне плавучих кранов из Игарки в Дудинский порт.
Начальником 4-го производственно-погрузочного комплекса БДХ меня назначили во времена строительства “Надежды”. Все оборудование для нового завода шло через наш порт. Контроль за своевременной отгрузкой-погрузкой был на правительственном уровне и ЦК КПСС. Но мы справились с этой задачей. В том числе и благодаря успешной работе портовиков огромнейший завод был запущен в эксплуатацию досрочно.
Открытие навигации
А кто из ветеранов не помнит открытия круглогодичной навигации на линии Мурманск – Дудинка 1 мая 1978 года. Это была одна из самых важных вех в истории развития Дудинского морского порта. Тысячи дудинцев в этот день прямо с демонстрации спустились на причалы, чтобы встретить прибывающие ледокол “Сорокин” и теплоход “Павел Пономарев”. Встречали экипажи хлебом-солью, а капитану “Сорокина” Виктору Вакуле директор комбината Борис Колесников преподнес символический ключ от Арктики. Этот ключ был выплавлен из норильской меди весом в полпуда. Проход судов круглый год давал возможность доставлять грузы на два-три месяца раньше обычного, в том числе и для комбината. И с таким же опережением отправлять металл, так необходимый для советской оборонной промышленности, на материк.
В 1984 году отмечали 40-ю годовщину со дня образования нашего порта. И мы постарались, установили рекорд – грузооборот достиг семи миллионов тонн.
Помню, как грузили файнштейн. Слитки сначала кололи, затем долбили, после чего грейферами грузили в вагоны и только потом на суда, это было очень трудоемко. Но вскоре разработали технологию погрузки спаренными кранами, и только позднее появились специальные контейнеры для файнштейна. К этому времени в порту уже была отработана технология погрузки угля, кирпича, клинкера и других материалов.
В этом же году мне предложили новую должность – начальника отдела кадров – заместителя начальника порта по социальной работе. И началась совсем другая жизнь. Вот тогда и заинтересовался историей, архивами ведь тоже я командовал, как начальник кадров. Приходилось даже по ночам изучать документы, днем-то работу никто не отменял. И так увлекся, что решил создать музей, чтобы все знали, какое у нас уникальное предприятие, кто на нем работал и работает, в каких условиях.
Некоторые люди настолько поразили мое воображение, что захотелось даже отдельно о них написать, как, например, об Александре Григорьевиче Кизиме. Он был 18 лет директором порта. Самый молодой, всего 37 лет, он сам предложил свою кандидатуру. Пробивной, в хорошем смысле этого слова, энергичный, с отличным инженерным мышлением. Именно в его время порт начал бурно развиваться. Этот период можно охарактеризовать двумя словами: “впервые” и “самый”. Впервые продленная навигация, впервые круглогодичная и арктическая. И самые современные причалы высокой воды, знаменитая ледозащитная дамба, новые суда ледового класса и так далее.
Хранитель памяти
Павел Александрович не только заслуженный работник Дудинского порта, но и хранитель его памяти. Благодаря его усилиям был основан музей истории предприятия.
– Он был создан в 1994 году, к 50-летию порта. Вот в такое сложное время, когда уже начинался всеобщий развал, денег подчас не хватало на самое необходимое, но благодаря помощи разных людей, а главное – поддержке начальника порта Лонгина Андреевича Хана осталась память о тех событиях и людях. Музей был признан одним из лучших в конкурсе “Уникум” среди предприятий Норильского горно-металлургического комбината им. А.П.Завенягина в номинации “Завод – моя гордость”. Мне вручили не только благодарность, но и золотую Нику.
Я знаю в порту почти всех, как и меня знают все. Музей – это детище всей моей жизни, дань уважения замечательным труженикам-портовикам, которых я очень люблю. Хочется, чтобы молодые, те, кто пришел нам на смену, помнили об истоках, знали, с чего все начиналось. В летопись Дудинского порта уже вписано новое название – Заполярный транспортный филиал, но сути это не изменило. Сегодня порт оснащается новой техникой, все что можно компьютеризировано и автоматизировано, появились новые суда высокого класса, новые краны, многое изменилось. Но хребет порта создали мы, ветераны, и об этом не стоит забывать.
0

Читайте также в этом номере:

Исторический день (Татьяна РЫЧКОВА)
Особая техника (Андрей СОЛДАКОВ)
Что нам метель (Юлия КОСТИКОВА)
Гном из подъезда (Николай ЩИПКО)
Снова с медалями (Елена ПОПОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск