Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Горный спецназ
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
2 апреля 2012 года, 12:37
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Рудники похожи на подземные города. Только построенные в трех измерениях. По дорогам, проложенным в скальном массиве, передвигаются подземные машины, по рельсовым путям идут вагонетки с рудой. Под землей на внушительной глубине расположены мастерские, заводы, гаражи, помещения для отдыха. Все это построено шахтостроителями, людьми интересной и ответственной профессии. В Норильске шахты строит трест “Норильскшахтстрой”, одна из крупнейших шахтостроительных организаций в России. Вчера “Норильскшахтстрою” исполнилось 40 лет. Накануне юбилея управляющий трестом Михаил ШЕВЧЕНКО рассказал о рабочих буднях коллектива, о традициях, о перспективах.
Они прокладывают дорогу к недрам Таймыра. Без них не было бы металла, отправляемого из Дудинского порта в разные уголки планеты. Без них не было бы самого Норильска, ведь огромные богатства рудных месторождений еще нужно достать из-под земли. Они приходят вслед за геологами на голое место. И строят подземные города под ключ. Их работа не ограничивается проходкой. Пробив скальный массив и по горизонтали, и по вертикали, они укрепляют выработки, прокладывают рельсы, устанавливают скиповые подъемники, монтируют опрокидыватели, начиняют шахты сложным оборудованием… Шахтостроители дают гарантию на свою работу на много лет. Для них и 40 лет не предел. Все построенное “Норильск-шахтстроем” еще четыре десятилетия назад продолжает исправно служить горнякам. Михаил Шевченко по стажу работы в тресте почти ровесник “Норильскшахтстрою”. Он проработал в нем без малого 39 лет, еще с тех времен, когда предприятие называлось Норильским шахтопроходческим трестом (НШПТ). Имея диплом инженера – строителя подземных сооружений и шахт, начинал крепильщиком, вскоре стал горным мастером и постепенно прошел все ступени до должности управляющего трестом.
– Михаил Федорович, трест  “Норильскшахтстрой” ведет строительство сырьевой базы “Норильского никеля”. На каких объектах вы работаете?
–  Трест является генеральным подрядчиком на строительстве всех рудников и правого, и левого берега Норилки. На левом берегу это рудники “Известняков”, “Ангидрит”, “Заполярный”. На правом –  “Октябрьский”, “Таймырский”, “Комсомольский”, шахты “Скалистая” и “Маяк”. Если на левобережье мы ведем только подземное строительство, то на правом берегу трест является генподрядчиком и на поверхности. Вся поверхностная инфраструктура талнахских рудников построена и обслуживается трестом. Это копры, все рудничные дороги, линии электропередачи, трубопроводы, административно-бытовые комплексы, столовые, вентиляторные.
Но и этим не ограничиваются выполняемые нами задачи. Все, что связано с проходкой и с подземным строительством в Норильском промрайоне, –  это наша забота. Образно говоря, трест “Норильскшахтстрой” – это спецназ. Надо провести взрывные работы на Надеждинском металлургическом заводе, трест их выполняет. Надо пропалить фундаменты на Талнахской обогатительной фабрике – делаем. Надо провести взрывные работы по разбутовке бункеров на Норильской обогатительной фабрике –  трест. Надо зачистить дымовую трубу на “Надежде” –  трест. Площадку для строительства Оганера, кстати, тоже подготавливал трест. Там базальтовая основа, и без взрывников было не обойтись. Вот что такое “Норильскшахтстрой”.  
– И все-таки главный фронт вашей работы – под землей, а результат деятельности шахтостроителей в первую очередь оценивается отбитыми кубометрами породы. С какими результатами подошел “Норильскшахтстрой” к своему юбилею?
–  22 марта одним из подразделений треста, шахтопроходческим управлением №1, был отбит девятимиллионный кубометр горной массы. Если всю отбитую нами породу загрузить в думпкары, то получится состав от Норильска до Москвы. А если перевести эти кубы в пройденные под землей метры, то это составит по протяженности два Московских метрополитена. Ежемесячно мы проходим под землей по два километра горных выработок, это около 25 километров в год. И объемы выполненных работ растут. В 2009 году на объектах сырьевой базы Заполярного филиала мы выполнили объемы в 300 тысяч кубов отбойки, в 2010-м – 360 тысяч, в прошлом году – 420 тысяч, а в текущем году запланировано выполнить проходку подземных объектов  в объеме свыше 490 тысяч кубометров. Это связано с увеличением количества и объемов  подготовки подземных горизонтов и расширением сети горных выработок рудной базы. У нас сейчас постоянно в работе свыше 150 забоев. Запасы богатых руд на рудниках снижаются, и необходимо вовлекать в добычу больше вкрапленных руд, для того чтобы сохранить объемы производства металлов.    
Мы сдаем горнякам не просто проходку, а полностью отстроенные горизонты. Если это откаточный горизонт, мы сдаем его с настеленным рельсовым полотном и тротуарами, с электрическими силовыми линиями, связью и автоматизацией, необходимыми коммуникациями воды и сжатого воздуха.  Если это комплекс для подъема горной массы, то мы устанавливаем  опрокидыватели для вагонеток,  бункера, питатели, конвейеры. Для того чтобы в рудниках машины заправлялись топливом, монтируем склады ГСМ, заправочные станции. Чтобы подземная техника обслуживалась и ремонтировалась, строим под землей гаражи и камеры ремонта самоходного оборудования. Мы строим все, что необходимо горнякам для того, чтобы добывать руду.  
– А можно выделить наиболее значимые объекты?
–  Да, и они определены стратегией развития компании “Норильский никель” до 2025 года. В первую очередь это строительство комплекса ВЗС-1 (вентиляционно-закладочный ствол) на шахте “Скалистая”. Его пуск будет осуществлен уже в 2012 году. Также на “Скалистой” ведем строительство комплекса ствола ВСС-1. Выполняем реконструкцию вентиляторной воздухоподающего ствола рудника “Таймырский”, на этом же предприятии строим подземные объекты двух пусковых комплексов, вентиляционный ствол №7 с комплексом зданий и сооружений на поверхности. Выполняем строительство подземных горизонтов для увеличения объемов добычи руды на “Комсомольском”. На руднике “Октябрьский” строим подземные и поверхностные объекты третьего пускового комплекса по увеличению добычи медистых руд, в состав которого входит комплекс подъема руды ствола ВСС. В перспективе – модернизация комплекса скипового подъема рудника “Таймырский” с полной заменой подъемно-транспортного оборудования.
– Как обстоят дела в тресте с обеспечением новой техникой?
–  Современная техника в последние годы поступает в трест регулярно. Это и обновление существующего парка машин, и дополнительные машины с учетом роста объемов производства. Вся техника высочайшего качества, которую умеют изготавливать только на нескольких машиностроительных заводах мира. Ведь “Норильский никель” традиционно покупает лучшую. Не так давно к нам поступила целая линейка вспомогательных машин, каждая из которых имеет свое специализированное назначение. Ковшевые машины, которые часто используются под землей для перевозки различных грузов, теперь будут больше заниматься именно той работой, для которой они и созданы – транспортировкой отбитой горной массы.  В этом году с увеличением объемов производства горно-строительных работ ожидаем дополнительное поступление в трест “Норильскшахтстрой” специализированных подземных машин различного назначения. В связи с этим трест уже получил автобус вместимостью 20 человек для перевозки пассажиров под землей, заправщик для доставки горючего и горюче-смазочных материалов, две машины для перевозки взрывчатых веществ, одна из них с закрытой кабиной, машина для перевозки грузов, оборудованная краном с выдвигающейся стрелой, погрузочно-доставочная машина Toro-1400 и самосвал Toro-40 фирмы Sandvik-Tamrok грузоподъемностью 40 тонн с закрытой кабиной, оборудованный не только кондиционером и шумоизоляцией,  но и стереосистемой. Это уже второй такой самосвал, работающий в “Норильскшахтстрое”.
Мы не ушли полностью от ручного бурения, но там, где это возможно, снизили объемы проходки на ручных перфораторах до минимума. И если раньше трест работал только на ручных перфораторах, то сейчас это уже, как правило, исключительный случай.  Как я уже говорил, в тресте 150 забоев в работе, и в большинстве из них механизированная проходка. Ручные перфораторы используются на отдаленных обособленных участках работ и в  неблагоприятных горно-геологических условиях. Там, где надо бурить шпуры без промывки водой “на сухую”, где сечение выработок не позволяет применять самоходное буровое оборудование.
Благодаря внедрению более передовых видов техники производительность труда в тресте за десять лет выросла в полтора раза.  
– Какими силами работают шахтостроители, существует ли в тресте кадровая проблема?
–  Нет сейчас, наверное, промышленных предприятий в России, перед которыми не стоит кадровая проблема. Наш трест не исключение. Но мы для того на работу и ходим, чтобы проблемы решать. Численность треста в 2009 году составляла две с половиной тысячи человек. Под рост объемов проходки мы в 2010 году приняли в штат около тысячи человек. Ведь рабочие кадры постоянно обновляются. Идет ротация. Сегодняшний проходчик или крепильщик – это завтрашний ГРОЗ, взрывник или бурильщик СБУ. С таким объемом трудоустройства обучение персонала необходимым специальностям в тресте идет непрерывно. В 2011 году приняли еще 800 человек. Создали еще одно шахтопроходческое управление, №4, в связи с увеличением объектов и объемов горно-строительных работ  на рудниках “Заполярный”  и “Кайерканский”. В  2012 году численность работников треста превысила три с половиной тысячи человек. А поскольку объемы у нас будут расти еще как минимум четыре года, принимать на работу будем еще. Часть кадровой потребности мы закрываем за счет местного рынка труда, принимаем людей после школы, армии. Бывает, кто-то решил поменять профессию. Работал, например, водителем, захотел больше зарабатывать – и пришел в шахтостроительный трест. Мы обучаем таких людей и принимаем в штат. Приглашаем и трудоустраиваем персонал с материка. В основном из шахтерских регионов. Активно привлекаем людей из регионов Сибири, Урала и Читинской области. Плотно работаем со службами занятости, с высшими учебными заведениями, чтобы у нас была достаточная скамейка запасных.
Но есть и вторая сторона вопроса – это расселение привезенных сюда работников. Проблема в том, что сегодня уже практически нет квартир по найму. Купить же сразу квартиру в Талнахе не каждый может. Для решения проблемы мы сейчас приступили к ремонту общежития по Таймырской, 6. Оно будет передано тресту и станет ведомственным. Для того чтобы решать задачи, которые нам ставит руководство “Норильского никеля” и Заполярного филиала, необходимо работать на опережение. Чтобы завтрашний день не преподносил нам сюрпризов.
– А что в перспективе?
–  Помимо шахты “Скалистая”, которая станет самой глубокой в Евразии (вентиляционно-закладочный горизонт запланирован там на глубине 1650 метров, откаточный – на 1750 метров), будем работать и на других уникальных объектах. В перспективе нам предстоит освоение Масловского месторождения. Предполагается, что “Норильскшахтстрой” станет там генподрядчиком. Еще одна перспектива – подготовка западного фланга залежи богатых руд Октябрьского месторождения. Там рудное тело подходит близко к поверхности, и мы будем вести строительство наклонных вскрышных выработок. А у рудника “Октябрьский”, со строительства которого, собственно, и начинался трест, появится новый горизонт –300 метров. На руднике “Таймырский” после модернизации и увеличения производительности скипового подъема ствола СС-3 появится возможность увеличить объемы горно-строительных работ. Там шахтостроители также начнут строительство новых горизонтов и вскрытие залежей. Увеличение объемов строительства предстоит практически на всех норильских рудниках.
– У треста “Норильскшахтстрой” хорошие традиции, славное прошлое. Именно здесь были освоены скоростные проходки, внедрялись другие передовые методы труда…
–  Да, были в истории треста боевые времена! Тогда говорили так: 31 марта 1974 года первая очередь “Октябрьского” должна дать первую руду. И не выполнить было нельзя. Это сейчас рудники имеют разветвленную сеть горных выработок и всю необходимую подземную инфраструктуру для обеспечения жизнедеятельности. А тогда, в начале строительства рудников, за словосочетаниями “первая очередь”, “вторая очередь” стояли километры горных выработок: вентиляционных, закладочных, откаточных, строительство подземных объектов специального назначения, проходка вертикальных стволов, которые должны были буквально вдохнуть жизнь в рудник. Сколько у нас бригадиров стало лауреатами государственных премий, кавалерами самых главных советских орденов! Юрий Чубинский, Михаил Бегебко – эти имена помнят в тресте до сих пор. Николай Кулеш награжден орденами “Шахтерская слава” трех степеней. Евгений Асташин при мне получил два ордена Ленина и звание Героя Социалистического Труда. И бывшие управляющие трестом в горняцком мире фигуры заметные. Чего стоят имена Казбека Каргинова, он сейчас в головном офисе “Норильского никеля” работает, Геннадия Пивня, он в настоящее время в “Русской платине” первый вице-президент, Александра Ефимова, возглавляющего сейчас Кингашскую горнорудную компанию. Обо всех замечательных людях, работавших в “Норильскшахтстрое”, просто невозможно рассказать на страницах газеты.
Сейчас времена изменились. Изменился сам подход к работе. Все больше внимания уделяется культуре производства, промышленной безопасности и охране труда. Но и сейчас трест готов выполнить любые поставленные перед ним задачи. Что мы и доказываем своим трудом каждый день. Трудно выделить в нашем коллективе кого-то, но хотя бы несколько фамилий хотелось бы назвать. Это бригадир взрывников ШПУ-1 Павел Луков, бригадир крепильщиков Олег Карпов, крепильщик ШПУ-2 Алексей Бекуридзе, проходчик Виталий Полулященко… И многие другие.
Хочу со страниц “Заполярного вестника” поздравить весь коллектив треста “Норильскшахтстрой” с юбилеем и пожелать здоровья, успехов и крепкой кровли над головой!
Главнокомандующий силами “Норильскшахтстроя”
0

Читайте также в этом номере:

Идеальные маневры (Андрей СОЛДАКОВ)
Фабрика вдохновения (Юлия КОСТИКОВА)
Полчаса на освобождение (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Затянуло... (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск