Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Как дела, первокурсник?
Профессии на всю жизнь
19 марта 2010 года, 14:00
Текст: Юрий МАЛОВИЧКО, декан горно-технологического факультета НИИ, кандидат технических наук, доцент
Если такой вопрос вы зададите современному первокурснику, то в ответ услышите непременное «нормально», вне зависимости от фактического состояния его дел.
Уважаемые папы и мамы, а вы помните себя первокурсниками? (Замечательное было время, не правда ли?) Похожи ли наши дети-первокурсники на нас с вами? Положа руку на сердце, сходство весьма отдаленное.
Во-первых, у нас с вами, особенно у «физиков» – абитуриентов технических вузов (как вы помните, «лириками» в то время называли абитуриентов вузов гуманитарных),  вступительные конкурсы зачастую доходили до десяти человек на место. Во-вторых, предстояло сдать не менее пяти труднейших вступительных экзаменов (типичный набор экзаменов в технический вуз в 60–70 годы: математика – письменный, математика – устный, физика, химия, русский язык). Зная, какие препятствия необходимо преодолеть, абитуриент, даже имея сплошные пятерки в аттестате, усиленно занимался дополнительно. При этом, как правило,  он очень осознанно подходил к выбору будущей профессии, так как к этому его побуждали все те же трудности поступления в вуз, да и перебежки из вуза в вуз в те времена не очень поощрялись.
К тому же многие вузы, в том числе и тот, в котором учился я, практиковали набор так называемых кандидатов в студенты. В  первом семестре вместо двадцати пяти человек формировали учебные группы по тридцать, из которых пятеро и были кандидатами до первой сессии. Это были способные, хорошо подготовленные ребята, которым просто не хватило проходного балла. Чтобы стать полноправными студентами, им приходилось «пахать на научной ниве» усерднее счастливчиков-студентов, что, в свою очередь, не позволяло последним расслабляться (голубая мечта и розовый сон современного декана!).  В моей студенческой группе, например, четверо из пяти кандидатов заняли освободившиеся места не сдавших первую сессию студентов. В результате до вожделенных инженерных дипломов вся группа из двадцати пяти человек дошла без потерь. И, наконец, распределение на работу! Принудительное? Да! Лично я думал, что после первого же отпуска меня на моей «принудиловке» больше не увидят. В результате отработал там 20 лет и сейчас считаю, что это были лучшие годы моей жизни!
 
Проще простого
Но вернемся  к  нашим детям – современным студентам-первокурсникам.
Значительная их часть не имеет сформированной  профессиональной направленности, четкой мотивации поступления именно в данный вуз. Часто преобладает внешняя, престижно-статусная ориентация: финансист, экономист, менеджер и тому подобное. Велика роль случайных факторов в выборе будущей профессии, мало кто принимает решение самостоятельно. Но даже выбирая техническую специальность, будущие специалисты не всегда уверены, что будут работать после окончания вуза в соответствии с нею, или уверены, что не будут. Сказывается и отсутствие налаженной, продуманной профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ со стороны предприятий Норильского промышленного района. Многие первокурсники рассматривают обучение в вузе не как способ получения профессии на всю жизнь, а как способ получения высшего образования.
Вступительные экзамены? Никаких! Просто сдай в приемную комиссию вуза свидетельства о результатах ЕГЭ. Конкурс? Практически отсутствует (на технические специальности, особенно с учетом возможности поступления на платную форму обучения). Расслабься, будущий студент! Вопрос с поступлением  в вуз уже почти решен, причем безо всякого труда с твоей стороны! Прошло еще немного времени – и абитуриент (часто по телефону из другого города) выясняет, что он студент-первокурсник.
 
Он трудный самый
Начинаются студенческие будни нашего первокурсника. И тут-то оказывается, что расслабляться было рано. Именно первый курс обучения в вузе является наиболее трудным, когда студент остро нуждается в поддержке как со стороны учебного заведения, так и со стороны семьи. В характере первокурсника происходят серьезные изменения. С одной стороны, он уже самостоятельный человек, а с другой – школьник, не совсем расставшийся с детством. Особенно часто этот «переходный процесс» затягивается у норильского первокурсника, который учится  «дома». Он просто с нынешней осени начинает ходить в другое здание на другой улице.
Двойственность положения вновь испеченного студента накладывает отпечаток на все его поступки. Для поддержки его в этот период жизни семье необходимо понимать, с какими трудностями он сталкивается. Первокурсник вливается в новый коллектив. Ему предстоит найти общий язык с новыми преподавателями и друзьями. Осознать себя в новом качестве. Наконец, разобраться в непривычной системе обучения, органично влиться в нее. Часто первокурсник, заработавший определенный авторитет в школе, вдруг обнаруживает, что в глазах его новых преподавателей и в кругу новых друзей он ничем не выделяется и придется зарабатывать авторитет заново. В то же время ребята, не имевшие такого авторитета ранее, попав в новые условия, могут неожиданно проявить свои самые лучшие качества и тем самым выделиться на общем фоне. Практика показывает, что эти процессы могут продолжаться весь первый год обучения, а иногда и дольше.
Немалая часть первокурсников испытывает большие трудности в учебе. К числу важнейших причин, вызывающих эти трудности, относятся нехватка базовых знаний по дисциплинам среднего образования, нежелание  их пополнять (к сожалению, эти беды во многом идут из общеобразовательной школы), неумение четко планировать свою самостоятельную работу (которая в соответствии с учебными планами вуза должна составлять не менее четырех-пяти часов ежедневно). Поняв, что вуз – это все-таки не школа, что контроль посещения занятий здесь хоть и есть, но не такой жесткий, многие первокурсники начинают пропускать занятия. И вот здесь-то трудно переоценить роль семьи, родителей студента. Они должны объяснить молодому человеку, что он уже достаточно взрослый, чтобы понимать: первый год обучения – самый важный. От его результатов зависят успехи  обучения и в последующие годы. Недополученные  на первом курсе знания могут стать причиной отчисления из института и в любом случае будут сказываться на протяжении всего периода обучения в вузе.
 
Репрессии отменяются
Что в такой ситуации делать вузу? Самый простой путь – вводить репрессивные меры вроде массовых отчислений. Но мы позволить себе этого не можем. Прежде всего мы стараемся сохранить контингент студентов-первокурсников. А это неизбежно приводит к понижению уровня требований к их знаниям, чего вуз не может допускать по определению. Поэтому повышать уровень грамотности приходится корректируя существующие учебные планы и вводя дополнительные занятия. Так, в текущем учебном году решением ученого совета Норильского индустриального института  в учебные планы всех специальностей впервые введено обязательное обучение первокурсников элементарной математике и элементарной физике в дополнение к давно практикуемому добровольному адаптационному обучению. Также впервые в целях сохранения контингента студентов и повышения объективности оценки их знаний введено компьютерное тестирование по высшей математике в первую экзаменационную сессию. Это позволило, прежде всего, существенно сократить процент отчисляемых после первой сессии первокурсников, предоставив им возможность дальнейшей адаптации к новым условиям. Однако как первокурсники, так и их родители должны понимать, что, несмотря на повышенную таким образом успеваемость, преподаватели института понимают, что она в значительной степени формальная и является своего рода кредитом доверия первокурсникам, который предстоит отработать во втором семестре и подтвердить результатами летней экзаменационной сессии.
 
Миллион на поддержку
Ректорат Норильского индустриального, как государственного вуза номер один в нашем промышленном районе, не забывает и о том, что, несмотря на относительное благополучие, во время кризиса многие семьи студентов находятся  в тяжелом материальном положении. Поэтому на основании соответствующего закона было принято решение выплачивать стипендию студентам очного отделения, обучающимся за счет средств федерального бюджета, с начала учебного года, а не после сдачи первой сессии, как это было ранее. При этом стипендию получали все первокурсники вне зависимости от того, какие баллы выставлены в результатах ЕГЭ. Студенты из малообеспеченных семей получают социальную стипендию в размере повышенной академической стипендии. В рамках социальной поддержки студентов ректоратом института выделяются материальные средства для поощрения отличников учебы, студентов, отличившихся в научных исследованиях, заслуженных спортсменов. Уже не первый год организуется бесплатное оздоровительное питание для нуждающихся студентов, оплачиваются поездки на конкурсы и фестивали, аренда помещений для спортивных и культурных мероприятий, летний отдых на Черноморском побережье и так далее. Ежемесячно для этих целей институтом затрачивается не менее миллиона рублей.
Кроме того, вуз поддерживает студентов, обучающихся на контрактной основе, предоставляя возможность хорошо успевающим перевестись на вакантные бюджетные места. Следует также отметить, что институт принципиально  не делает различий в отношении к  студентам, обучающимся на бюджетной и на внебюджетной основе.
Первокурсник – основная забота любого деканата. Родителям первокурсника также следует как можно чаще интересоваться его успехами, контролировать выполнение текущих заданий и помнить, что  на первом курсе студенту нужно как можно больше сил и времени отдавать учебе.
Первый курс – основная забота декана
0

Читайте также в этом номере:

Земноводные (Екатерина СТЕПАНОВА)
Розы и морозы (Валентина ВАЧАЕВА)
Дед (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск