Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Мужской инстинкт
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
17 ноября 2011 года, 14:09
Текст: Юлия КОХ
Понятие “контркультура” ассоциируется с самыми разными явлениями нашей жизни. Для кого-то это рок-н-ролл в недружелюбной среде советской идеологии, для кого-то – движение панков с его альтернативными ценностями.
А еще этот на удивление широкий термин любят применять к творчеству американского писателя Чака Паланика вообще и к его нашумевшему роману “Бойцовский клуб” в частности. При этом составители аннотаций на обороте обложки старательно игнорируют возмущенные возгласы представителей того самого контркультурного андеграунда, к которому обращаются. В чем секрет столь противоречивого восприятия? Попробуем разобраться.
Протест ради протеста
Писатель и журналист Чак Паланик в совершенстве овладел искусством рассказывать отвратительные истории. Отвратительные не в том, что касается качества текста (хотя и здесь порой высказываются претензии), но повествующие о самых неприятных, тревожащих и тошнотворных вещах, которые только могут прийти в голову человеку с богатой фантазией. Впрочем, при беглом взгляде на биографию автора становится понятно, что выдумывать ему ничего особенно и не пришлось. Участие в движении анархистов, а также волонтерская работа в хосписе и приюте для бездомных наложили на известнейшее произведение Паланика самый что ни на есть явный отпечаток. Неприятные стороны человеческой жизни, которые обычно вежливо замалчиваются, в книгах писателя приобретают особое циничное и вместе с тем сатирическое звучание. Шокирующие тексты Чака Паланика воспринимаются как протест против бессмысленно-благополучной жизни и эмоционального онемения, становящегося проблемой современного общества.
Идеям бунта и революции уделяется в “Бойцовском клубе” весьма пристальное внимание. Писатель приводит рецепты создания взрывчатки из подручных материалов и наглядно демонстрирует процесс создания радикальной группировки. Его герой проходит путь от вполне респектабельного (хотя и депрессивного) менеджера до неуправляемого психопата, подвергающего себя и окружающих ряду рискованных экспериментов. Он не просто со скандалом покидает мир белых воротничков, он переманивает на свою сторону полчища безымянных корпоративных рабов, уставших от бессмысленности своего существования. В сущности, “Бойцовский клуб”, переросший постепенно в полномасштабное общественное движение, – это протест ради протеста. Героям книги не за что сражаться, ведь все великие идеи развенчаны. Все, что им остается, – это бунтовать против. Против сложившегося порядка вещей, против общества потребления, против отсутствия сколько-нибудь стоящих ценностей, наконец.
Поклонник или противник?
А еще герои “Бойцовского клуба” находят удовольствие в бессмысленном мордобое. Не в милых дружеских потасовках, а в  жестоких драках, участники которых имеют все шансы получить серьезные травмы. “Мужчины поколения, не переживавшего великих войн или экономических депрессий, чувствуют себя неполноценными, – заявляет Чак Паланик, – образ жизни в современном мегаполисе не дает им возможности проявить качества, заложенные в психику сильного пола на уровне подсознания. Культ физической силы, бесстрашия, агрессии ушел в прошлое, оставив после себя бесполую культуру унисекс”. Герои “Бойцовского клуба” извлекают на свет божий древние мужские инстинкты, испытывая при этом небывалый душевный подъем. К сожалению, главный герой романа уже не способен остановиться и продолжает совершать странные и опасные поступки, лишая читателей каких-либо надежд на счастливое окончание книги.
Главная интрига “Бойцовского клуба” заслуживает внимания, но после оглушительного успеха фильма Дэвида Финчера мало осталось людей, не знающих большой секрет Тайлера Дердена. Среди других очевидных недостатков романа – беспросветная депрессивность всего происходящего (большинство рецензентов называют ее попросту чернухой). Также множество нареканий вызывает упрощенный до неприличия стиль книги, сознательно лишенный автором выразительных средств, свойственных языку художественной литературы. Ну а фирменный, “рваный” стиль повествования одновременно интригует и раздражает. Впрочем, ни все вышеперечисленные недостатки, ни гигантский киноспойлер с Брэдом Питтом в главной роли не помешают вам испытать культурный шок, возмутиться натуралистичностью сцен, вступить в воображаемую полемику с автором или растащить роман на цитаты. В конце концов, существуют лишь две разновидности читателей, когда-либо открывавших эту книгу: яростные противники “Бойцовского клуба” и его не менее яростные поклонники.
0

Читайте также в этом номере:

Время чистой воды (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Вверх-вниз на OTIS (Юлия КОСТИКОВА)
Прямо из военкомата (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Компания поможет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск