Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Однажды в студеную зимнюю пору
Театральный хронограф
24 декабря 2010 года, 15:28
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Датой открытия стационарного театра в Норильске следовало бы считать декабрь 1941 года, а не 6 ноября. Через 13 лет в канун празднования Великой Октябрьской был открыт театр на улице Севастопольской... Впрочем, теперь это уже неважно.
И “Золотой Остап”
1 декабря 1995 года на сцене Норильского Заполярного театра драмы им. Вл.Маяковского прошла премьера музыкальной комедии Юлия Кима по роману Войновича “Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил”. Норильский “Чонкин” был признан лучшим спектаклем сезона на краевом фестивале “Театральная весна – 1996”. Александра Зыкова отметили за лучшую режиссуру, а Михаила Мокрова – за лучшую сценографию и костюмы. Роли Сергея Ребрия, Лаврентия Сорокина и Василия Решетникова были названы лучшими актерскими работами. На какое-то время спектакль стал визитной карточкой Норильского Заполярного. Норильчане показывали его на сцене МХАТа имени Чехова и на Всероссийском фестивале сатиры и юмора (сезон-1997/98) в Питере, где спектакль получил диплом и малую статуэтку “Золотой Остап”.
Мюзикл Кима – Дашкевича закрепил за театром великолепного питерского художника Михаила Мокрова, ставшего вскоре главным художником норильской драмы. Выдвинул в когорту ведущих артистов Сергея Ребрия и вообще сослужил Норильскому Заполярному великую службу, подняв его планку на уровень столичных театров.
 
“За работу по художественному обслуживанию”
3 декабря 1947 года руководство комбината и окружком профсоюза объявили благодарность всему коллективу Норильского театра драмы и музыкальной комедии за “большую работу по художественному обслуживанию коллективов предприятий комбината”. В решении было отмечено, что “зимний сезон 1947 года театр открыл досрочно и за короткий срок создал ряд высококачественных спектаклей: “Разлом”, “На нашем берегу”, “Машенька”, “Последние”, показав одновременно ряд других восстановленных спектаклей.
Своей работой коллектив театра способствовал выполнению производственных планов второго года послевоенной сталинской пятилетки”.
Решение готовилось к 30-летию Великой Октябрьской, но, видимо, вовремя поздравить театр руководство не успело.
Кроме общей благодарности 3 декабря двадцати четырем служителям Мельпомены были выданы почетные грамоты. В списке награжденных значились и 22-летний артист Иннокентий Смоктуновский, и солист балета Михаил Годенко. (Тот самый, чье имя сегодня носит ансамбль танца Сибири, в эти дни отмечающий полувековой юбилей.) Кстати, это был последний сезон, когда Норильский Заполярный назывался театром драмы и музыкальной комедии. Попытка объединить в одной труппе и репертуаре драматических артистов и опереточных не увенчалась успехом, как считал первый директор театра Григорий Бороденко, из-за того что занять актеров оперетты в драматическом театре не получалось.
 
Как и положено хорошему артисту
9 декабря 1975 года родился Роман Лесик, один из самых романтичных артистов Норильского  Заполярного. Лесик дебютировал на норильской сцене ровно десять лет назад в спектакле Сергея Стеблюка “Последние новости мужского платья”. Это была постановка на четырех выпускников Красноярского института искусств, приехавших в Норильск, – Романа Лесика, Павла Авдеева, Тимура Файрузова и Людмилу Каевицер.
За десять лет артистом сыграно немало: доктор О’Фаррел в “Пенелопе” по Моэму, Валентин в горинской “Чуме на оба ваших дома”, Алексей в “Очень простой истории” Марии Ладо, Гортензио в “Укрощении строптивой” Шекспира и так далее. Практически в каждом спектакле для Лесика находится роль, а то и не одна, как, например, в недавних “Пестрых рассказах” по Чехову.
“Особенно впечатляет Роман Лесик в роли Епиходова”. Это цитата из одной иногородней рецензии, под которой подпишутся все, кто видел “Вишневый сад” в постановке Зайкаускаса. Впрочем, впечатляет практически все, что играет, вернее, реально проживает Лесик на норильской сцене. Как и положено хорошему артисту.
В декабре театр чествует и двух “круглых” юбиляров, точнее юбилярш. Десять лет заведует билетными кассами приветливая и доброжелательная Любовь Вялова, отметившая круглую дату 17-го. 25 декабря поздравления с днем рождения будет принимать обладательница редкой профессии художника по свету – заведующая осветительным цехом Вера Пирютко.
 
Не хуже Ленкома
10 декабря 1975 года главным режиссером Норильского Заполярного театра драмы имени поэта-трибуна был назначен режиссер из Риги Леонид Белявский. “Семилетка” Белявского стала одним из лучших периодов в биографии театра. Для этого были все предпосылки. Поставленные режиссером в Рижском театре русской драмы спектакли “Разорванный рубль” Антонова и “Хочу быть честным” Войновича стали событием в Риге, а после “Кавказского мелового круга” (совместно с Аркадием Кацем) в театре забыли, что такое неполные залы. То же произошло и в Норильске. Европейский уровень театральных постановок в городе на 69-й параллели поражал не только столичных, но и зарубежных гостей города, не говоря уже о норильчанах. Не обошлось, конечно, и без спектакля о вожде мирового пролетариата, но это была пьеса Шатрова. “Синие кони на красной траве” шли на сцене захаровского Ленкома и в Норильске. На московских гастролях в 1979-м в том самом театре Ленинского комсомола о спектакле Белявского с Юрием Гребнем в роли Ленина в кулуарах говорили как о более успешном, чем одноименный с Олегом Янковским. А был еще “Девятый праведник” Юрандота, “Святая святых” Друцэ, чеховские “Три сестры”. Были телевизионные проекты и “Клуб полуночников” при театре. В 1988-м Белявский после работы в Норильске и краевой драме вернулся в Ригу заслуженным деятелем искусств РСФСР. Ему было чуть за 60. За 22 постнорильских года режиссер поработал в Нижнем Новгороде, где в свое время (до ЛГИТМиКа) учился в театральном училище вместе с Евстигнеевым и Хитяевой, и Рижской русской драме. Интересно, что в чеховский год он, как и его норильский коллега Анатолий Кошелев, выбрал для постановки чеховские “Пестрые рассказы”, дав спектаклю название “Юбилей всмятку”.
 
“За невозможностью дальнейшего использования”
17 декабря 1952 года директор Норильского театра драмы Евгений Горин подписал приказ №140: “С 30.12 сего года освободить от работы за невозможностью дальнейшего использования следующих артистов драмы: Головина В.Д., Рытькова Н.Н., Урусову Э.Ю., Клавдиева Ю.М.”. Был в этом списке и будущий народный артист СССР Георгий Жженов.
В своих воспоминаниях Георгий Степанович прокомментировал это событие так: “Однажды дирекция театра сдуру поувольняла всех ссыльных артистов из театра как неблагонадежных… Полковник вступился за нас, своих подопечных, и заставил восстановить всех”. Потом его попытаются уволить еще раз, в 1953-м, по “окончании трудового договора”. Через год артист уйдет из театра уже по собственному желанию: его наконец освободят из ссылки. Впереди – полвека работы в театре и кино, всеобщее признание и статус “совести эпохи” от президента России. Трижды за эти годы артист будет возвращаться в Норильск. В последний раз в 2000-м, за пять лет до смерти, со съемочной группой фильма “Русский крест”.
 
Давали Гольдони
31 декабря 1941 года, если память не подвела первого директора театра Григория Бороденко, состоялось открытие Второго Заполярного театра. Помещение под него было переоборудовано из столовой второго лаготделения. Впоследствии к столовой пристроили сцену, гримуборные, служебные помещения.
К открытию были подготовлены два спектакля: “Хозяйка гостиницы” Гольдони и “Сады цветут” Масса и Куличенко. На открытии давали Гольдони в постановке режиссера Демиховского. Бороденко играл Фабрицио, его жена актриса Елена Неволина – Мирандолину. В спектакле были заняты актеры Георгий Горский, Валентин Валентинов, Александр Радзин.
“Веселая вдова” Легара на норильской сцене
Дуэт Роман Лесик – Сергей Ребрий (стоит) в “Пестрых рассказах” по Чехову
На снимке первого фотолетописца театра Григория Бороденко первая труппа после репетиции. Идет 1943 год
0

Читайте также в этом номере:

Севка с “Голубых озер” (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Солнце разгонит темень (Лариса ФЕДИШИНА)
Фуня как символ (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск