Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
ЕГЭист поневоле
Испытано на себе
8 июня 2009 года, 12:39
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Оптимизма от сдачи единого госэкзамена не испытывает никто – ни выпускники, ни их родители, ни даже педагоги. Приятное исключение составляют разве что чиновники Министерства образования РФ, определившие, что ЕГЭ с этого года не только вводится в штатный режим, но и в ряде случаев является обязательным при поступлении в вуз для заочников. Насколько это сложно? Корреспондент «ЗВ» получил задание сдать ЕГЭ вместе со всеми.
Звонок раздался в конце мая.
– Приемная комиссия, – представились в трубку. – Хотим уточнить, будете ли вы сдавать ЕГЭ…
Раздался еле различимый шорох бумаг.
– …по русскому, математике, обществознанию и английскому.
Я застыла. Со времени подачи моего заявления в НИИ (здесь находится пункт проведения ЕГЭ для выпускников прошлых лет) прошло уже несколько месяцев, и об этом немного подзабылось. К тому же и с количеством предметов я явно погорячилась.
– Вы поступаете на заочное отделение? – жизнерадостно поинтересовался голос в трубке.
Я подтвердила.
– В таком случае вы можете отказаться от ЕГЭ и сдать внутренние экзамены непосредственно в вузе.
Такого поворота я не ожидала. Известие о том, что единый госэкзамен с этого года становится обязательным, причем не только для одиннадцатиклассников, но и для выпускников прошлых лет, поступающих на заочное, наделало зимой много шуму. Сколько говорилось насчет того, что без сертификата о ЕГЭ в вуз ни ногой. Что внутренние экзамены у абитуриента примут не везде. И вот на тебе! Похоже, что ни день, то, как сводки боевых действий, правила относительно ЕГЭ меняются. Хотя чиновники выразились бы по-другому – «дорабатываются».    
Я не стала долго раздумывать, выбрать ЕГЭ или внутривузовские экзамены. В редакции мне дали вполне конкретное задание. Я взяла ручку, чтобы записать расписание. Экзамен по русскому языку был назначен на 29 мая.
 
Учиться никогда не поздно!
С утра в день экзамена в вестибюле индустриального института было не протолкнуться. «Студенты НИИ», – подумала я. И ошиблась. Присмотревшись повнимательнее, обнаружила у большинства стандартный набор: паспорт и ручку. ЕГЭисты?
Через некоторое время началась перекличка. Преподаватель громко называл фамилию абитуриента. Нужно было показать свой паспорт и отойти в сторону лестницы.
Забавно… Взрослый мужчина, которого я сначала приняла за абитуриента, оказался всего-навсего… папой. Пожелав отпрыску удачи, он удалился. Народ вообще был довольно разный. Хотя при виде молодого человека в норковом кепи и с сигаретой за ухом даже преподаватели несколько растерялись. Вальяжной походкой он вышел из толпы и сообщил, что паспорта у него с собой нет. Кадр.
Основной массе экзаменующихся – до тридцати. Женщин и девушек гораздо меньше. Возможно, правы психологи, утверждающие, что представители сильной половины в жизни более активны и целеустремленны. Я обратила внимание на лысого мужчину с усиками. Мужчина тоже заинтересовался.
– Волнуетесь? – шепотом поинтересовалась я у него.
– Конечно! – сознался он и так же шепотом пояснил: – Ребята у нас в «Норильскгеологии» решили поступать в Московский университет имени Серго Орджоникидзе, ну и я с ними надумал. Сорок пять лет, первое образование… Как думаете, не поздно?
Пришлось заверить смущенного мужчину, что учеба – это в любом возрасте хорошо. Он обрадовался:
– Я тоже так думаю.
Первую группу из сорока пяти человек повели в аудиторию на шестой этаж. Потом вторую… Неожиданно выяснилось: как минимум двадцати фамилий в списке нет. Моей в том числе. Народ разволновался. И напрасно. «Нашлись» мы минут через пятнадцать. Наши заявления оказались в приемной комиссии, в другой стопке.
 
«Опыт, сын ошибок трудных…»
В русском я всегда чувствовала себя как рыба в воде. К тому же за плечами филфак… Волнений по поводу ЕГЭ у меня не было никаких. А зря.
После вскрытия конвертов обнаружился первый «сюрприз»: заполнять тесты можно только черной гелевой ручкой. И никакой другой. Об этом я, как и многие другие, не знала. Выручил сосед. Тот самый, который на ЕГЭ пришел с папой. У него оказалась запасная ручка. Остальным где-то нашли ручки преподаватели.
Мы принялись старательно выводить цифры и буквы в клеточках листа регистрации. Смешно. Первый класс, вторая четверть… Преподаватель показала нам на доске, как это делается. Тишину нарушил неожиданный вскрик в первых рядах – ошибка!
Ошибку допустить легко. Достаточно вместо палочки написать привычную единичку – и все. Считай, пропало. «Машина, которая будет обрабатывать ЕГЭ, информацию не прочитает», – сказала преподаватель. Молодому человеку заменили конверт. Потом началась паника у девушки – где-то поставила ненужную точку… С непривычки напортачили многие.
Заполнив клеточки на листе ответов №1 и листе ответов №2, я взяла в руки контрольно-измерительные материалы и принялась читать: «Выберите правильный вариант ответа, где в словах должна стоять пропущенная буква «о». Легко! Если все задания такие, то трех часов, отпущенных на экзамен, будет более чем достаточно.
 
Метонимия и парцелляция
Сидевший впереди меня молодой человек, тот самый, с сигаретой за ухом, нервно встал. Положил конверт на стол преподавателю и вышел. То ли гений, то ли…
– Какой странный молодой человек! – не сдержалась сотрудница НИИ.
Раздался смешок. Я уже дошла до задания «Вставьте вместо пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка». И далее шел список… Что такое сравнение и противопоставление, объяснять не надо. Но вот что такое литота, метонимия и парцелляция… Я снова и снова вчитывалась в текст.
Сзади раздался жаркий шепот. Ребята, сидевшие за мной, никак не могли припомнить способы образования слов. А на взрослых мужиков на соседнем ряду, мужественно борющихся с придаточными изъяснительными и определительными, вообще было страшно смотреть. Им-то это зачем? Ну ладно, правописание слов. Ну ладно, знаки препинания. Русский язык мы для того и изучаем, чтобы правильно писать и говорить. А вот специфические термины в ЕГЭ для чего? Мне всегда казалось, это лучше оставить профессионалам.
Для чистоты эксперимента я решила выполнить задания полностью, хотя несколько человек уже сдали свои работы, даже не приступив к заключительной части экзамена – сочинению. Как и другие предметы, русский теперь оценивается по стобалльной системе. Достаточно набрать нужное количество…
Сидевший впереди меня молодой человек горестно вздохнул. Я посмотрела на него, а потом решилась на вообще-то запрещенный на экзамене проступок.
– Давайте я посмотрю ваше задание.
Моему предложению сосед явно обрадовался и незаметно передал мне листок. Преподаватель как раз отвлеклась…
– У меня с русским языком еще со школы не очень, – будто оправдываясь, зашептал парень. – Я больше физику люблю.
– А давно школу закончил? – полюбопытствовала я.
– Восемь лет назад. Сейчас хочу в НИИ поступать, на горно-металлургический, – ответил молодой человек и добавил: – А на работе на ЕГЭ со скандалом отпустили. Придется потом этот день отрабатывать…
Я задумалась: одиннадцатиклассникам в этом плане действительно проще. А вот что делать взрослым людям, вынужденным во время рабочего дня сдавать экзамены, как школьникам? Потом успокоила себя: наверное, и этот момент чиновники когда-нибудь «доработают».
 
Окончание в следующем номере.
Без паспорта на ЕГЭ не пустят
Экзамен оставляет больше вопросов, чем ответов
0

Читайте также в этом номере:

Чтобы не было бардака (Андрей СОЛДАКОВ)
Лето начнется 12 июня (Валентина ВАЧАЕВА)
Новый год никто не отменял (Андрей СОЛДАКОВ)
Площадка для развития (Юлия КОСТИКОВА)
Призвание помогать другим (Анастасия МОСКВИНА, Инна ВАЩЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск