Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Норильчанин по долгу службы
23 января 2009 года, 14:22
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Александр СЕМЧЕНКОВ
Нелегка военная служба за Полярным кругом. Но тот, чей рабочий график определяет воинский устав, кто добровольно принял на себя выполнение задач, поставленных Родиной, на судьбу роптать не привык. Они воины по профессии. А долг для воина – дело святое.
В далеком 1987-м Бауржан Байзаков призвался в ряды Советской армии из Казахстана. На территорию России впервые ступил в кирзовых сапогах. После «учебки» по распределению оказался на Севере, в Игарке. Служил водителем. По утрам забирал офицеров из поселка и отвозил в часть, вечером – привозил обратно. Занимался обслуживанием техники. Набил руку, перебирая старые движки, возвращая к жизни вышедшие из строя военные автомобили.
Два года пролетели быстро. Домой, как и все отслужившие, летел как на крыльях. Но дембельская радость продлилась недолго. Быстро минула пора долгожданных встреч с родными, близкими и знакомыми. Обозначился прозаичный вопрос: как зарабатывать на жизнь? Но на родине рабочего места для демобилизованного советского солдата не оказалось. Все, что могли предложить местные работодатели, – так называемую халтуру, неблагодарный и незастрахованный труд. И не всегда оплачиваемый.
 
Выбор
Долго Бауржан не размышлял. В поисках лучшей жизни люди порой и экватор пересекают. Вспомнилось, что за время службы неоднократно предлагали ему после дембеля устроиться рабочим на лесоперевалочный комбинат. Вернувшись в Игарку, Бауржан без проблем устроился на работу, снял комнату в общежитии и испытал некоторое удовлетворение – жизнь налаживается. Но разруха докатилась и до Игарки – производство начало гибнуть. Вскоре Бауржан в числе многих товарищей снова оказался безработным. Наступило самое время удариться в философские размышления – что самое главное в жизни? Плохо, когда живешь в ожидании перемен, заблаговременно зная, что они далеко не к лучшему. Захотелось обрести уверенность в завтрашнем дне, но вариантов вокруг было не много. Возвращаться на родину не хотелось, тем более что в Игарке Бауржан к тому времени успел обзавестись семьей. Молодые ожидали появления первенца. Здесь и предстало ясно как день понимание солдатского анекдота, в котором слово «служба» предлагается в виде аббревиатуры, расшифровывающейся следующим образом: Самым Лучшим Углом Жизни Была Армия. Снова вспомнились армейские будни, порой тяжелые, но свободные от беспокойства оказаться на улице без куска хлеба.
В те времена только начали набирать в армию по контракту. Байзаков решил попробовать. Приняли на должность водителя в ту самую часть, где проходил срочную службу. Формирование входило в Западный инженерно-технический узел, штаб которого расположен в Норильске. Когда первый контракт подошел к концу, сомнений не оставалось: контрактная служба – достойный выбор.
 
Сослуживцы
В 2005 году штат старой части сократили, и контрактников начали раскидывать по подразделениям. Байзакова штаб Западного инженерно-технического узла зарезервировал заранее – водителей с таким опытом еще поискать надо. В Норильск Бауржан приехал уже бывалым солдатом. Сегодня за ним числится три единицы техники: «УАЗ» командира части, служебная «Волга» и бензовоз. А по сути, нет такого автомобиля в парке, которым бы Бауржан не умел управлять. При надобности и на тракторе выходит – снег вокруг штаба разровнять.
Но основная обязанность сержанта Байзакова – возить командира части. Казалось бы, непыльная работа. Сиди себе в тепле, дави на педали. Но военный водитель – он прежде всего военный, а водитель уже потом. А это значит соблюдение формы одежды, строгий регламент, регулярная сдача контрольно-проверочных занятий, в которые входит тактическая и физическая подготовка, а также химическая защита. Да и в военном парке свои законы – оформление путевых листов, постоянный отчет. Ну и, естественно, какая же служба без боевых задач? Несение службы в наряде – есть выполнение боевого долга в мирное время. Так записано в воинском уставе. Караульных зон в части нет, а вот охранять технику необходимо. Для этого в парке предусмотрен наряд – дежурный с помощником. Три раза в месяц Байзаков заступает в качестве помощника. Несмотря на то что свободного времени у военных практически нет, наставление президента выполняется свято – бессемейных в части мало. Жена Байзакова работает в этой же части инспектором по кадрам. Можно сказать, сослуживцы. Дети учатся в училище. Старшему 17. Скоро уже и в армию провожать.
 
Поближе к солнцу
– Несмотря на то что сам военный, сыновей в армию отпускать не хочу, – признается Байзаков. – Волнуюсь, как и любой родитель. Тем более эхо последних реформ еще не разнеслось по военным гарнизонам, а только собирается. Правда, лично мне еще ни разу не пришлось пожалеть, что посвятил жизнь военной службе. Когда проходил срочную, трудно было себе представить, что рядовые и сержантские должности когда-то будут занимать контрактники.  С офицерами все понятно, а вот служба по контракту представлялась едва ли не мифом. Но, как ни странно, служу уже пятнадцатый год и не желаю себе иного. Конечно, на сержантскую зарплату хором царских не отстроишь, но на жизнь хватает. Квартиру служебную предоставляют, отпуск оплачивают ежегодно. Времени свободного, правда, мало, но и к этому привыкаешь. Главное, чтобы коллектив на работе хороший был, остальное срастется.
– Не жалеете, что по долгу службы оказались в Норильске?
– Ни в коем случае. По сравнению с Игаркой Норильск – это просто столичный город. Люди живые, целеустремленные. Жизнь кипит и ночью, и днем. Возможно, климат суровый, не хватает солнца, тепла, но привыкнуть можно ко всему, ведь живут же люди и в кочевых поселках. А мы раз в год слетаем куда-нибудь, где солнце, и нормально. Можно работать дальше.
– Последнее время часто говорят о росте престижа Российской армии. Престиж не может расти без существенных изменений в условиях жизни военнослужащих. Забота правительства о военных ощутима?
– Безусловно. Каких-то пару лет назад рядовой и сержантский состав получали мизерные зарплаты. Основной стимул служить заключался во множестве льгот, предоставляемых военнослужащим. Сегодня зарплата военного составляет вполне приличную сумму, при этом льготы за нами сохранились. Единственное, что продовольственный паек заменили денежной компенсацией, но на Крайнем Севере мы по-прежнему получаем хороший набор продуктов. Учитывая постоянно растущие цены, это замечательный факт.  
– А последствий финансового кризиса военные не боятся? Есть какие-то предположения или прогнозы?
– Прогнозов на данный момент нет и быть не может. Еще не до конца понятно, как отразится кризис на гражданской жизни. Но в том, что правительство страны в случае необходимости увеличит расход на содержание армии, не сомневаюсь. У России два союзника – армия и флот, так, кажется, говорят? Правда,  хочется верить, что и на жизни гражданских лиц кризис тоже отразится по минимуму.  Военный человек не может не быть оптимистом.
0

Читайте также в этом номере:

Взошла звезда (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Елки на склад (Денис Кожевников)
Хорошее местечко (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск