Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Как провожают пароходы
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
7 августа 2008 года, 14:20
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Приезжавший в Норильск с проверкой генерал из Госморречнадзора жал руку адмиралу ЦАТКовского флота Василию Козаруку и восхищался здешними порядками. Сейчас на причале ЦАТК горячая пора. Билеты на «Зори» разлетаются в один момент. Сотни норильчан едут отдохнуть на сказочное озеро Лама.  
Здесь действительно очень чисто. Ни одного окурка, ни единой бумажки. Полдень. Светит яркое солнце. Легкая рябь на Норилке бьет о борта «Зорь». Вот-вот появятся пассажиры. Обычное время отправления – пятница, с 17 до 18 часов. Пока белоснежные суда пришвартованы к причалу. Адмирал ЦАТКовского флота Василий Козарук знакомит со своим хозяйством.
Собственно АТО «ЦАТК» принадлежат четыре пассажирские «Зари» и одно судно для перевозки угля, нефтепродуктов, солярки  грузоподъемностью 20 тонн. Оно ушло на ламские турбазы.  Направо стоит «Луч» Надеждинского металлургического завода, на двух судах – эмблемы МЗ (медный завод), на одном – НЗ (никелевый). Слева чуть-чуть виднеются из-за причала катера-«каэски» «зеленых» и контрольного аналитического управления. Сотрудники КАУ ведут отбор проб на озерах, следят за экологией.
«Каэски» только с виду такие скромные. Волна от них – ой-ой-ой! Ее мощную силу предстоит испытать на себе владельцам «казанок» и «обяшек», которые в предвкушении выходных снаряжают поблизости свои лодки. Рядом с причалом ЦАТК можно увидеть и частные супер-катера эксклюзивной конструкции, хозяева которых на своих моторах «Ямахах» оставляют далеко позади остальных представителей норильского морского братства. Всех объединяет одно: бескорыстная любовь к природе Таймыра.  
 
ЦАТК – на высшем уровне!
– У нас директор серьезный (это про директора ЦАТК Владимира Букаткина – Авт.), поэтому на причале порядок, – говорит Василий Козарук. – Все, что просим для дела, получаем. У нас все оформлено от и до: капитаны закончили курсы, всегда проходят медицинское переосвидетельствование,  отдельно на каждое судно заведена папка с документацией, спасательные жилеты – новые, вон на берегу, смотрите, пожарная помпа. Береженого Бог бережет.
«Зори» в дальний путь провожают со всей серьезностью.
– Наш причал внесен в регистр речного флота Красноярска, – рассказывает адмирал. – Приезжала оттуда комиссия, проверяла, сказали: «ЦАТК – на высшем уровне!» Генерал жал мне руку: «Такого порядка и у нас на флоте нет!»
Капитаны «Зорь» зимой работают в ЦАТ водителями, слесарями и механиками. Лишь на лето меняют снежные дороги на синь водоемов. На причале их пока не видно. Отсыпаются перед поездкой. Появляется молодой человек – Александр Мосиенко, помощник капитана.
– Александр, для вас это работа или отдых?
– Мы всегда на боевом посту. У нас почти круглосуточный рабочий день. Отдыхать некогда. Даже когда приходим на Ламу, начинаем судовые работы.  
Каждая из «Зорь» за лето совершает на Ламу в среднем 30 поездок.
 
С Богом!
Заводские суда возят исключительно своих.ЦАТКовские  «Зори» может заказать любой желающий. Только дело в том, что желающих побывать на Ламе слишком много. Билеты выкупают предприятия, обычно они проданы на полтора месяца вперед. Особым спросом пользуются выходные, когда «Заря» отчаливает от причала ЦАТК в пятницу, а возвращается в воскресенье вечером. Если рейс посреди недели – с билетами полегче, рассказывает Василий Козарук. Удовольствие прокатиться на Ламу и обратно  с двумя ночевками на турбазе стоит 2505 рублей.
Хозяин причала сам недавно побывал там с инспекторской поездкой. Говорит, рыба ловится неважно, грибов почти нет. Нашел только два маленьких подберезовика. Вот август – это  грибная пора. Адмирал Ламу любит. Красивая. Вспоминает, что еще в те времена, когда он работал там, будучи сотрудником «Норильскбыта», турбазы хотели взять в аренду шведы и канадцы. На три года, обещали сделать евроремонт. Почему-то не вышло.
– Василий Михайлович, через час начнется затмение. Ваших капитанов это не испугает? А если шторм?
– У нас «навигаторы» есть,  и «Зори» не боятся шторма, груженые – тем более. Они же на воздушных подушках. А если шторм сильный, пережидают у берега.  
– Когда Лама осенью мелеет, не сядут на мель?
– Чтобы не сели, ЦАТК выставляет вешки на обмелевших местах. А сейчас хорошо, воды – много.
На причале начинают появляться первые туристы с рюкзаками и сумками. Просыпаются капитаны.
– Василий Михайлович, есть ли у вас какие-то традиции: что-нибудь принято говорить перед отплытием?
– С Богом!
– Главное для нас – проверка теплохода перед рейсом, –  добавляет Александр Мосиенко.
«Пароходы» с причала ЦАТК провожают со всей ответственностью.
Пятница. Вечер. Пора на Ламу
0

Читайте также в этом номере:

Кресло преткновения (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Проклятие августа (Владислав ТОЛСТОВ)
Мода на блоги (Елена ПОПОВА)
Им бы в небо… (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск