Малеты для маримбы
НОРИЛЬСК ТВОРЧЕСКИЙ
15 апреля 2009 года, 12:09 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Елена ПОПОВА
|
Фотокор с первого раза не запомнил смешное слово. «Не мурумба – маримба!» – строго поправила я его. Хотя и не слишком удивилась… Этот музыкальный инструмент даже для крупных российских городов довольно экзотичный. Что уж говорить о Норильске? Удивительно другое – в нашем городе готовят профессиональных маримбистов. А учащийся третьего курса отделения оркестровых и ударных инструментов Норильского колледжа искусств Виталий Ермалаев на недавнем конкурсе «Надежда Норильска – 2009» получил Гран-при!
Широкие клавиши, как на пианино. Под клавиатурой резонаторы – металлические трубы. Это благодаря им, наверное, получается такой певучий и невероятно красивый звук... Инструмент чем-то напоминает ксилофон. – Это только на первый взгляд, – пытается переубедить меня Виталий. – Ксилофон и маримба принципиально различаются по звуку, манере исполнения, способам игры. Молодой человек подходит к ксилофону – и ударяет по клавишам двумя палочками. Потом берет еще две малеты (палочки) и направляется к маримбе. Звук во втором случае действительно получается какой-то более глубокий, густой… В России – совсем недавно Удивительное дело, но до 18 лет Виталий никакого отношения к музыке не имел. В смысле – не учился в музыкальной школе. Ну, нравился ему, как многим подросткам, в старших классах рок… Ну, была мысль – на ударной установке научиться играть. Только вот от мечтаний до воплощения идеи в жизнь не у каждого дело доходит. А Виталий дошел. До Норильского колледжа искусств. И поступил. – Научились играть на ударных? – спрашиваю я у него. Он серьезно кивает: – Более-менее… – Вообще-то, у нас много ударных инструментов, – подключается к разговору его преподаватель Андрей Ашиков. – Ксилофон, литавры, барабаны, тарелки… Ребята должны уметь играть на всех, но маримба – основной инструмент, на котором сдают госэкзамены. Существует базовая программа, и она привязана именно к маримбе. Мне это показалось удивительным, учитывая, что в России этот инструмент популярным пока не назовешь. Мало о нем кто знает. Мои собеседники согласились. – Широкую известность маримба приобрела только в середине XX века, – принялся рассказывать историю инструмента Ашиков, – когда непосредственно попала в Европу из Америки. А до этого момента инструмент использовался очень локально, например, среди африканских племен. И до сих пор на Черном континенте существует прообраз маримбы (в переводе – «много звука»), только в отличие от современных деревянных клавиш там используют привязанные на веревке камни, по которым и ударяют. Виталий, в свою очередь, пояснил: – Тогда же, со второй половины прошлого века, западные композиторы начали писать для маримбы музыку и перекладывать известные произведения на новый лад – в форме необычного латиноамериканского звучания. Кстати, композиторов, пишущих специально для маримбы, в России почти нет. Неудивительно, что для конкурса «Надежда Норильска» Ермалаев выбрал произведение известного бразильца Нэя Розауро. Здесь есть и зажигательный ритм, и мистическая лирика. Одним словом, сплошная экзотика… К маримбе нужно привыкнуть Год отзанимавшись в колледже, Виталий поступил в Норильский индустриальный, на факультет электроэнергетики. Уже после первой сессии в вузе студент понял: техническая специальность – не для него. Документы из института Виталий забрал. И с еще большим рвением стал заниматься музыкой. Без перерывов, каждый день. Даже по воскресеньям. – Удивительно, что за такой короткий срок и в таком возрасте Виталию удалось добиться таких успехов, – признает преподаватель. – Обычно дети начинают заниматься музыкой лет в 5-6, на маримбе чуть позже – в 9-10. Он кивает на скамеечку у стены. Маримба довольно большой инструмент. Поэтому детям приходится вставать на специальную подставку. – Чтобы добиться такого прогресса, как у Виталия, – продолжает преподаватель, – нужны не только музыкальные данные, но еще и желание освоить профессию, и большое трудолюбие… – А попробовать себя на другом конкурсе нет желания? – интересуюсь я. – Почему же? – удивляется Ермалаев. – В конце апреля в Красноярске пройдет межрегиональный фестиваль-конкурс юных исполнителей имени Надежды Тулуниной. Там будут представлены все инструменты, маримба в том числе. Надеюсь, что я смогу поехать на этот конкурс. – Там Виталию будет сложнее, – говорит Ашиков и, предваряя мой вопрос, поясняет: – Придется играть на деревянной маримбе. Звук у дерева более теплый, с другой стороны, не такой продолжительный, как если играть на пластиковой маримбе. Хотя главное не это. Четких стандартов, как в отношении других инструментов, при изготовлении маримбы не существует. До сих пор все фирмы-изготовители стараются привнести в маримбу что-то свое. Кто-то делает пластины уже, кто-то – шире. И это создает для исполнителя определенные сложности. Если человек приезжает в другой город, требуется время, чтобы привыкнуть к другому инструменту. – А почему в Норильском колледже маримба не из дерева, а из пластика? – не удерживаюсь от вопроса. «Норильская» маримба американского производства. Фирма Musser. – «Пластик» практичнее и дешевле (хотя даже он в 2001 году обошелся колледжу в 6,5 тысячи долларов), – объясняет Ашиков. – Деревянная маримба может быть дороже в 2-3 раза. При этом ее тяжело содержать, нужен определенный температурный режим. Но даже и на пластиковых клавишах получается нечто… феерическое! Понять, как рождаются эти звуки, сначала напоминающие интригующие японские мотивы, а потом перерождающиеся в звонкий колокольчик, почти невозможно. Драйв! Виталий, засмеявшись, неожиданно прерывает игру. Его аккомпаниатор на фортепиано Тамара… тоже останавливается. Я решаюсь задать Виталию вопрос, хотя уже интуитивно предвижу ответ. – Чем собираетесь заняться после окончания колледжа? – Хочу поступить в московскую академию, а потом… – Ермалаев на секунду задумывается. – Потом скорее всего будет игра в ансамблях или сольное выступление… Без музыки теперь свою жизнь не представляю. |
0 | Твитнуть |