Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Норильский меридиан
13 октября 2008 года, 15:00
Фото: Сергей МОГЛОВЕЦ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Если норильчанин говорит: «Отдыхал на Юге» – он, как правило, имеет в виду Крым, Черноморское побережье или места еще более отдаленные – Анталью, Потайю, Хургаду. Между тем Таймыр почти как Северный полюс. Куда ни возьмешь отсюда билет, если только это не Хатанга или Диксон, обязательно попадешь на юг. Вы непременно доедете до настоящего Юга, даже если будете двигаться строго по норильскому меридиану.
Есть ли юг в Сибири?
Спросите об этом у немца, француза или, на худой конец,  москвича – ну, у любого европейца. Для них вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» более неоднозначен. А о том, что в Сибири Юга нет по определению, знают по ту сторону Урала все – от академиков до малышни. Опровергнуть это  мнение задались пару лет назад мои друзья – Лариса и Стас Стрючковы. Свой летний отпуск они провели, путешествуя по Красноярскому краю и Хакасии. Наслушавшись удивительных рассказов про тайгу, рыбалку, оборудованные лежаками и зонтиками пляжи на лесных озерах и сорокаградусную жару, мы с супругой Ириной тоже решили открыть для себя Сибирь. И с небольшими вариациями повторили маршрут друзей, обещавший невероятные впечатления. План наш был прост: на теплоходе «Александр Матросов» добраться от Дудинки до Красноярска, посетить таежный городок Абазу на юге Хакасии, сплавиться на рафтах по горной речке Казыр, добраться до Небесной Обители – расположенной в сибирской тайге загадочной страны Виссариона, человека, которого последователи считают Богом, а церковные ортодоксы – антихристом. Последний пункт путешествия вызвал много разногласий. Жена, православная христианка, не желала ехать в «обитель Сатаны». Товарищ, большой церковный чин из Сергиева Посада, предупреждал электронным письмом: «Сергей, будь осторожен: это секта!». Мир внес настоятель норильского собора Всех Скорбящих Радость отец Михаил, напутствовав: «Благословляю на путешествие как журналиста. Опиши все правдиво и не поддайся искушению».
 
А провожают пароходы совсем не так, как поезда
Каждый отпуск для огромного числа норильчан начинается одинаково. Летят самолетом через Москву до моря – Красного, Черного, Средиземного. Сутолока, зной, нервотрепка. Я сам в прошлом году начинал отпуск именно так. Все две недели в Крыму обливался потом, прятался на пляже от солнца и молился, чтобы случился ненастный день. Переакклиматизация. Чего было больше на море – мучений или радостей, сказать не берусь.
В этом году все было по-другому. Шесть с половиной суток неспешно двигался теплоход из северных широт в средние. Уютная двухместная каюта первого класса, пустынная палуба, два ресторана с умеренными ценами и… много-много воды за бортом. И проплывающие мимо берега, на которые не устаешь смотреть. «А вот и поели, можно и поспать. А вот и поспали, можно и поесть». Оказывается, полная релаксация – это путешествие по реке на теплоходе. Енисей лечит и завораживает. Теплоход вместе с пассажирами растворяется в сибирских просторах. А когда пропадает сотовая связь и Интернет, ты окончательно сливаешься с природой и тишиной. Днем на корме можно загорать в шезлонгах, а вечером от Енисея идет прохлада, и без теплой куртки долго на палубе не выдержишь.
 
Родственники «Тигров»
О теплоходе нужно сказать особо. Таких на Енисее, да и вообще в России, осталось всего два – пассажирский флагман «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов». Построены они были на верфи в немецком городе Висмаре в 1954 году. Всего 32 теплохода этой серии было куплено СССР. Остальные тридцать ходили по Волге. Волжские суда давно списаны в утиль, а енисейские еще ходят.
– Корабли этой серии сделаны из очень хорошей стали, – рассказывает капитан «Матросова» Владимир Князев, – низкоуглеродистой, вязкой. Именно такая использовалась для изготовления брони знаменитых немецких танков «Тигр». Немцы, а иностранных туристов бывает на Енисее каждое лето немало, восхищаются, что корабль поддерживается командой в состоянии, близком к идеальному.
Внутренняя отделка и палуба теплохода – царство латуни и дуба. Это вам не евроремонт с пластиковыми панелями. Все настоящее, осязаемое, прочное. Дубовые перила и палубный планшир не хочется выпускать из руки – отполированные, теплые. Команда в любую свободную минуту истово драит корабль. Чистота здесь удивительная. Странное ощущение, будто интерьер теплохода впитал сразу две эпохи – Викторианскую и советскую. Удобства в каютах по современным меркам минимальные – во многих нет даже электрических розеток, но, как ни странно, это не создает непреодолимых неудобств.
Почти идеальное состояние судна объясняется просто. Текучки кадров здесь нет: экипаж не меняется уже больше десяти лет. Енисейский пассажирский флот сосредоточен сейчас в поселке Подтесово и обслуживается его жителями. Весь экипаж, включая капитана, – подтесовские. Кроме флотской работы, другой в поселке нет. Люди держатся за свою работу, знают, что и на будущий сезон они выйдут на вахту именно на этом корабле.
 
Что читают официанты?
Такое впечатление, что чем дальше от крупных городов, тем больше культуры – в том, старом, понимании – сохранилось в людях. Удивило, что официантка, обслужив нас в ресторане, ушла за свой столик в уголке и углубилась в чтение «Идиота» Достоевского. Еще она рисует витражи на маленьких стеклышках, разложенных на столе.
– Для чего это вам? – спрашиваю.
Она откровенно недоумевает:
– Интересно.
Заведующая корабельным рестораном хвалится подруге, что приобрела дочери подарочное издание «Отцов и детей» Тургенева. А о существовании писателя Сорокина она, как оказалось, даже не подозревает. А я уже было уверился в том, что сейчас если люди что-то и читают, то только новомодные «Духless» Минаева или «Нефть» Юденич. Или еще что-то из семейства однодневной книжной ботвы.
Но удивляют и столичные жители, едущие в провинцию. Хотя Енисей – это разве провинция? Это российская столица рек.
В соседней с нами каюте москвичи – врач Алла и адвокат Олег. Все заработанное – а зарабатывают они по норильским меркам немало – тратят на путешествия.
– У нас двухкомнатная хрущевка без евроремонта, мебель старая, машины нет, – рассказывает Алла. – Но не реже четырех раз в год отправляемся в путешествие. Недавно из Бразилии вернулись. В прошлом году по Оби плавали. В будущем году собираемся в Антарктиду, давно хотим и по Лене прокатиться. Мы уже полмира объездили, но не собираемся останавливаться на достигнутом.
К каждому путешествию они основательно готовятся. Запасаются путеводителями, собирают информацию через Интернет. В каюту Алла и Олег заходили только для того, чтобы рассказать нам с женой о своих прежних путешествиях да свериться с картой Енисея, распечатанной на двух десятках листков, – где сейчас проплывают. Все остальное время они проводили на палубе.
 
Судоходство село на мель
Поездка по Енисею привлекает иностранных туристов. Их с нами много – шведы, чехи, австрийцы. Правда, в отличие от россиян они не имеют возможности пройти маршрут целиком – от Красноярска до Дудинки. Сесть на теплоход, идущий в низовья, они могут только в Енисейске. Причиной знающие матросы называют то, что сразу за селом Атаманово с реки просматриваются сооружения секретного оборонного завода на правом берегу. Странная причина. Я думал, что со спутников сейчас можно сфотографировать все. Да и иностранные делегации бывают в этом городке нередко. Но ограничение это существует.
Очень вероятно, что в скором будущем и норильчане будут иметь возможность доехать только до Енисейска, но совершенно по другим причинам. От Енисейска до Красноярска река обмелела, и для прохождения крупного пассажирского теплохода «Матросов» через перекаты Красноярская ГЭС даже делает специальный сброс воды. Глубина фарватера на Казачинском пороге 265 сантиметров при осадке судна в 235. Именно по причине мелководности Енисея до слияния с Ангарой и комфортабельный теплоход «Антон Чехов» в девяностых годах был переведен на Волгу. Его осадка превышала три метра.
 
Дары большой реки
Теплоход причаливает только к крупным населенным пунктам. Обычно, если надо высадить пассажира в селе поменьше, его с легкого подвесного трапа ссаживают прямо на моторную лодку, подходящую к борту. Так же и принимают пассажиров.
Рассказы «старожилов» о возможности приобрести с борта теплохода осетровую икру по смешной цене оказались несостоятельны. Да, лет пять назад из прибрежных сел к кораблям подходили местные жители на моторках и предлагали деликатес по тысяче рублей за килограмм. Два года назад продавали уже по две тысячи, что по сравнению с московской ценой – 70 тысяч – тоже, как говорится, даром. Но с прошлого года ужесточили наказание за отлов осетровых и за черную икру, приравняв ее оборот чуть ли не к продаже наркотиков. Наказывают теперь и капитанов судов, на борту которых велась торговля. И сейчас мало кто рискует останавливать теплоход в «традиционных местах» для товарообмена. Хотя местные отлавливают ценную рыбу не в меньших объемах. Ведь для многих жителей отдаленных сел это единственная возможность заработать. Попробуй отучить старовера от традиционного промысла.
Рядом с пристанью села Ворогово торговлю ведут официально. Запрещенных товаров здесь нет. Цены, на наш взгляд, удивительны. Копченая стерлядка по 100–150 рублей за хвост, жареная щучья икра по… 20 рублей за объемистый кулек. Есть кедровые орехи, смородина. Уставшие от ресторанной пищи могут купить горячую отварную картошку, домашние котлеты, малосольные и свежие огурцы.
 
Красноярск встретил прохладой
Из-за тумана простояли ночью шесть часов. К Енисейску «Матросов» подходил с опозданием почти в сутки. По судовому радио объявили, что опаздывающим можно добраться до краевого центра на поезде или такси. Таксисты вели с пассажирами ожесточенный торг. Начинали с пяти тысяч рублей, но соглашались везти за три. Несколько пассажиров сошли с теплохода – у них авиабилеты из Красноярска, а «Матросов» прибудет туда почти через двое суток. Хорошо, что нам с женой можно не торопиться – сами себе хозяева. Более того, путешествие по воде уже настолько увлекло, что хочется плыть дальше. Москвичи Алла и Олег – опытные туристы – говорят, что оптимальный срок для речного круиза 10–14 дней. Больше двух недель – уже скучно, меньше 10 дней – не успеешь «надышаться водой, пространством и красотой».
В Красноярск «Матросов» прибыл рано утром. В краевой столице моросил дождь. Выезжали из Норильска при температуре плюс двадцать, а здесь было не теплее пятнадцати. Неужели юга в Красноярском крае все таки не существует?
Опоздание на сутки не разрушило наших отпускных планов. Не разочаровало и само путешествие по реке. Не припомню, чтобы когда-нибудь уже в самом начале отпуска чувствовал себя настолько отдохнувшим и готовым к новым приключениям. Впереди нас ждал Абакан, соленое озеро Шира, таежная Абаза и Небесная Обитель – приют опального Виссариона.
 
Продолжение следует.
Интерьер кают-компании погружает в другую эпоху
Рулевые несут вахту и днем и ночью
Копченую стерлядь в Ворогово продают по... 100 рублей за хвост
Почувствуй себя капитаном!
Если хочешь быть здоров, чаще смотри на бегущую воду
В селах на берегах Енисея неспешно течет жизнь, непонятная горожанам
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск