Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Focus с «Ладами»
14 января 2010 года, 15:19
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ален БУРНАШЕВ
Правительство страны объявило о всеобщей утилизации старых автомобилей в обмен на 50 тысяч рублей. Но не останется ли Норильск в стороне от программы и нужна ли она городу?
По замыслу инициаторов проекта эксперимент позволит избавиться от автомобилей, чей возраст старше 10 лет. В обмен на хлам на колесах предполагается выдавать сертификат на сумму 50 тыс. рублей. Эти средства россияне смогут потратить только на приобретение нового отечественного автомобиля. В перечне, предлагаемом Министерством промышленности и торговли РФ, будут значиться 60–65 моделей автомашин: этот список Минпромторг обещает опубликовать в ближайшее время.
 
Цели и задачи
Пока программа по утилизации автомобилей рассчитана на год. В российский бюджет на 2010 год на эти цели заложено 10 млрд рублей, то есть по программе может быть продано 200 тыс. новых машин, к тому же со скидкой. Еще миллиард рублей выделяется в качестве субсидии на транспортные расходы организациям, которые будут доставлять автомобили в пункты утилизации.
Ранее предполагалось запустить программу только в 19 регионах, теперь она будет действовать по всей стране. Старт программы – 8 марта. Именно эта дата обозначена премьер-министром Путиным на встрече с главой Минпромторга Виктором Христенко.
Главная цель эксперимента стала понятна сразу после того, как о нем объявили, – поддержка отечественного автопрома. Кстати, падение рынка производства и продаж в 2009 году, по разным данным, составляло 50–60 процентов в месяц!
Эксперты сразу заявили, что отечественный проект – «калька с зарубежных программ», которые дают положительные результаты. В частности, полагают эксперты, от подобной инициативы выиграла Германии. Эта страна за восемь месяцев прошлого года увеличила продажи на 27 процентов благодаря акции, которая обошлась стране в 5 млрд евро. В США программа утилизации, известная как «Наличные за автохлам», стоила несколько миллиардов долларов и позволила эффективно простимулировать продажи: по ней реализовано около 700 тыс. новых машин.
 
Как это работает
Минпромторг пока предлагает следующую схему работы проекта утилизации автохлама.
Сначала желающий россиянин приезжает к официальному дилеру на сдаваемом в утилизацию автомобиле или привозит его за свой счет на эвакуаторе. При этом он должен иметь при себе распечатанный с сайта Минпромторга России утвержденный бланк свидетельства об утилизации.
Важно помнить: утилизируемая машина должна быть в собственности автовладельца не менее года и не числиться в серьезных ДТП или угоне, иметь разрешенную полную массу не более 3,5 тонны и являться полнокомплектной.
В дилерском центре происходит сделка: оформляется доверенность в простой документарной форме на выполнение операций по снятию с учета, передаче в пункт утилизации, получению свидетельства об утилизации.
Затем владелец утилизируемого автомобиля подписывает договор, на основании которого дилер выполнит все операции от имени гражданина, при этом до получения свидетельства об утилизации автомобиль будет находиться на ответственном хранении у дилера до момента снятия его с учета.
Далее владелец и дилер договариваются о сумме (не более 3000 рублей), которая будет потрачена на утилизацию. После этого экс-владелец старья на колесах может выбрать и зарезервировать у дилера новый автомобиль, соответствующий параметрам, утвержденным правительственным постановлением.
И, наконец, при получении полностью оформленного и заполненного свидетельства об утилизации, дилер и участник программы по утилизации могут завершить оформление нового автомобиля. На все про все министерство отводит 3–5 дней.
Казалось бы, чего еще проще. Однако, как всегда нашлось немало «но».
 
До старта осталось…
«Реанимация» отечественного авторынка – дело, безусловно, полезное. Если программа заработает, она поможет увеличить продажи автомобилей в России максимум на 14 процентов (к оценкам продаж в 2009 году на уровне 1,4 млн). Кроме того, говорят автопроизводители, власти создают так называемый отложенный спрос, тормозя падающие продажи:  потребители ждут введения скидок, откладывая покупку новой машины.
В Департаменте автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга отмечают, что запуск программы позволит стимулировать обновление автопарка – средний возраст эксплуатируемых автомобилей остается одной из самых острых проблем российского авторынка: около 50 процентов парка старше 10 лет.
В выигрыше окажутся все – и покупатели, и автопроизводители, в том числе и иностранные, чьи предприятия расположены в России. К тому же не надо доказывать преимущества Ford Focus или Renault Logan перед, скажем, моделями ВАЗа или ГАЗа.
Проблема первая. В России до сих пор не принят закон «Об утилизации транспортных средств», его сейчас готовит рабочая группа под руководством Минпромторга. Если нет закона, то, соответственно, нет никакой нормативной документальной базы, не прописан механизм работы программы. И вполне естественно, пока никто не знает, как именно пройдет эксперимент в каждом отдельно взятом регионе.
Проблема вторая. У правительства нет критериев отбора дилеров – участников проекта. Проблема третья и, пожалуй, самая главная – в стране почти нет пунктов утилизации старых автомобилей: сейчас их всего 12–15.
Норильские реалии
Над проектом работают и в Министерстве транспорта и связи Красноярского края. Велика вероятность, что пункты приема в утилизацию в первую очередь появятся в краевом центре. А вот перспективы участия заполярного Норильска в проекте пока неясны.
Во-первых, в северном городе нет ни одного официального дилера автопроизводителей. Во-вторых, нет пункта приема в утилизацию. И, наконец, большую роль играет географическое расположение Норильска – вывоз автохлама может обойтись в копеечку.
Начальник отделения технадзора ОГИБДД УВД по городу Норильску Михаил Рязанцев считает, что пока говорить о нововведениях преждевременно.
– Программа по выдаче субсидий за сданный в утилизацию автомобиль – это правительственная инициатива, и пока никаких нормативных документов по данному вопросу не было опубликовано. Возможно, что-то ясно станет лишь в феврале. Сейчас могу сказать лишь то, что эксплуатируемый автопарк в Норильске, в принципе, не старый: средний возраст отечественных легковушек составляет до 10 лет, иномарок – до 15 лет, – добавил он.
Утилизация старых автомашин, впрочем, может оказаться полезной для северного города. К примеру, брошенного транспорта на улицах и во дворах могло бы стать меньше, равно как и травм, которые получают, как правило, дети, играя на брошенном старье. Но создание инфраструктуры для приема на утилизацию и вывоз требуют серьезных инвестиций, которые могут и не дать никаких результатов.
В мэрии Норильска не стали комментировать «Заполярному вестнику», сославшись на отсутствие нормативных документов по программе утилизации. Так что ждем весны.
До обмена рухляди на отечественные “иномарки” дело может не дойти
0

Читайте также в этом номере:

Закалка, тренировка… (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Остаться с соком (Елена ПОПОВА)
Стипендия за усердие (Анна РАХМАТУЛИНА, председатель ученического совета школы №3)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск