Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Город на якорной стоянке
Увлечения
4 февраля 2011 года, 11:28
Текст: Николай КОСТЕЦКИЙ, г. Дудинка
“Якорь – приспособление для удержания судна на месте стоянки. Устройство связано с судном якорной цепью” – сухие строки из Малого энциклопедического словаря.
Мой интерес к якорю неслучаен: в Дудинке отмечено несколько мест, где установлены или были установлены композиции с использованием якоря. Город наш портовый. И поэтому флотская терминология в Дудинке многим известна с детства. А знает ли народ какие подробности и интересности про якоря?..
Немного истории…
Это одно из важнейших приспособлений, придуманных древними. Во все времена мореплаватели вверяли якорю судьбу корабля. И в страшную минуту он действительно оказывался последней надеждой на спасение. Поэтому, наверное, и считался священным. Сохранилось поверье: для моряков видеть во сне якорь в спокойном море – благоприятный знак. Для остальных – расставание с друзьями, изменение места жительства и поездка в дальние страны.
Те, кто далек от этой темы, даже и не представляют, какими только именами не зовутся якоря. Самые распространенные: Грюнза-Хейна, Болдта, адмиралтейский обычный, адмиралтейский патентованный, Нортхилла складной, Марка-II, итальянский якорь “Ассальдо”, Байкерса, Холла, Матросова, ледовый… Как звучит! Музыка! И каждый якорь имеет свои особенности в зависимости от типа судна, назначения, района плавания, страны постройки корабля и так далее.
 
…и современности
В последнее время получило широкое распространение якорное устройство под названием “Дельта-флиппер”. Самый большой в мире плавучий кран “Профессор Юдин” (грузоподъемность на гаке 2400 тонн) и плавучая установка для перевозки буровых платформ “Вояджер” оснащены якорями повышенной держащей силы “Дельта-флиппер”.
Буровые платформы, ведущие разведку и добычу в северных водах России, оснащены такими якорями массой по 18 тонн. А их на буровой платформе восемь штук. Эти якоря к месту крепления за грунт доставляются специальными судами-завознями. Следует отметить, что якорями “Дельта-флиппер” оборудованы все суда ледового класса, построенные для “Норильского никеля”.
 
Другое время, другие символы
На площадке со стороны въезда в город были размещены два скрещенных якоря и надпись: “ДУДИНКА”. Этот въездной знак на федеральной дороге ныне демонтирован и находится на хранении. Придумал композицию В.И.Полищук – бывший начальник “Норильскснаба”. Сегодня на этом месте стоит уже другой знак. Другое время, другие символы… Все понятно. Но неплохо бы найти место и для демонтированного знака – ведь это наша история.
Поскольку знак въездной, то и место его установки напрашивается соответствующее. В Дудинке есть два таких места. Это въезд со стороны дебаркадера, примерно в районе речного вокзала – очистных сооружений. Либо на въезде со стороны аэропорта на пригорке нулевого причала. Может быть, это предложение заинтересует администрацию Дудинки? Уже так много всего разбазарили из истории региона, что хотелось бы сохранить то, что еще можно сохранить.
 
Cтарые морские «волки»
Это два адмиралтейских якоря, лапы которых установлены на бетонном основании. Якоря соединены между собой якорной цепью. Композиция выполнена в 2000 году и размещена у АБК 1-го производственно-перегрузочного комплекса по улице Бегичева. Автором идеи и вдохновителем сооружения стал автор этих строк в период руководства комплексом.
В настоящее время адмиралтейский якорь из-за долгой уборки и трудного крепления по-походному, а также из-за значительных габаритов массово не применяется и сохраняется на кораблях и судах в качестве стоп-анкеров и верпов.
 
Защитники спокойствия
В начале учебного года в 2001-м по инициативе администрации Таймырского округа при школе №5 открылся морской лицей. Директор Галина Петровна Катасонова очень гордилась, что именно в ее школе был организован морской лицей, и всячески старалась способствовать новациям. По этому случаю в учебном заведении были установлены два якоря. Первый – адмиралтейский – прикреплен к перилам входной площадки с расходящейся в две стороны провисающей якорной цепью. Второй – якорь Холла – расположен в холле школы на первом этаже.
Якорь Холла в холле школы… Необычное словосочетание… Он изобретен в 1885 году англичанином Холлом. Крейсер “Аврора” оснащен таким якорем старого образца со штоком. На современных судах его уже не используют, однако с исторической точки зрения якорь Холла представляет собой несомненный интерес.
С образованием Таймырского колледжа морской лицей стал одной из его составных частей. А якоря… так и остались здесь, словно надежные защитники спокойствия.
 
Особой силы
Якорь Матросова установили в июле 2007 года на деревянном помосте у здания управления Заполярного транспортного филиала. Якорь “заякорен”. Такова необходимость. Ибо у некоторых молодых людей время от времени появляется соблазн попробовать на нем свою удаль молодецкую.
Якорь Матросова быстро входит в грунт, не выходит из него при развороте судна на 360 градусов. Он надежно держится в слабом песчано-илистом грунте и очень устойчив на твердом мелко-каменном грунте. Якорь повышенной держащей силы создан в 1946 году советским инженером Матросовым. Широко применяется на кораблях ВМФ и небольших кораблях и яхтах как основной тип вспомогательных якорей.
 
Символ надежды
Адмиралтейский якорь установлен с правой стороны у въезда в порт, вблизи путепровода. Удачно выполненная подсветка органично подчеркивает грандиозность сооружения. Здесь и якорь “под полярной звездой”, и якорь “под парусом”, и чайка, небрежно зацепившая его крылом... В целом получилась очень интересная композиция. Автор идеи – стивидор 1-го производственно-перегрузочного комплекса Виктор Заливин.  Композиция выполнена в 2010 году в творческом сотрудничестве с Владимиром Таранцом при техническом содействии энергетика комплекса Виталия Янченко.
Видите, как много интересного в нашем портовом городе… И в самом деле, Дудинка – город на якорной стоянке, потому что якорь – символ надежды моряка.
0

Читайте также в этом номере:

Губернатор ждет норильчан (Лариса МИХАЙЛОВА)
Тенор из нашего города (Валентина ВАЧАЕВА)
«Мы живем на Севере» (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Есть ли у вас генплан? (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск