Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
09:15 Актер Норильской драмы стал героем документального кино
19:05 Стратегию развития самого северного вуза представили в Норильске
15:10 Три норильские НКО получили президентские гранты
15:10 На рудниках Заполярного филиала завершается обновление вагонного парка
15:05 Рудники «Норникеля» переходят на эффективные электровозы компании Ferrit
Все новости
На краю мира
Театральный хронограф
17 сентября 2010 года, 13:34
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
70-му творческому сезону в Норильском Заполярном театре драмы им. Вл.Маяковского газета посвящает специальную рубрику. В ней мы будем вспоминать важные и не очень театральные события каждого месяца начиная с сентября 1941 года.
Фантастический Чехов в Заполярье
2 сентября 2009 года с таким подзаголовком вышла статья в газете “Культура”. В ней московский критик Дмитрий Минченок восторженно сообщал, что в Норильском Заполярном театре драмы имени Вл.Маяковского идет фантастическая интерпретация “Вишневого сада” Чехова в постановке самого загадочного российского режиссера с литовскими корнями Линаса Зайкаускаса.
“Получилось неожиданно, шокирующе и... очень по-русски, – писал автор. – В точном соответствии с хрестоматийной фразой “энциклопедия русской жизни”. Оказывается, что Чехов действительно энциклопедия, причем остроактуальная, особенно в том месте, которое издавна звалось “зоной”.
Попытка обновить Чехова в постановке на краю мира наделала много шума в театральной среде. Спектакль полюбили актеры, но нашлись и противники норильской трактовки. Заполярный “Вишневый сад” с трудом пробился на краевой театральный фестиваль, где норильчане, как правило, побеждали в главных номинациях, и не остался без наград.
После отъезда Нины Валенской – Раневской норильский зритель спектакль больше не увидел. С конца прошлого сезона актриса вновь работает в театре, но вернется ли на сцену “фантастический Чехов”, неизвестно.  
 
Первые столичные
10 сентября 1979 года спектаклем “Темп-29” по пьесе Погодина на сцене знаменитого Ленкома открылись гастроли театра из Норильска. На первых столичных гастролях норильчане показали восемь спектаклей. Чеховские “Три сестры” в постановке главного режиссера театра Леонида Белявского и “Золотая труба на двоих” по пьесе Романа Солнцева, поставленная Андреем Андреевым, были отмечены как выдающиеся достижения театра.
Кроме спектаклей москвичи и гости столицы могли увидеть и работы художников из Норильска. В фойе театра экспонировалась живопись и графика Эмилии Гончаровой, Нины Кизиловой, Геннадия Василькова, Сергея Морозова. Фотохудожники представили летопись Норильского горно-металлургического комбината в фотографиях.
На спектаклях норильчан побывало немало знаменитостей, в том числе и бывших земляков. Например, тогда еще солист Большого театра Владислав Пьявко пришел на открытие вместе с супругой – великой оперной певицей Ниной Архиповой. Спектакли самого северного театра посмотрели и столичные критики, такие как Леонид Абалкин, и маститые режиссеры, например Евгений Симонов из театра имени Вахтангова.
 
С норильской путевкой
16 сентября 1946 года согласно записи в личном деле, хранящемся в архиве Норильского комбината, студент театральной студии из Красноярска Иннокентий Смоктуновский становится артистом Второго Заполярного театра драмы в Норильске.  В этом же сезоне  его имя появится в программах и афишах театра. Норильск даст великому артисту не только путевку на сцену, но и фамилию, ставшую очень известной уже через десятилетие, – Смоктуновский вместо родительской Смоктунович.
В сезон 1946/47 дебютант сыграл шесть премьер, после одной из них новенького заметила местная пресса. Похвалив исполнителя роли Сени Горина в “Старых друзьях” по пьесе Малюгина, газета “За металл”  назвала артиста СмоТкуновским…
В 1951-м 26-летний Иннокентий Смоктуновский навсегда уехал из Норильска навстречу славе и мировому признанию.
 
“Чума” – победительница
20 сентября 1996 года прошла премьера спектакля по пьесе еще живого Григория Горина “Чума на оба ваши дома” в постановке Александра Зыкова.
В апреле 1997 года на краевом фестивале “Театральная весна” спектакль получил награды в пяти высших номинациях. Лучшая мужская роль – Василий Решетников. Лучшая женская роль – Нина Валенская. Лучшая роль второго плана – Ирина Афанасьева. К тому же “Чума” была названа лучшим спектаклем сезона с лучшей сценографией Татьяны Ногиновой.
Это был второй из серии горинских спектакль в постановке художественного руководителя театра, венчавший первое (из почти двух) десятилетие Александра Зыкова в Норильском Заполярном. Спектакли по Горину стали фирменным знаком театра, режиссера и его команды вплоть до отъезда Зыкова из Норильска в 2006-м. Вместе с ним ушли и спектакли по Горину, так как в это же время перебрались на материк несколько ведущих артистов – Анна Титова, Лаврентий Сорокин, Василий Решетников, Владимир Тягичев.
 
Заслужили!
22 сентября 1956 года вышел указ о присвоении звания “заслуженный артист РСФСР” актерам Норильского Заполярного театра драмы Елизавете Евстратовой, Всеволоду Лукьянову и Михаилу Шелагину.
Из трех имен нетеатралам могут быть знакомы как минимум два. Елизавету Евстратову старшее поколение видело в фильме Льва Кулиджанова “Преступление и наказание”, в котором бывшая актриса норильского театра (а до этого Моссовета и других) сыграла старуху-процентщицу. Надо сказать, что и в Норильском Заполярном, где актриса проработала почти десять лет, до 1958-го, Евстратова имела амплуа характерных старух с комедийным уклоном.
Всеволод Лукьянов отдал театру в Заполярье четверть века и вошел в его историю как исполнитель роли Ленина. Впервые это произошло в 1957 году, то есть после присвоения ему звания заслуженного артиста. Перед отъездом из Норильска Всеволод Лукьянов был назван почетным гражданином города.
Михаил Шелагин приехал во Второй Заполярный театр из Первого, Игарского, в 1944-м вместе с женой Еленой Юровской. Соратники основательницы Игарского театра Веры Пашенной прослужили в Норильске почти два десятилетия.
 
Последним рейсом
25 сентября 1941 года последним рейсом на пароходе “Спартак” из Красноярска в Дудинку отправилась первая труппа норильского театра. По воспоминаниям первого директора театра Григория Бороденко, она была набрана краевым отделом искусств из артистов, “забракованных военкоматом”. Театр в Норильске создавался по инициативе начальника комбината и лагеря Александра Панюкова как частная антреприза, без дотации на организацию и содержание.
…Антрепренер Делюков на пароход опоздал, а с ним в Красноярске остались деньги и теплые вещи… Чтобы прокормить артистов, Бороденко стал играть с пассажирами-норильчанами в преферанс.
“Собрал артистов, наскребли кое-какие деньги… Мои партнеры играли средне, с деньгами не слишком осторожничали, к тому же поддавали все время. А я ни-ни. Вот так мы и прокормились семь дней до Дудинки”, – вспоминал Бороденко.
Антрепренер появился в Норильске лишь в ноябре, прилетев самолетом вместе с художественным руководителем Вунгисом, двумя художниками и еще одной актрисой.
0

Читайте также в этом номере:

Хвосты на инновацию (Виктор ЦАРЕВ)
Школа в тундре (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Клятва для сестер и братьев (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск