Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
На бананах до Путоран
ПУТЕШЕСТВИЯ
28 августа 2012 года, 16:53
Фото: Дмитрий ДОНСКОЙ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Offroad Master Club из Новосибирска успешно завершил  автоводную трофи-экспедицию “Плато Путорана – 2012».
У норильских любителей экстрима четкое разделение: если большое водное путешествие, то на катере, если штурмовать горки и маленькие речки, то на джипах. А вот участники экспедиции из Новосибирска эти два способа совместили, превратив внедорожники в амфибии, и отправились на Путораны за красотой, выбирая самые недоступные и красивые места страны. Добраться до плато было мечтой президента клуба Игоря Куликова. Полгода назад новосибирцы ехали к плато, но Игорь умер в пути. Остановилось сердце. Они достигли плато со второго захода, уже без него.
Любят же эти джиперы задирать колеса своих автомобилей на невиданную высоту. Я забираюсь в “Тойоту»-амфибию, чтобы познакомиться с женой Игоря Валентиной. Теперь она президент клуба. В амфибии тепло, она обшита непромокаемой тканью на молнии, на “первом этаже» места водителя и штурмана, мы же находимся на “втором этаже» – в бытовом, если можно так сказать, помещении.
– Они меня просто спасли, – говорит Валентина про товарищей. – Спасли в день смерти Игоря и не бросают до сих пор. Эту машину строил он, поэтому я просто обязана была сюда поехать. И не пожалела об этом нисколько.
– Послевкусие после того, как мечта сбылась?
– Усталость сумасшедшая.
Поработали бурлаками
И наших, и новосибирских, и всех прочих джиперов немедленно можно опознать по шноркелям – черным трубам, которые не дают мотору наглотаться воды. Еще одна крайне необходимая в поездках вещь – хайджек, реечный домкрат. Один из участников экспедиции, преподаватель университета Александр Гусев (преподает финансовые дисциплины), показывая на хайджек, закрепленный на борту военного немецкого грузовика “Мерседес-Унимог”, говорит, что этот предмет очень пригодился на речке Талой. Преодолеть ее течение амфибии не смогли. Выползли на сушу, увязли по брюхо в грязи, уткнулись в вечную мерзлоту, но выбрались. Теперь знают, почему по тундре лучше ездить по зимникам.
Зато четыре навороченных автомобиля “Тойота-Ленд-Крузер”, превращенные в амфибии, переплыли озеро Глубокое. Такого озеро еще не видело.
– У автомобиля слева и справа бананы, основа катамаранов, – рассказывает Александр. – Автомобиль является несущей конструкцией для двух бананов водоизмещением четыре куба каждый, соответственно, грузоподъемностью восемь тонн. Машина весит около трех тонн, плюс топливо, двигатели и прочее. Сзади каждой машины стоит лодочный мотор мощностью 30 лошадиных сил, прожорливый. Две тонны горючего для них вез специальный плот.
По ровной воде амфибии двигались со скоростью 7–8 километров в час, по течению – до 15–18 километров. Против течения иногда приходилось работать бурлаками, рассказывает Александр.
– Реки мы частично по берегу проходили. Река Муксун, к примеру, даже для многих лодок считается непроходимой, потому что мелкая очень. Но где лодкам смерть, машинам очень хорошо. Мы там страховались: также на бананах, но колесами по воде, потому что глубина небольшая. Катера не ходят, только резиновые лодки. Дошли до дальнего конца озера Собачье – кордона заповедника “Путоранский”.
Отдохнули от кастрюль
Кто они – эти отчаянные люди, добравшиеся до плато столь оригинальным способом?
– Люди разных профессий, – отвечает на вопрос Александр. – Алексей Зуев, ему немного за 30, у нас единственный, кто вырос в Норильске. 10 лет назад уехал в Новосибирск, руководит транспортной компанией. Валентин Веселов тоже в транспортной сфере работает, индивидуальный предприниматель…
– Вижу по озвученным должностям, такие путешествия по карману людям обеспеченным?
– Просто мы так проводим отпуск. У меня коллеги едут в Турцию, Таиланд, Египет, а я на Таймыр. Нам тут лучше, подальше от цивилизации.
15-летний Никита Зуев рассказывает, что это уже второе экзотичное путешествие, в которое он едет вместе с отцом. 30-летняя Юля, жена руководителя экспедиции Олега Булгакова, говорит, что поездка – отличный отдых от кастрюль.
В клубе многие путешествуют парами. Олега и Юлю тоже соединила любовь к экстриму.
– Мы когда поженились, был совместный интерес к путешествиям, – рассказывает Олег Булгаков. – Когда дети были совсем маленькие, жена их воспитывала, сейчас мы смогли их оставить бабушке. Юля – неоднократная участница экспедиций первопрохождения, спортсменка-разрядница, кандидат в мастера спорта по автомототуризму. Мы участвуем в чемпионатах Сибири, России, неоднократные их призеры.
– Какое место в череде ваших путешествий занимает вояж на плато Путорана?
– Мы разное видели: Алтай, Саяны, Магадан, Даурию, Забайкалье, Урал. У нас были очень серьезные походы, когда кончались продукты, топливо, ломалась техника и мы пропадали в тайге, но плато Путорана – один из сложнейших и напряженных походов. Очень трудно было решиться на такое путешествие, потому что считается, что этот район для автомобилей недоступен. Раньше это была просто несбыточная мечта – плато Путорана. Ее никак нельзя было достичь, но год от года она становилась ближе, и мы наконец-то решились. И сейчас усталые, потрепанные, но счастливые стоим здесь.
Нашли что искали
Путешественники нашли, что искали, – места, куда нога человека ступает очень и очень редко.
– Когда на Собачьем мы поднялись на высоту 600 метров, нам открылся вид на котловину, – рассказывает Александр Гусев. – По всему склону мы насчитали восемь различной высоты водопадов, которые стекают вниз ручьями. Внизу все это сливается в бурлящую реку, в безымянный ручей. Глубина в нем по пояс, но сносит – мама не горюй. И ты стоишь и понимаешь, что этого ты никогда не забудешь. И думаешь: а домой-то не хочется. Дома суета, заботы, работа, нужно бежать куда-то, торопиться. Весь год работаешь, зарабатываешь деньги, чтобы поехать в такое большое и серьезное путешествие. Каждый год новые места. Цель нашего клуба – изучение именно культурно, исторически и природно значимых мест, в основном Сибири. Монголию мы еще захватываем и Казахстан. Когда сплавлялись по Енисею, видели следы стройки №503, на Собачьем – свежие следы медведя и росомахи. Людей в таких местах встречаем редко: либо на гусеничных вездеходах, либо на болотоходах. Наша цель – проехать машинами там, где еще не бывали.
Теперь и этот маршрут пройден колесной техникой.
Путешественникам повезло с погодой: в шторм не попали, мелкий дождь избавлял от гнуса. На этот раз – никаких форс-мажорных обстоятельств. Имеющийся на случай экстренной связи спутниковый телефон не понадобился. 27 августа все разлетелись по домам – закончились отпуска, амфибии отправили по воде, воспользовавшись услугами коммерческой фирмы.
Сейчас новосибирцы собираются в новый поход.
– Все, кто к этому делу прирос, путешествуют до тех пор, пока позволяют финансы и здоровье. До упора, – сказала по этому поводу Валентина Куликова. – Это уже образ жизни. Каждый год не задаешь себе вопрос: поеду, не поеду? Возникает другой: надо заработать денег, чтобы поехать, и придумать куда.
Впечатлений от поездки на плато им хватит на целый год. Но экстремалов из Offroad Мaster Club уже манят новые горизонты.
Один баллон поднять под силу четверым
Внутри двухэтажного авто комфортно
Моторы хоть и прожорливые, но без них путешествие не состоялось бы
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск