Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Экзаменом единым
24 марта 2010 года, 14:22
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ольга ПОЛЯНСКАЯ
В пятницу и субботу во всех школах Норильска пройдет так называемая репетиция ЕГЭ. В этом году Единый государственный экзамен будут сдавать 1823 норильских школьника.
Как рассказали «ЗВ» в городском управлении общего и дошкольного образования, репетиция нужна для того, чтобы отработать саму процедуру сдачи экзаменов и исключить возможные технические проблемы. Существенных изменений в процедуре ЕГЭ не будет. Обязательных экзаменов, как и раньше, два – русский и математика. Немного изменятся тесты по математике: из них, к облегчению многих, исключили матанализ. По желанию старшеклассники могут сдавать в форме ЕГЭ физику, химию, биологию, литературу, географию, историю, обществознание, иностранный язык и информатику. Демонстрационные версии тестов по-прежнему доступны на официальном портале Единого государственного экзамена www.ege.edu.ru.
Нынешним выпускникам повезло: сокращен список вузов, которые могут проводить собственные вступительные испытания. В этом году таких вузов не 24, как в прошлом, а 11.
Еще одно новшество: в этом году Общественная палата решила направить в каждый регион своих наблюдателей, чтобы они тоже следили за тем, как проходят экзамены.
 
Низшее образование
Несмотря на то что ЕГЭ существует уже девять лет и с прошлого года является обязательным для всех выпускников российских школ, споры вокруг такой формы аттестации не утихают. Типичные аргументы против: это американская система, которая нам не подходит; чтобы стандартизировать знания, надо перевести все школы на одну систему обучения; точность тестов сомнительна, слишком высок процент случайных попаданий в правильные ответы; ЕГЭ – путь к деградации, процент полученных на ЕГЭ двоек – это национальная катастрофа.
– На первый взгляд, все эти аргументы кажутся весомыми, а если подумать, то не выдерживают никакой критики, – говорит учитель старших классов одной из норильских школ, попросившая не называть своего имени. – Про «американскую систему» даже говорить смешно: тесты существуют в учебных заведениях многих стран, при чем тут Америка? И почему сразу если не наше, то плохое?
Что касается стандартизации – да, многие школы используют инновационные программы обучения. Но ни одна школа не учит детей по учебникам, не утвержденным Министерством образования и науки. По большому счету нестандартны именно способы преподавания, а не минимальный объем знаний, который обязана дать каждая школа, независимо от того, обычная она или лицей.
По мнению преподавателя, точность тестов ЕГЭ не более сомнительна, чем точность оценки на обычном экзамене, равно как и процент случайного попадания:
– Я даже скажу, что выше вероятность случайно вытянуть счастливый билет на обычном экзамене, поэтому для тех, кто действительно учится, а не просиживает в школе штаны, ЕГЭ не представляет особой сложности. Тем более что необязательно по каждому тесту набирать 100 баллов. Процент полученных  на ЕГЭ двоек, особенно в первые годы, – это действительно, можно сказать, национальная катастрофа. Но, может быть, она случилась именно потому, что наше хваленое образование не так уж прекрасно? «Тесты – путь к деградации» – это аргумент как раз тех, кто или слабо учится, или слабо преподает. Вот они больше всего и возмущены системой ЕГЭ, которая на самом деле вскрыла массу недостатков как в школьном образовании, так и в вузовской системе поступления.
Моя дочь недавно окончила школу, по результатам ЕГЭ мы послали документы в тот вуз, в который хотели, и спокойно поехали в отпуск. Когда вернулись в августе, узнали, что дочь зачислена, безо всяких поездок, платных курсов и нервотрепок. Так чем это плохо?
 
Школа ЕГЭизма
С последним аргументом соглашается Леонарда Молчун, заместитель директора Норильского филиала Кисловодского института экономики и права:
– Большой плюс ЕГЭ я вижу в том, что выпускникам не приходится нервничать два раза: ЕГЭ освобождает от вступительных экзаменов в вуз. К минусам можно отнести то, что тестирование – это четкое выполнение инструкций и угадывание ответов, доведенное до автоматизма, нет живого общения с преподавателем. Каждый преподаватель знает детей, с которыми общался на протяжении многих лет, лучше, чем те, кто проверяет результаты ЕГЭ. Конечно,  недовольство есть и у абитуриентов, и у их родителей, но и те и другие понимают, что бессильны что-либо изменить, так как ЕГЭ перестал быть экспериментальным, а стал обязательным. Во всех реформах всегда есть плюсы и минусы, довольные и недовольные. Я думаю, что те, кто относится с ответственностью к получаемым знаниям, смогут в любых условиях получить эти знания и применить их на практике, а качество подготовки к экзаменам целиком и полностью зависит  от ответственности учителя и ученика.
– Негативное отношение к ЕГЭ во многом сформировано средствами массовой информации, – считает Ольга Дмитренко, учитель лицея №3. – На протяжении девяти лет мы только и слышим о недостатках этого экзамена. Уже с начала года у многих начинается мандраж перед ЕГЭ, и эта нервность, естественно, как цепная реакция: она передается от директора школы учителю, от учителя – родителям, от родителей – ученику.  Мне кажется, совершенно не стоит паниковать перед Единым государственным экзаменом. У такого способа аттестации есть свои плюсы и минусы, но минусов не больше, чем у традиционного экзамена. Это я говорю в том числе как мама двух сыновей, один из которых учится в школе, а другой не так давно ее окончил.
– Cпорить о том, нужен ЕГЭ или нет, бессмысленно, – говорит начальник отдела контроля и мониторинга общего образования Ирина Матюхина. – Он есть. Можно говорить только о совершенствовании самой процедуры этого экзамена, но над этим и министерство, и мы трудимся ежегодно. Мы проводили анкетирования в школах, чтобы устранить какие-то недочеты в процедуре, увеличили число консультаций с психологами. Хотя сейчас психологический страх перед ЕГЭ  больше испытывают даже не дети, а взрослые – родители и учителя. Учителя переживают, потому что ЕГЭ – это оценка и их труда.
Ответственный секретарь приемной комиссии Норильского индустриального института старший преподаватель кафедры бухучета и финансов Елена Горемыкина полагает, что школьники и абитуриенты воспринимают ЕГЭ уже как что-то вполне привычное, но школьникам кажется, что система заданий и выставления оценок постоянно усложняется.
– Тут я сталкиваюсь с некоторым противоречием, – говорит она. – Дело в том, что в последние годы некоторые задания из части В и С перенесли в части А и В, поэтому при правильном решении им присваивается более низкий балл. Но минимальное значение удовлетворительной оценки тоже снижается. Например, математика: в 2008 году минимальный порог был 25 баллов, в 2009 – 21 балл. А теперь давайте задумаемся, что значит 21 балл? Переведите это в пятибалльную шкалу – это одна пятая часть от максимального балла, то есть кол, единица.
 
И хотят, и боятся
Мы задали старшеклассникам одной из общеобразовательных школ вопрос: «Что для вас лучше – ЕГЭ или обычный экзамен – и почему?». Вот что они ответили.
«Наверное, ЕГЭ проще, но на ЕГЭ страшнее!»;  «При хорошей подготовке больше шансов сдать ЕГЭ, а не обычный экзамен»; «На обычном экзамене требуется умение четко излагать свои мысли, а когда волнуешься, это довольно сложно»; «ЕГЭ сдается в виде теста, и это многое упрощает. Если ты учишь и все усваиваешь, сдать ЕГЭ несложно»; «К ЕГЭ проще подготовиться, и с результатами ЕГЭ принимают в вузы»;  «ЕГЭ лучше, потому что в  заданиях есть варианты ответов»; «Ученик больше волнуется во время ЕГЭ»; «Обычный экзамен лучше, потому что намного проще сориентироваться в своей школе, со своими учителями. Для каждого ребенка экзамены – стресс, а если они еще и в другой школе, то еще больше волнений и переживаний»; «Обычный экзамен лучше, потому что выучить билеты легче и ты уже знаешь, какие будут вопросы»; «Для ученика подготовиться к обычному экзамену проще. Чем ходить на всякие курсы по подготовке к ЕГЭ, лучше недельку перед самыми экзаменами все подучить. А на ЕГЭ в заданиях могут попасться вопросы, которые испортят результат».
– Как видим, ответы за и против разделились примерно поровну, – комментирует анкеты школьников детский психолог Виталий Якушев. – И главное, что мешает адекватно воспринимать ЕГЭ, страх перед необычной формой экзамена. Я уверен, что это – результат влияния взрослых. Я бы посоветовал и учителям, и родителям не нагнетать обстановку перед экзаменом, не талдычить все время ребенку, что он не сдаст, не поступит и так далее. При таком давлении вероятность, что он не сдаст, будет только расти. Я видел детей, буквально изможденных не столько экзаменом, сколько вот этой предэкзаменационной суетой. Приходили ко мне и с астенией, с истощением нервной системы, с неврозами. Начинаешь разговаривать – выясняется, что «постарались» тут как раз родители.
 
Урок усвоен
По информации управления общего и дошкольного образования, процент успеваемости (то есть число школьников,  сдавших ЕГЭ) ежегодно растет. Так, математику в 2006/07 учебном году сдали 76% старшеклассников, в 2007/08 – 80%, в прошлом году – 97,7%. Тесты по русскому в 2006/07 году успешно прошли 97%, в 2007/08 – 91%, в прошлом году – 97,3% учащихся старших классов. Рост успеваемости виден и по другим предметам, сдаваемым в форме ЕГЭ.
 
Вузы, в которые принимают по результатам собственных вступительных экзаменов:
– Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ);
– Высшая школа экономики (ВШЭ);
– Московский государственный институт международных отношений МИД России (МГИМО);
- Российская правовая академия Министерства юстиции;
- Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ;
- Московский педагогический госуниверситет;
- Московский лингвистический госуниверситет;
- Московская государственная юридическая академия им. Кутафина;
- Санкт-Петербургский госуниверситет аэрокосмического приборостроения;
- Cанкт-Петербургский госуниверситет информационных технологий, механики и оптики;
- Нижегородский государственный лингвистический университет им. Добролюбова.
 
В список не вошли престижные МГУ и СПбГУ, потому что еще в прошлом году получили особый статус: как главные вузы страны, они могут устанавливать свои образовательные стандарты и вступительные экзамены.
0

Читайте также в этом номере:

Одна ступень до старта (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Мы согласны на медаль (Лариса МИХАЙЛОВА)
Победные метаморфозы (Яна АНДРЕЕВА)
Сила духа и сила воли (Владимир ДОЛГИХ, почетный гражданин Норильска)
Миссис Хронограф (Татьяна РЫЧКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск