Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Малеты для маримбы
НОРИЛЬСК ТВОРЧЕСКИЙ
15 апреля 2009 года, 12:09
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Фотокор с первого раза не запомнил смешное слово. «Не мурумба – маримба!» – строго поправила я его. Хотя и не слишком удивилась… Этот музыкальный инструмент даже для крупных российских городов довольно экзотичный. Что уж говорить о Норильске?  Удивительно другое – в нашем городе готовят профессиональных маримбистов. А учащийся третьего курса отделения оркестровых и ударных инструментов Норильского колледжа искусств Виталий Ермалаев на недавнем конкурсе «Надежда Норильска – 2009» получил Гран-при!
Широкие клавиши, как на пианино. Под клавиатурой резонаторы – металлические трубы. Это благодаря им, наверное, получается такой певучий и невероятно красивый звук... Инструмент чем-то напоминает ксилофон.
– Это только на первый взгляд, – пытается переубедить меня Виталий. – Ксилофон и маримба принципиально различаются по звуку, манере исполнения, способам игры.
Молодой человек подходит к ксилофону – и ударяет по клавишам двумя палочками. Потом берет еще две малеты (палочки) и направляется к маримбе. Звук во втором случае действительно получается какой-то более глубокий, густой…
 
В России – совсем недавно
Удивительное дело, но до 18 лет Виталий никакого отношения к музыке не имел. В смысле – не учился в музыкальной школе. Ну, нравился ему, как многим подросткам, в старших классах рок… Ну, была мысль – на ударной установке научиться играть. Только вот от мечтаний до воплощения идеи в жизнь не у каждого дело доходит. А Виталий дошел. До Норильского колледжа искусств. И поступил.
– Научились  играть на ударных? – спрашиваю я у него.
Он серьезно кивает:
– Более-менее…
– Вообще-то, у нас много ударных инструментов, – подключается к разговору его преподаватель Андрей Ашиков. – Ксилофон, литавры, барабаны, тарелки… Ребята должны уметь играть на всех, но маримба – основной инструмент, на котором сдают госэкзамены. Существует базовая программа, и она привязана именно к маримбе.
Мне это показалось удивительным, учитывая, что в России этот инструмент популярным пока не назовешь. Мало о нем кто знает. Мои собеседники согласились.
– Широкую известность маримба приобрела только в середине XX века, – принялся  рассказывать историю инструмента Ашиков, – когда непосредственно попала в Европу из Америки. А до этого момента инструмент использовался очень локально, например, среди африканских племен. И до сих пор на Черном континенте существует прообраз маримбы (в переводе – «много звука»), только в отличие от современных деревянных клавиш там используют привязанные на веревке камни, по которым и ударяют.
Виталий, в свою очередь, пояснил:
– Тогда же, со второй половины прошлого века, западные композиторы начали писать для маримбы музыку и перекладывать известные произведения на новый лад – в форме необычного латиноамериканского звучания.
Кстати, композиторов, пишущих специально для маримбы, в России почти нет. Неудивительно, что для конкурса «Надежда Норильска» Ермалаев выбрал произведение известного бразильца Нэя Розауро. Здесь есть и зажигательный ритм, и мистическая лирика. Одним словом, сплошная экзотика…
 
К маримбе нужно привыкнуть
Год отзанимавшись в колледже, Виталий поступил в Норильский индустриальный, на факультет электроэнергетики. Уже после первой сессии в вузе студент понял: техническая специальность – не для него. Документы из института Виталий забрал. И с еще большим рвением стал заниматься музыкой. Без перерывов, каждый день. Даже по воскресеньям.
– Удивительно, что за такой короткий срок и в таком возрасте Виталию удалось добиться таких успехов, – признает преподаватель. – Обычно дети начинают заниматься музыкой лет в 5-6, на маримбе чуть позже – в 9-10.
Он кивает на скамеечку у стены. Маримба довольно большой инструмент. Поэтому детям приходится вставать на специальную подставку.
– Чтобы добиться такого прогресса, как у Виталия, – продолжает преподаватель, – нужны не только музыкальные данные, но еще и желание освоить профессию, и большое трудолюбие…
– А попробовать себя на другом конкурсе нет желания? – интересуюсь я.
– Почему же? – удивляется Ермалаев. – В конце апреля в Красноярске пройдет межрегиональный фестиваль-конкурс юных исполнителей имени Надежды Тулуниной. Там будут представлены все инструменты, маримба в том числе. Надеюсь, что я смогу поехать на этот конкурс.
– Там Виталию будет сложнее, – говорит Ашиков и, предваряя мой вопрос, поясняет: – Придется играть на деревянной маримбе. Звук у дерева более теплый, с другой стороны, не такой продолжительный, как если играть на пластиковой маримбе.
Хотя главное не это. Четких стандартов, как в отношении других инструментов, при изготовлении маримбы не существует. До сих пор все фирмы-изготовители стараются привнести в маримбу что-то свое. Кто-то делает пластины уже, кто-то – шире. И это создает для исполнителя определенные сложности. Если человек приезжает в другой город, требуется время, чтобы привыкнуть к другому инструменту.
– А почему в Норильском колледже маримба не из дерева, а из пластика? – не удерживаюсь от вопроса.
«Норильская» маримба американского производства. Фирма Musser.
– «Пластик» практичнее и дешевле (хотя даже он в 2001 году обошелся колледжу в 6,5 тысячи долларов), – объясняет Ашиков. – Деревянная маримба может быть дороже в 2-3 раза. При этом ее тяжело содержать, нужен определенный температурный режим.
Но даже и на пластиковых клавишах получается нечто… феерическое! Понять, как рождаются эти звуки, сначала напоминающие интригующие японские мотивы, а потом перерождающиеся в звонкий колокольчик, почти невозможно. Драйв! Виталий, засмеявшись, неожиданно прерывает игру. Его аккомпаниатор на фортепиано Тамара… тоже останавливается.
Я решаюсь задать Виталию вопрос, хотя уже интуитивно предвижу ответ.
– Чем собираетесь заняться после окончания колледжа?
– Хочу поступить в московскую академию, а потом… – Ермалаев на секунду задумывается. – Потом скорее всего будет игра в ансамблях или сольное выступление… Без музыки теперь свою жизнь не представляю.
Маримба – это... драйв
0

Читайте также в этом номере:

Как снег на голову (Ален БУРНАШЕВ)
Все идет согласно циклу (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Виновата резина (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Семья “Завенягина” (Андрей СОЛДАКОВ, Дудинка – Норильск)
Угроза устранена (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск