Как провожают пароходы
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
7 августа 2008 года, 14:20 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
Приезжавший в Норильск с проверкой генерал из Госморречнадзора жал руку адмиралу ЦАТКовского флота Василию Козаруку и восхищался здешними порядками. Сейчас на причале ЦАТК горячая пора. Билеты на «Зори» разлетаются в один момент. Сотни норильчан едут отдохнуть на сказочное озеро Лама.
Здесь действительно очень чисто. Ни одного окурка, ни единой бумажки. Полдень. Светит яркое солнце. Легкая рябь на Норилке бьет о борта «Зорь». Вот-вот появятся пассажиры. Обычное время отправления – пятница, с 17 до 18 часов. Пока белоснежные суда пришвартованы к причалу. Адмирал ЦАТКовского флота Василий Козарук знакомит со своим хозяйством. Собственно АТО «ЦАТК» принадлежат четыре пассажирские «Зари» и одно судно для перевозки угля, нефтепродуктов, солярки грузоподъемностью 20 тонн. Оно ушло на ламские турбазы. Направо стоит «Луч» Надеждинского металлургического завода, на двух судах – эмблемы МЗ (медный завод), на одном – НЗ (никелевый). Слева чуть-чуть виднеются из-за причала катера-«каэски» «зеленых» и контрольного аналитического управления. Сотрудники КАУ ведут отбор проб на озерах, следят за экологией. «Каэски» только с виду такие скромные. Волна от них – ой-ой-ой! Ее мощную силу предстоит испытать на себе владельцам «казанок» и «обяшек», которые в предвкушении выходных снаряжают поблизости свои лодки. Рядом с причалом ЦАТК можно увидеть и частные супер-катера эксклюзивной конструкции, хозяева которых на своих моторах «Ямахах» оставляют далеко позади остальных представителей норильского морского братства. Всех объединяет одно: бескорыстная любовь к природе Таймыра. ЦАТК – на высшем уровне! – У нас директор серьезный (это про директора ЦАТК Владимира Букаткина – Авт.), поэтому на причале порядок, – говорит Василий Козарук. – Все, что просим для дела, получаем. У нас все оформлено от и до: капитаны закончили курсы, всегда проходят медицинское переосвидетельствование, отдельно на каждое судно заведена папка с документацией, спасательные жилеты – новые, вон на берегу, смотрите, пожарная помпа. Береженого Бог бережет. «Зори» в дальний путь провожают со всей серьезностью. – Наш причал внесен в регистр речного флота Красноярска, – рассказывает адмирал. – Приезжала оттуда комиссия, проверяла, сказали: «ЦАТК – на высшем уровне!» Генерал жал мне руку: «Такого порядка и у нас на флоте нет!» Капитаны «Зорь» зимой работают в ЦАТ водителями, слесарями и механиками. Лишь на лето меняют снежные дороги на синь водоемов. На причале их пока не видно. Отсыпаются перед поездкой. Появляется молодой человек – Александр Мосиенко, помощник капитана. – Александр, для вас это работа или отдых? – Мы всегда на боевом посту. У нас почти круглосуточный рабочий день. Отдыхать некогда. Даже когда приходим на Ламу, начинаем судовые работы. Каждая из «Зорь» за лето совершает на Ламу в среднем 30 поездок. С Богом! Заводские суда возят исключительно своих.ЦАТКовские «Зори» может заказать любой желающий. Только дело в том, что желающих побывать на Ламе слишком много. Билеты выкупают предприятия, обычно они проданы на полтора месяца вперед. Особым спросом пользуются выходные, когда «Заря» отчаливает от причала ЦАТК в пятницу, а возвращается в воскресенье вечером. Если рейс посреди недели – с билетами полегче, рассказывает Василий Козарук. Удовольствие прокатиться на Ламу и обратно с двумя ночевками на турбазе стоит 2505 рублей. Хозяин причала сам недавно побывал там с инспекторской поездкой. Говорит, рыба ловится неважно, грибов почти нет. Нашел только два маленьких подберезовика. Вот август – это грибная пора. Адмирал Ламу любит. Красивая. Вспоминает, что еще в те времена, когда он работал там, будучи сотрудником «Норильскбыта», турбазы хотели взять в аренду шведы и канадцы. На три года, обещали сделать евроремонт. Почему-то не вышло. – Василий Михайлович, через час начнется затмение. Ваших капитанов это не испугает? А если шторм? – У нас «навигаторы» есть, и «Зори» не боятся шторма, груженые – тем более. Они же на воздушных подушках. А если шторм сильный, пережидают у берега. – Когда Лама осенью мелеет, не сядут на мель? – Чтобы не сели, ЦАТК выставляет вешки на обмелевших местах. А сейчас хорошо, воды – много. На причале начинают появляться первые туристы с рюкзаками и сумками. Просыпаются капитаны. – Василий Михайлович, есть ли у вас какие-то традиции: что-нибудь принято говорить перед отплытием? – С Богом! – Главное для нас – проверка теплохода перед рейсом, – добавляет Александр Мосиенко. «Пароходы» с причала ЦАТК провожают со всей ответственностью. |
0 | Твитнуть |