Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Доверяй, но проверяй, или После драки кулаками не машут
СВОЙ ВЗГЛЯД Татьяны РЫЧКОВОЙ
6 декабря 2012 года, 15:18
Стала я резать недели три назад свежую печень оленя с целью быстренько ее пожарить и обнаружила в печени несколько шариков. Я и раньше такие видела, думала, это кусочки жира, и просто их выбрасывала. Но теперь, после того как несколько норильчан заглотили вместе со свининой личинок трихинеллы и одна из заболевших трихинеллезом скончалась, я проявила бдительность. Стала разглядывать шарик и обнаружила внутри него малюсенького белого червяка. Он подмигнул мне и прошептал: “Я друг трихинеллы”.
Печенку я успела пожарить и продегустировать. В то время как молодые родственники зачитывали интернет-статью про паразитов, живущих в оленях, я бледнела и обнаруживала у себя все признаки заболевания. Составители статьи “обнадежили”: личинки разносятся по организму и навек поселяются в мышцах и органах. Если, конечно, мясо хорошенько не проварить, не прожарить или не выморозить. Но печенка-то жарится всего десять минут!
В обществе охотников и рыболовов “успокоили”: “Колпащиков сказал, что оленье мясо – отличное, можете есть спокойно”. Леонид Колпащиков – доктор биологических наук, специалист по популяции диких северных оленей, но по паразитам он не доктор. Положив кусок печенки в банку, я отправилась в Роспотребнадзор.
Мне показалось, что нас с червячком здесь не ждали. Из приемной начальника отправили в общественную приемную. Молодой человек рассмотрел содержимое баночки и сообщил: да, в оленях паразиты тоже водятся, но другие, трихинеллезом они не болеют.
В Роспотребнадзоре и находящемся в этом же здании центре гигиены и эпидемиологии печенку на анализ не взяли. Сказали: за мясо отвечает Россельхознадзор и ветеринарная служба в Старом городе.
Гуляя по пятиэтажному зданию, наткнулась на дверь с надписью “Юрист” и, заглянув в нее, на всякий случай узнала, как обстоят дела с трихинеллезом. Точнее, с профилактикой этого заболевания, которое может закончиться летальным исходом. На эту тему мы побеседовали с ведущим юристом-консультантом центра гигиены и эпидемиологии Алексеем Бульдиным.
Есть закон о ветеринарном надзоре, согласно которому все поступающее в продажу мясо должно проверяться, заверил Алексей Бульдин. Не прошедшее контроль считается незаконным в обороте и подлежит уничтожению.
Тут я вспомнила, как лет пять назад во время репортажа бомжи со свалки рассказывали, что работают на частном свинарнике. На свалке они собирали отбросы в качестве корма. Возможно, это был какой-то нелегальный свинарник?
У нас почти все свинарники нелегальные, заверил Алексей Бульдин, и все реализуют мясо на городском рынке. По закону, предприниматели сами должны обратиться за ветеринарным и санитарным надзором, чтобы покупатели не заразились паразитами. Ничего этого нет. Что и стало причиной массового заражения потребителей. Периодически в Норильске происходит заражение трихинеллезом, правда, таких крупных случаев, как последний, не было, но где-то раз в пять лет проблема всплывает.
Что касается господина Алискерова, на его предприятии регулярно обнаруживают трихинеллез, заметил Алексей Бульдин. По законодательству, такое зараженное мясо подлежит утилизации путем сжигания в специализированном крематории. Потому что трихинелла как сибирская язва – не вымерзает. Просто закопать ее нельзя. Подходящий крематорий у нас один – в Талнахе, в ООО “Бытовик”. Но никаких договоров с “Бытовиком” хозяин больных свиней господин Алискеров не заключал.
Оставим на время свиней. Если в семье имеется охотник, предпочтение отдается оленине. А она попадает на стол прямиком из тундры, а значит, без санитарного контроля. Я бы, конечно, поверила позитивному совету “оленье мясо ешьте спокойно”, если бы не паразит в банке.
После экскурсии по зданию Роспотребнадзора мы с червячком, как нам посоветовали, отправились в Старый город, в ветеринарную службу. “Вы зачем приехали? – спросили там. – У нас лаборатории нет”. В Россельхознадзоре ее тоже не оказалось. Здесь мы, кстати, узнали, что ветеринарный инспектор Елена Смирнова как раз проводит проверки в свиноводческих хозяйствах по полной программе по требованию прокуратуры.
В общем, тогда, три недели назад, я узнала много интересного, но так и не нашла, где проверить мясо на паразитов. Единственная в городе лаборатория (та, что на рынке) была закрыта. В минувший вторник выяснилось, что ситуация выправляется.
Захватив печенку, я приехала на рынок, где вежливо объяснили: лаборатория открылась, но работает только с “договорниками”, то есть с поставщиками мяса на прилавки. Но если я возьму в Роспотребнадзоре направление, то по этому документу проверят и мой продукт.
В ООО “Бытовик” сообщили, что господин Алискеров заключил договор на утилизацию 550 килограммов свинины. Генеральный директор предприятия Елена Бушмина также рассказала, что “Бытовик” готов к сотрудничеству с 2008 года, когда приобрел печь для утилизации. Однако с тех пор имеет только одного постоянного клиента – артель “Горбит”, которая регулярно привозит на сжигание отходы производства – различное мясо, в том числе оленину.
Что касается моей баночки с паразитом, то она так и не дотянула до лаборатории, разбилась прямо о ступени Роспотребнадзора во время долгого расследования по теме, где проверить мясо. Со свининой все как будто бы утрясается, а что с олениной или иной добычей, которую охотники приносят из тундры? Опасна она для человека или нет? Ведь, если нечаянно заглотить какую-нибудь гадость в виде паразита, обратной дороги может не быть. После драки кулаками не машут. На вопросы об оленине “Заполярный вестник” попросил ответить доктора ветеринарных наук из НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера Александра Самандаса. Надеюсь, в ближайшее время вы сможете прочитать интервью с ним.
0

Читайте также в этом номере:

Юбилейный Дед Мороз (Татьяна РЫЧКОВА)
Квартплату повысят (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Советы гуру (Юлия КОХ)
Последние броски (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск