Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Оптимисты и пессимисты
ТЕНДЕНЦИИ
27 ноября 2008 года, 14:54
Текст: Владислав ТОЛСТОВ
Последние дни главная тема разговоров в высших эшелонах краевой власти – предстоящее принятие бюджета.
Впервые за много лет краевой бюджет будет приниматься в столь сложных условиях. Падение цен на товарную продукцию основного «наполнителя» доходной части – «Норильского никеля», ожидаемое сокращение налоговых поступлений (по самым оптимистическим прогнозам – в три раза), ожидание экономических неурядиц на предприятиях, работающих в крае – задержки зарплаты, локауты, массовые сокращения, социальные волнения… Все это, мягко говоря, не внушает особого оптимизма, что первый в истории края среднесрочный трехлетний бюджет сегодня можно спрогнозировать с точностью до копейки.
Оптимистов меньше, чем пессимистов. А когда речь идет о предполагаемых финансовых обстоятельствах, пессимисты, как мне кажется, даже полезнее. На днях эксперты краевого парламента и представители Счетной палаты сочли оптимистичный прогноз социально-экономического развития края на среднесрочную перспективу малообоснованным. Вердикт: прогноз разрабатывался исходя из экономической ситуации первого полугодия нынешнего года. А потом за считаные недели ситуация изменилась так, что впору заказывать уже не прогноз развития, а сценарий выживания.
И тем не менее. Красноярская экономика, несмотря на бушующие в мире кризисные тенденции, показывает неплохие результаты. Даже рост! Много ли сегодня в России регионов, где в разгар кризиса регистрируется экономический рост?
Подобные споры между, условно говоря, «оптимистами» и «пессимистами» – нормальный и правильный процесс. Пессимисты тычут пальцем: посмотрите, какие у нас плохие предпосылки. Банковские проценты растут, компании уже не в состоянии обслуживать свой оборотный капитал, инфляция, рост цен, завышенные ожидания по росту регионального валового продукта (в бюджете заложен рост девять процентов, максимальный был в 2007 году – шесть).
Оптимисты возражают. Да, но производительность труда растет, компании демонстрируют социальную ответственность и не планируют массовых сокращений. Даже создают новые рабочие места – только что ассоциация промышленных предприятий попросила депутатов Заксобрания увеличить квоту для найма на работу иностранных граждан на три тысячи. Если нанимают иностранцев, значит свои все трудоустроены (в Красноярском крае самый низкий в Сибирском федеральном округе уровень безработицы). И вообще, что говорить о кризисе, если краевая экономика вот-вот совершит рывок и уйдет от зависимости от сырьевой конъюнктуры. Доля налогов, которые платят средние и мелкие компании, постоянно растет. Аналитики обещают стабилизацию цен на никель не позднее второго квартала следующего года. О чем беспокоиться?
Пессимисты не сдаются. В 2009 году из запланированных инвестиционных проектов, из объектов «второй индустриализации Сибири» в строй войдет только Ванкор, причем пока до сих пор неизвестно, сколько средств от него получит бюджет – новое предприятие в полную силу заработает не завтра. Опять же, восклицают пессимисты, как можно планировать инфляцию в 8,4 процента, если тарифы на электроэнергию, услуги общественного транспорта и «коммуналку» вырастут куда сильнее?
В ответ оптимисты ссылаются на последние инициативы государственной власти, обещавшей снизить налоговое давление на компании-экспортеры («Норильский никель», к слову, благодаря этому сможет сэкономить 240 миллионов рублей, сказал недавно на пресс-конференции генеральный директор компании Владимир Стржалковский). К тому же краевая экономика становится все меньше «сырьевой» и все больше – инновационной, то есть задействуется самый дорогой на сегодня ресурс – собственные научные разработки. И поддержка инновационной деятельности, к слову, прописана в краевом бюджете отдельной строкой.
Сейчас никто не может сказать, кто именно окажется прав – оптимисты или пессимисты. Никто не может сказать этого и о Норильске, чей бюджет, в отличие от краевого, куда сильнее зависит от «ценовой лихорадки», поразившей рынок цветных металлов. Как метко заметил недавно Валерий Семенов, курирующий бюджетный процесс в Заксобрании, «если что-то будет не так, мы прослезимся и будем принимать конкретные решения. Тем более что социальные обязательства бюджета будут выполнены в любом случае, останутся капитальные затраты и инвестиционный фонд». Спикер Заксобрания Александр Усс уточнил: корректировки в бюджет края будут вноситься не раньше конца первого полугодия следующего года. К февралю будет примерно понятно, «что случилось», тогда уже и можно будет предметно обсуждать ситуацию. А сегодня, по словам Усса, «степень определенности нашего финансового положения очень низка». Семенов (условно) – оптимист, Усс (столь же условно) – пессимист. Но работать им вместе. Год предстоит сложный, а останется ли время на споры, когда «все случится», сейчас никто не скажет.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск