Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Хорошее местечко
Возрождение
23 января 2009 года, 14:21
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Десять лет назад в Норильске была основана православная гимназия. Пять лет назад она переехала в чудесное здание из красного кирпича, построенное на средства благотворителей. Двойной юбилей и послужил поводом отправиться в гости к гимназистам.
– Святый Боже... Святый Бессмертный, помилуй нас… – их звонкие голоса под сводами Свято-Предтеченского гимназического храма не вызовут чувства протеста даже у самых отчаянных атеистов. В этих стенах они звучат очень естественно. Свой день православные гимназисты начинают с молебна.
– И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого…
Длинные бархатные платья с белыми воротничками, обшитые по низу кружевами, белые шелковые шарфики, накинутые на банты, атласные косоворотки с золоченым шитьем по вороту у мальчиков – не верится, что этих ангелов можно ввести в искушение.
Ангелы произносят: «Аминь!», целуют у батюшки крест – получают благословение и практически чинно устремляются в трапезную, где их ждет самый обычный в мире завтрак – манная каша, бутерброды с сыром и чай. К завтраку прилагается молитва.
Гимназистов всего 32, это сразу две смены с 1-го по 4-й классы. У одних день начинается с основных предметов, у других – с продленки, занятий в различных кружках. Рождество и Новый год позади, а в холлах еще висят самодельные,  вырезанные из белой бумаги снежинки. Такие уже редко где увидишь. А жаль. Это своего рода, как сказали бы сейчас, брэнд счастливого детства. О религиозной составляющей напоминают гирлянды из белых бумажных ангелов. На почетном месте расположились портрет президента Медведева и государственный флаг. Церковь, как известно,  с большим уважением относится к власти. Звонок в гимназии двух видов: обычный, как во всех школах, и еще колокольчик со степенным «голосом».
 
Аз, буки, веди, глаголь
Русский, литература и математика у православных гимназистов такие же, как у обычных школьников. Вот первоклассники старательно выводят «ча», «чу», «че» – учатся писать букву «ч». Рассказывают про гласные и согласные, мягкие и твердые, парные и непарные, глухие и звонкие. На партах разложены иконки: именные или под названием «Прибавление ума».
– Взяли карандаши в руки, в воздухе прописали строчную «ч»… Раз, два, три, четыре… – говорит учитель.
На Законе Божьем интереснее.  Этот урок, конечно, необычный. На книжной полке в кабинете стоят необыкновенные учебники: «Буквица славянская», «Закон Божий», «Церковно-славянский словарь», «Православная энциклопедия». Слева от доски – плакат со старославянскими буквами: аз, буки, веди, глаголь, добро.
Учитель тоже нестандартный, в длинной черной рясе, монах, отец Аполлинарий, заместитель директора гимназии, отвечающий по совместительству за приходской сайт www.norilsk-sobor.ru. Непонятно, почему так, но норильские монахи, как на подбор, мужчины осанистые, общительные и веселые. Взять хотя бы отца Евфимия, много лет прослужившего в нашем храме, а в настоящий момент возглавляющего церковную общину в поселке Хатанга. Отец Аполлинарий – мужчина тоже очень видный.
Парты в кабинете удобные, рассчитаны на одного человека. Вы устраиваетесь на последней. Она большая, годится и для взрослых.  
– Тема урока – церковно-славянские цифры и нумерация, – объявляет учитель.
 
Ферт в шляпе
Отец Аполлинарий коротко поясняет: церковно-славянские цифры, в отличие от арабских и римских, обозначались буквами, только над ними рисовался значок – титло. Например, если над буквой «ферт» есть такой знак-шляпа, это уже не буква, а цифра 500.  
Учитель задает домашнее задание по цифрам, и гимназисты открывают церковно-славянские буквари. Сначала разбираются с тем, что такое грех (преступление Закона Божьего) и как от него очиститься (соблюдать заповеди, жить с Богом). Потом переходят к Символу веры (краткое изложение учения православной церкви),  второму и третьему лицам Святой Троицы, семи Таинствам и Крещению.
Урок идет легко, без напряжения, по-церковнославянски гимназисты читают с удовольствием. Пока они разбираются с духовным, с первого этажа, из  кухни, доносятся земные дразнящие запахи. Повара готовят обед.
    – Дневники соберите – и к Наталье Сергеевне, – командует учитель-батюшка.
Вы с сожалением покидаете кабинет. Если бы в свое время поучиться в такой гимназии, то старославянский и историческую грамматику в университете можно было бы осилить без особого труда. Но в вашем детстве уверяли, что Бога нет, и при этом  учили в общем-то неплохим вещам, позаимствованным из Библии.
Наталья Базовляк – преподаватель духовной музыки, руководитель детского вокального ансамбля  «Звонница». Он выступает на всех городских мероприятиях, занимал призовые места на конкурсах в Сочи, Анапе, Москве.
– Ножки ровно, спинки ровно! Пробуем исполнить вместе с хором. Потом будете сами петь на службе, – командует учитель.
На уроке музыки становится ясно: вот где мертвый старославянский (или церковно-славянский) язык становится живым! На нем написан, например, тропарь (молитва) к празднику Крещения, который гимназисты учат сегодня.
– Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение… – читают они пока по бумажкам.  
– Трудный тропарь? – спрашивает Наталья Сергеевна. – Трудный. К четвертому классу будете щелкать как орешки.
После тропаря гимназисты с удовольствием поют обычную песенку про солнышко.
 
Патриарх Алексий II благословил
Из необычных предметов кроме церковно-славянского языка, Закона Божьего и духовной музыки в гимназии изучают историю православия и православную этику. Есть кружки: изостудия, «Умелые руки», хор, риторика, занимательная математика, информатика.  
Гимназия содержится на средства прихожан, потому что  негосударственная. Мамы и папы сдают деньги только на питание, и то не полностью. Патриарх Алексий II в свое время благословил гимназию на полный цикл обучения, 12 классов, но в итоге осталось только начальное образование. На среднее у прихода просто не хватает средств.  
Во время экскурсии мы заглядываем в костюмерную. Выступать гимназисты любят, вот только что, на Рождество, отыграли в спектакле. В роли сценаристов, композиторов, режиссеров и даже фотокорреспондентов выступили педагоги.  В костюмерной полным-полно декораций и костюмов героев истории о рождении Христа, которое, как известно, произошло в вертепе, то есть пещере.
– Когда нужны деньги на костюмы, тоже просим у батюшки, – говорит завуч.
Интерьеры в гимназии приятные глазу, чисто и аккуратно. Мебель, ковры и все остальное – пожертвования прихожан. Иногда помогают родители. Почти все вещи – с биографией. Выглядят пристойно, потому что к ним приложили руки педагоги. Понятно, при этом вложили еще и душу, иначе  гимназия не была бы такой уютной. Здесь в любом помещении хочется воскликнуть: «Ой, как у вас хорошо!» Возможно, такие же мысли приходят в голову к появляющимся изредка богатым персонам. «У вас и так хорошо», – говорят они, отказывая в помощи, которая, вообще-то, была бы кстати.
– Нам бы спонсоров найти, – высказывает заветную мечту отец Аполлинарий.
Иначе здесь так никогда и не будет старшеклассников-выпускников. В Енисейской и Лесосибирской православных гимназиях они есть. И зарплата учителей, и содержание учреждения там финансируются из местного бюджета.
 
Научат послушанию
Какие они, гимназисты, лучше других знает завуч Елена Радько.
– Есть глубоко верующие – те, кто осмысленно причащается, они смиреннее, понимают слово «послушание», исполняют все правильно и сразу, – рассказывает Елена Владимировна. –  Но в любом случае, если батюшка сказал, то никаких «хочу», «не хочу». Делают то, что велел учитель. У нас нет такого, как в простой школе, где дети могут ответить: «Да пошла ты». Сейчас там работать очень тяжело. Почему? Потому что культура семьи такая. А у нас учеников мало, на 32 человека – пять педагогов. Каждого видим, знаем, чем он дышит. Обращаешь внимание на все, начиная от того, как они держат ложку-вилку, до того, как ведут себя с окружающими, родителями.
Некоторые из нынешних гимназистов перевелись сюда из общеобразовательных школ после того, как походили туда кто год, кто два-три. Второй класс почти полностью составлен из таких ребят.
– То ли не могут найти контакт с детьми, то ли с учителем, – говорит завуч. – Многих родителей мы сразу спрашиваем: «Почему вы к нам пришли? Чего хотите?» Отвечают: «Да вы знаете, с матерью он не так разговаривает, хотим немножко духовности». Прививаем духовность. Говорят: «Спасибо, мой ребенок стал со мной по-другому общаться». Обязательно учим уважению и любви к родителям, послушанию. Это все заложено в Законе Божьем.
Вопрос, который чаще всего интересует родителей абитуриентов: как выпускники православной гимназии адаптируются к условиям обычной школы после такой вот домашней обстановки?
– От нас в основном уходят в физико-математический лицей, где как раз с пятого класса детей набирают. И там новые дети, и наши новые, поэтому все нормально. Да и в обыкновенных школах нет проблем, – отвечает на вопрос Наталья Базовляк. – Мы следим за судьбой своих учеников, и за эти годы не было никаких жалоб как со стороны детей, так и со стороны родителей.
 
Православная перемена  
Кормят в гимназии очень даже неплохо. На кухне рассказывают, что на обед сегодня подадут салат, щи со свежей капустой, плов с мясом и компот, на полдник готовят выпечку. Учитываются пожелания гимназистов. А любят они, как и все дети,  булочки, блинчики, пирожки и макароны с сыром, а также гороховый суп с сухариками. И, между прочим, никогда не оставляют на столах  рыбу, в отличие от обычных школьников. Потому что это нельма и форель. В рационе гимназистов всегда присутствуют фрукты. На праздники повара тушат куриные ножки и пекут праздничные пироги.
– Стараемся готовить для них как дома, – говорит шеф-повар Елена Челядинова.
Они хоть и православные гимназисты, но вполне светские молодые люди. О чем свидетельствует огромная стена в холле, с потолка до пола украшенная грамотами за творческие достижения. Привыкли быть на виду, поэтому с посторонними общаются непринужденно. Рассказывают, какие предметы любят, какие роли играли на последнем рождественском представлении.
Девочка Лида почему-то штудирует справочник «Зеленая аптека». Никита рассказывает, что, когда вырастет, станет морским биологом. Мария собирается в экономисты, как мама. Паша заявляет, что будет пожарным. И лишь один Артем хочет в священнослужители. Гимназисты показывают свою игровую комнату. Там уютно, много мягких игрушек. Все без напоминаний разуваются у входа, прежде чем ступить на ковер.  
Хорошее местечко. Здесь не повторяют ошибок тех взрослых, которые стремятся в первую очередь накормить и одеть ребенка. Духовная пища тоже в наличии – проверенная веками. Вы прощаетесь с гимназистами. Идете к выходу мимо выставки декоративно-прикладных работ и рефератов на светские и церковные темы. Здесь же большими буквами начертаны принципы, которыми руководствуются педагоги православной гимназии. Один из них: «Если ребенок растет в вере, он будет счастливым».
Гм, а вдруг для счастья и в самом деле ничего не нужно, кроме как молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить?
 
О гимназии
Норильская православная негосударственная общеобразовательная гимназия открылась в январе 1999 года по благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония. Первым ее директором и духовником был протоиерей Сергей Шачин. В начале своего существования учебное учреждение располагалось в приспособленных под классы помещениях Свято-Предтеченского храма. В 2004 году силами жертвователей и благодетелей у гимназии появилось новое  комфортабельное здание.
Учредителем гимназии является приходской совет Свято-Скорбященского храма. Обучение здесь бесплатное, но родители по желанию могут вносить добровольные пожертвования на  содержание. В настоящее время директором и духовником гимназии является благочинный церквей Таймырского округа и настоятель собора Всех Скорбящих Радость протоиерей Михаил Гренадеров.
Содержание начального образования в гимназии определяется государственной программой «Школа России», а также программами, разрабатываемыми, утверждаемыми и реализуемыми гимназией самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов. Учреждение работает по графику пятидневной недели. В первый класс принимаются дети, которым исполняется 6 лет 6 месяцев до 1 сентября текущего года. Самое главное условие приема в гимназию – это православное вероисповедание родителей и крещение ребенка в православной вере.
Гимназия помимо образовательных ставит перед собой духовно-нравственные задачи: дать углубленные знания и представление о русской истории, культуре, литературе, языке, духовных традициях России. Научить ребенка заповедям Божьим, привить основы добра, нравственности, милосердия.  Здесь уделяется внимание тому, чтобы дети выросли благочестивыми семьянинами, несли в себе высокие идеалы христианства: любовь к Богу и ближним, целомудрие, бескорыстие и милосердие, почитание родителей и старших.  
В связи с трауром по кончине патриарха Алексия II юбилей  гимназии более широко решено отпраздновать осенью, одновременно с 20-летием образования в НПР церковного прихода.  
Урок ведет отец Аполлинарий
В трапезной
В изостудии
Утренний молебен
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск