ЕГЭист поневоле
Испытано на себе
8 июня 2009 года, 12:39 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Елена ПОПОВА
|
Оптимизма от сдачи единого госэкзамена не испытывает никто – ни выпускники, ни их родители, ни даже педагоги. Приятное исключение составляют разве что чиновники Министерства образования РФ, определившие, что ЕГЭ с этого года не только вводится в штатный режим, но и в ряде случаев является обязательным при поступлении в вуз для заочников. Насколько это сложно? Корреспондент «ЗВ» получил задание сдать ЕГЭ вместе со всеми.
Звонок раздался в конце мая. – Приемная комиссия, – представились в трубку. – Хотим уточнить, будете ли вы сдавать ЕГЭ… Раздался еле различимый шорох бумаг. – …по русскому, математике, обществознанию и английскому. Я застыла. Со времени подачи моего заявления в НИИ (здесь находится пункт проведения ЕГЭ для выпускников прошлых лет) прошло уже несколько месяцев, и об этом немного подзабылось. К тому же и с количеством предметов я явно погорячилась. – Вы поступаете на заочное отделение? – жизнерадостно поинтересовался голос в трубке. Я подтвердила. – В таком случае вы можете отказаться от ЕГЭ и сдать внутренние экзамены непосредственно в вузе. Такого поворота я не ожидала. Известие о том, что единый госэкзамен с этого года становится обязательным, причем не только для одиннадцатиклассников, но и для выпускников прошлых лет, поступающих на заочное, наделало зимой много шуму. Сколько говорилось насчет того, что без сертификата о ЕГЭ в вуз ни ногой. Что внутренние экзамены у абитуриента примут не везде. И вот на тебе! Похоже, что ни день, то, как сводки боевых действий, правила относительно ЕГЭ меняются. Хотя чиновники выразились бы по-другому – «дорабатываются». Я не стала долго раздумывать, выбрать ЕГЭ или внутривузовские экзамены. В редакции мне дали вполне конкретное задание. Я взяла ручку, чтобы записать расписание. Экзамен по русскому языку был назначен на 29 мая. Учиться никогда не поздно! С утра в день экзамена в вестибюле индустриального института было не протолкнуться. «Студенты НИИ», – подумала я. И ошиблась. Присмотревшись повнимательнее, обнаружила у большинства стандартный набор: паспорт и ручку. ЕГЭисты? Через некоторое время началась перекличка. Преподаватель громко называл фамилию абитуриента. Нужно было показать свой паспорт и отойти в сторону лестницы. Забавно… Взрослый мужчина, которого я сначала приняла за абитуриента, оказался всего-навсего… папой. Пожелав отпрыску удачи, он удалился. Народ вообще был довольно разный. Хотя при виде молодого человека в норковом кепи и с сигаретой за ухом даже преподаватели несколько растерялись. Вальяжной походкой он вышел из толпы и сообщил, что паспорта у него с собой нет. Кадр. Основной массе экзаменующихся – до тридцати. Женщин и девушек гораздо меньше. Возможно, правы психологи, утверждающие, что представители сильной половины в жизни более активны и целеустремленны. Я обратила внимание на лысого мужчину с усиками. Мужчина тоже заинтересовался. – Волнуетесь? – шепотом поинтересовалась я у него. – Конечно! – сознался он и так же шепотом пояснил: – Ребята у нас в «Норильскгеологии» решили поступать в Московский университет имени Серго Орджоникидзе, ну и я с ними надумал. Сорок пять лет, первое образование… Как думаете, не поздно? Пришлось заверить смущенного мужчину, что учеба – это в любом возрасте хорошо. Он обрадовался: – Я тоже так думаю. Первую группу из сорока пяти человек повели в аудиторию на шестой этаж. Потом вторую… Неожиданно выяснилось: как минимум двадцати фамилий в списке нет. Моей в том числе. Народ разволновался. И напрасно. «Нашлись» мы минут через пятнадцать. Наши заявления оказались в приемной комиссии, в другой стопке. «Опыт, сын ошибок трудных…» В русском я всегда чувствовала себя как рыба в воде. К тому же за плечами филфак… Волнений по поводу ЕГЭ у меня не было никаких. А зря. После вскрытия конвертов обнаружился первый «сюрприз»: заполнять тесты можно только черной гелевой ручкой. И никакой другой. Об этом я, как и многие другие, не знала. Выручил сосед. Тот самый, который на ЕГЭ пришел с папой. У него оказалась запасная ручка. Остальным где-то нашли ручки преподаватели. Мы принялись старательно выводить цифры и буквы в клеточках листа регистрации. Смешно. Первый класс, вторая четверть… Преподаватель показала нам на доске, как это делается. Тишину нарушил неожиданный вскрик в первых рядах – ошибка! Ошибку допустить легко. Достаточно вместо палочки написать привычную единичку – и все. Считай, пропало. «Машина, которая будет обрабатывать ЕГЭ, информацию не прочитает», – сказала преподаватель. Молодому человеку заменили конверт. Потом началась паника у девушки – где-то поставила ненужную точку… С непривычки напортачили многие. Заполнив клеточки на листе ответов №1 и листе ответов №2, я взяла в руки контрольно-измерительные материалы и принялась читать: «Выберите правильный вариант ответа, где в словах должна стоять пропущенная буква «о». Легко! Если все задания такие, то трех часов, отпущенных на экзамен, будет более чем достаточно. Метонимия и парцелляция Сидевший впереди меня молодой человек, тот самый, с сигаретой за ухом, нервно встал. Положил конверт на стол преподавателю и вышел. То ли гений, то ли… – Какой странный молодой человек! – не сдержалась сотрудница НИИ. Раздался смешок. Я уже дошла до задания «Вставьте вместо пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка». И далее шел список… Что такое сравнение и противопоставление, объяснять не надо. Но вот что такое литота, метонимия и парцелляция… Я снова и снова вчитывалась в текст. Сзади раздался жаркий шепот. Ребята, сидевшие за мной, никак не могли припомнить способы образования слов. А на взрослых мужиков на соседнем ряду, мужественно борющихся с придаточными изъяснительными и определительными, вообще было страшно смотреть. Им-то это зачем? Ну ладно, правописание слов. Ну ладно, знаки препинания. Русский язык мы для того и изучаем, чтобы правильно писать и говорить. А вот специфические термины в ЕГЭ для чего? Мне всегда казалось, это лучше оставить профессионалам. Для чистоты эксперимента я решила выполнить задания полностью, хотя несколько человек уже сдали свои работы, даже не приступив к заключительной части экзамена – сочинению. Как и другие предметы, русский теперь оценивается по стобалльной системе. Достаточно набрать нужное количество… Сидевший впереди меня молодой человек горестно вздохнул. Я посмотрела на него, а потом решилась на вообще-то запрещенный на экзамене проступок. – Давайте я посмотрю ваше задание. Моему предложению сосед явно обрадовался и незаметно передал мне листок. Преподаватель как раз отвлеклась… – У меня с русским языком еще со школы не очень, – будто оправдываясь, зашептал парень. – Я больше физику люблю. – А давно школу закончил? – полюбопытствовала я. – Восемь лет назад. Сейчас хочу в НИИ поступать, на горно-металлургический, – ответил молодой человек и добавил: – А на работе на ЕГЭ со скандалом отпустили. Придется потом этот день отрабатывать… Я задумалась: одиннадцатиклассникам в этом плане действительно проще. А вот что делать взрослым людям, вынужденным во время рабочего дня сдавать экзамены, как школьникам? Потом успокоила себя: наверное, и этот момент чиновники когда-нибудь «доработают». Окончание в следующем номере. |
0 | Твитнуть |