Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Избранные и назначенные
ТЕНДЕНЦИИ
19 июня 2008 года, 14:29
Текст: Владислав ТОЛСТОВ
Почему в последнее время стали больше говорить о проблемах местного самоуправления?
Причин может быть много. Во-первых, выяснилось, что не у всех муниципалитетов края нашлись достаточные средства на содержание жилищного фонда. Во-вторых, совсем недавно принят Устав объединенного Красноярского края, где не удалось отстоять раздел, посвященный особому статусу Таймыра и Эвенкии, а именно на это был расчет властей бывших автономных округов: особый статус – неплохой аргумент в межбюджетных спорах.
Наконец, в последнее время опять возникла идея: глав муниципалитетов следует не избирать, а назначать. А назначать их должны главы субъектов Федерации. Недавно лидер краевой организации ЛДПР Черных прямым текстом предложил: давайте назначать глав городов, чтобы у краевой власти была возможность контроля за работой местного самоуправления.
Ну, если назначать, то тогда можно забыть словосочетание «местное самоуправление». Известно, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Как только губернаторы будут своей волей назначать и снимать глав муниципалитетов, местная власть окажется встроенной в вертикаль власти, и для рядовых граждан никаких улучшений от этого не получится. Символично, что по этому поводу высказался именно представитель ЛДПР. Либерал-демократы уже давно, и не мной замечено, используются для информационных «вбросов»: объявят о какой-нибудь завиральной инициативе, а после следят за реакцией. Если реакция положительная, идея может впоследствии обрести контуры очередного законопроекта, если отрицательная – всегда можно списать на то, что ЛДПР выступила по собственной инициативе, которую, конечно же, никто не собирается поддерживать. Именно поэтому за всеми высказываниями координаторов этой партии, посвященных каким-то нововведениям, нужно следить особенно внимательно: неспроста они говорят, неспроста.
Итак, какие основания для того, чтобы изменить систему действующей власти, чтобы глав муниципалитетов не выбирать всенародно (или из числа депутатов, как в Норильске), а назначать? Претензии следующие. Местное самоуправление наделено полномочиями, но не обеспечено материальными (бюджетными) возможностями по их реализации. У местного самоуправления не хватает качественных специалистов, а муниципальная статистика недостаточно прозрачна. Есть и такая претензия: ход реформы местного самоуправления слабо контролируется общественностью. Замечу, что все эти претензии были высказаны не где-нибудь, а на недавних общественных слушаниях по проблемам местного самоуправления, на которых присутствовали первые лица края и депутаты.
Выскажу собственное мнение. Как только глав муниципалитетов станут не избирать путем прямых выборов, а назначать «сверху», можно будет говорить об окончательной политической и экономической гибели всякого самоуправления на местах. Потеря независимости – это в первую очередь потеря стимула для развития. Допустим, сейчас у нас хороший губернатор, который понимает проблемы и нужды Норильска и способен в них разобраться. Допустим, губернатор получил право по своему усмотрению назначать и снимать главу Норильска. В этом и заключается главная опасность, ибо кто даст гарантию, что следующий губернатор не будет при этом руководствоваться какими-то личными мотивами, далекими от политических и экономических интересов города? Что если ему просто захочется трудоустроить на должность главы города хорошего знакомого? Или «наказать» непокорный город, не согласный, например, с распределением бюджетных средств? Или просто продемонстрировать власть, потому что хочется?
То, что у губернатора сегодня якобы недостаточно контроля над местной властью, – чушь полная. И контроля, и инструментов для этого контроля более чем достаточно, начиная от силовиков (которые назначаются как раз при согласовании с губернатором) и заканчивая Счетной палатой и даже личным авторитетом (кто, в самом деле, решит отказать губернатору, если он попросит показать, например, смету расходов?).
Мне кажется, что причина очередного наступления на МСУ совсем в другом. Контроль за властью в муниципалитетах нужен не губернаторам. Контроль нужен тем, кто боится в ближайшее время утратить свое влияние. Ведь не секрет, что новый президент займется чисткой той самой «вертикали власти», и кто сейчас захватит себе больше влияния, тот и выиграет. Вот и местное самоуправление, похоже, становится ареной подковерной борьбы. А это опасно.  
0

Читайте также в этом номере:

Приезд Графини (Анастасия БОРИСОВА)
Зачем идете в горы вы? (Татьяна РЫЧКОВА)
Хорошей погоды, Хараелах! (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск