Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Из Одессы с любовью
Книга недели. От Публичной библиотеки города Норильска
10 января 2013 года, 13:42
Текст: Юлия КОХ
Совмещать несколько отдельных историй в одной книге, не нарушив целостности произведения, – настоящее искусство. У романистов средневековья был испытанный способ сложения такой сюжетной мозаики. Они любили собрать персонажей у костра, в уединенном загородном поместье или уютной таверне – в общем, в любом располагающем к рассказу баек месте.
Последний, правда заметно осовремененный, вариант выбрала Татьяна Соломатина, объединившая в своей книге “Папа” четыре жизнеописания, парочку первоклассных зарисовок и несколько непохожих друг на друга отцов.
За рюмкой текилы
Мы встречаем главную героиню “Папы”, когда та усаживается за стойку одесского бара и бросает бармену: “Я уехала из этого города двадцать лет назад…” Большую часть оставшихся в ее распоряжении страниц она проведет здесь же, опрокидывая рюмки с текилой, глубокомысленно беседуя с юношей за стойкой и размышляя о судьбах трех случайных посетительниц за единственным занятым столиком. Каждая из этих женщин гораздо глубже и интереснее, чем кажется на первый взгляд (данный факт автор особо подчеркивает, описывая неуклюжие попытки юноши вывести из их внешнего вида и манер несколько детективных умозаключений). К счастью, покинувшая родной город целых двадцать лет назад героиня отлично осведомлена о биографиях землячек, а заинтригованный читатель может подслушать ее воспоминания. В прошлом у дам за столиком осталось счастливое детство, смерти близких и встречи с любимыми. И разумеется, у каждой из них был папа – самый главный человек в жизни маленькой девочки.
Папы в этой книге очень разные. Один ходит в море и разрешает детям рисовать на обоях. Другой водит автобус и бьет дочь шлангом за неприготовленный обед. Третий – милиционер, который спешит научить единственного ребенка пить, пока этого не сделали другие. Но какими бы разными ни были семейные отношения, всем героиням приходится пережить момент, когда всемогущий папа, герой и защитник, превращается в отстраненного отца с набором собственных жизненных ценностей. В общем-то, об этом болезненном процессе, а еще о маленьких детских радостях, больших родительских проблемах и чудесном городе Одессе повествует книга Татьяны Соломатиной.
О чем бы ни рассказывала писательница, язык ее остается по-одесски афористичным. Как следствие – яркость авторской речи сочетается с литературными излишествами, без которых “Папа” прекрасно мог бы обойтись. Книга изобилует повторами, язвительными замечаниями “о людской природе” и броскими философическими фразами, не имеющими (если в них, конечно, вдуматься) особого смысла. Склонность автора избегать упоминания имен превращает опознание персонажей по описанию в забавную, хотя и совсем несложную литературную игру. Пожалуй, только самым невнимательным читателям будет трудно провести параллели между “дочерью гримерши” из одной истории и “крепкой хорошисткой” из другой, а в загадочной леди за стойкой узнать… Впрочем, тсс, должна же в книге остаться хоть какая-нибудь интрига.
Заметно оживляют повествование очаровательные зарисовки из одесской жизни – недаром Татьяна Соломатина родилась и выросла в этом городе. Мелкие склоки на местном рынке, беседы, подслушанные на набережной, и нервные шутки женщин, встречающих в порту долгожданных мужей, описаны (или записаны?) с большой любовью к атмосфере и неподражаемому языку “жемчужины у моря”. Как ни странно, самой слабой является заключительная часть книги, наполненная, по всей видимости, автобиографическими подробностями. В какой-то момент автор как будто забывает о папах и начинает говорить о себе. Тут писательница дает волю самолюбованию, которое до сих пор ей  удавалось держать в узде. Повествование наполняется неуместными издевками над окружающими. Достается и непрофессиональному журналисту, и забывчивому официанту, и даже слишком ярко накрашенным прохожим. По моему скромному мнению, этими, возможно, вполне обоснованными претензиями писательнице стоило бы поделиться в личном блоге, а не на страницах такой ностальгически-атмосферной книги. Впрочем, если не обращать внимания на брюзгливое настроение последних сцен, от чтения “Папы” вполне можно получить удовольствие. Старшему поколению роман позволит совершить путешествие в детство, а младшему – всерьез задуматься о родительской ответственности. Ну и всем без исключения читателям захочется посетить уютно расположившуюся у берега теплого моря Одессу, подарившую российской литературе очередную интересную писательницу.
0

Читайте также в этом номере:

Переселение с поправками (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Под контролем (Валентина ВАЧАЕВА)
Лесная сказка (Екатерина БАРКОВА)
На трезвую голову (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Великий и могучий (Андрей СОЛДАКОВ)
Лекции по архитектуре (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Хорошо растем (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск