Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Долгое прощание с городом
На материк
16 сентября 2010 года, 13:55
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Леонид ЛЫБИН прощается с Норильском во второй раз. В сентябре 2006 года он уже уезжал на материк навсегда. Но город не отпустил: спустя полгода Леонид Тимофеевич вернулся на Север.
О том, что расставание было отложено на четыре года, не жалеет. Опыт и знания инженера-электрика пригодились в специализированном управлении “Норильскавтоматика” – такие специалисты, как Лыбин, без работы никогда не останутся. Хорошо известно и другое: в трудные кризисные времена надежнее города, чем Норильск, наверное, во всей России не найти.
 
Родом из Верхней Совы
Возвращается заместитель директора по производству “Норильскавтоматики” Леонид Лыбин в родные места – на Средний Урал. Сетует, что деревеньки Верхняя Сова, где он родился и провел детство, нет уже на карте Пермского края. Покинули постепенно жители живописные места, все как один переехали поближе к городу, к цивилизации. Это в советские времена сельские жители были терпеливы и готовы к трудностям, сейчас времена другие, терпеть лишения желающих нет.
Леонид рос в крестьянской семье. Отец работал механизатором, а мама – дояркой. Семья была большая, пятеро детей – четверо братьев и сестра. В деревне была только начальная школа – четыре класса. С пятого класса по восьмой учился в большом селе за десять километров от дома. Детство было суровым, но именно в те годы сформировался характер паренька, главной чертой в котором стали самодисциплина и обязательность.
 
Город под липами
В пятнадцать лет Леонид уехал из села в… Латвию. Прочитал уральский паренек в “Комсомольской правде” объявление о наборе в мореходное училище и заболел мечтой о дальних странах и соленых ветрах.
– Как меня родители отпустили за тридевять земель одного в пятнадцать лет?! – до сих пор удивляется Леонид Тимофеевич. – Я своих детей никогда не отпустил бы. Но надо сказать, что и времена тогда были другие.
А может быть, родители понимали, что у старшего сына уже есть настоящий характер. И дурную дорогу он не выберет.
В мореходке в городе Лиепая он проучился четыре года. Дисциплина там была железная. Жили курсанты в казарме, увольнительную в город надо было заслужить успехами в учебе.
– “Лиепая” в переводе с латышского – “город под липами”, – вспоминает Лыбин. – Красивый город, но особо его красотами любоваться некогда было. На первом месте у меня всегда учеба была. А практику курсанты проходили в море. Впечатлений много было.
Но стать моряком Леониду не довелось. К моменту окончания мореходки у него испортилось зрение, и медкомиссия не допустила его в плавсостав. По специальности “техник-электромеханик” Лыбин начал работу на берегу.
Следующему крутому повороту в своей жизни Леонид Тимофеевич обязан телевидению. Однажды посмотрел документальный фильм о Норильске. Город очень понравился, а самое главное – люди, которые делали на Крайнем Севере важные дела! Написал в отдел кадров Норильского комбината, и вскоре ему пришел вызов на строящийся Надеждинский металлургический завод.
 
Норильские сентябри
В Норильск Леонид Лыбин приехал 23 сентября 1978 года. И через пять дней уже работал на “Надежде”, в цехе контрольно-измерительных приборов и автоматики. На Надеждинском металлургическом он трудился до сентября 2006 года. Был и мастером, и начальником участка, и главным инженером цеха КИПиА. Его отъезд из Норильска также приходится на сентябрь.
– Норильский ритм захватил сразу, – вспоминает Лыбин. – “Надежда” в то время была комсомольско-молодежной стройкой, а это ко многому обязывало. И мы никогда не щадили себя на работе.
Однажды сразу после пуска завода в плавильном цехе выгорела кабельная трасса – всего шестьсот кабелей. Восстанавливать нужно было срочно, пирометаллургические мощности уже работали. Трое суток киповцы не уходили с рабочего места. Спали по нескольку часов в день здесь же, на сдвинутых стульях, перекусывали наспех тем, что приносили товарищи из столовой. Никто не ушел домой, пока аварию не устранили.
– В 1988 году я поступил на вечернее отделение Норильского индустриального института, – рассказывает Леонид Тимофеевич. – Занимались мы четыре раза в неделю. Горжусь тем, что за шесть лет учебы я ни разу не брал учебный отпуск и не пропустил ни одного занятия.
Это особенно ценно. Ведь жил Лыбин в Кайеркане. Зимой из-за непогоды частенько приходилось добираться до института с колонной автобусов. Сначала доезжал до “Надежды”, а потом, опять с колонной, ехал в Норильск. График работы у Леонида был сменный, и он обязательно менялся с кем-то сменами, чтобы не пропустить лекции.
 
Чайковский ждет
Лыбин уезжает на Урал, в небольшой город Чайковский.
– Надо ехать, пока есть желание пожить на материке, – говорит он. – Места там замечательные – сосновые леса, речка, грибы... До места, где была моя деревенька, совсем недалеко. Буду рыбалкой заниматься и автотуризмом. Хотим с женой страну посмотреть.
Водительское удостоверение и гараж у Лыбина уже есть, а вот машину еще предстоит купить. Права получил недавно, специально чтобы на материке приобрести автомобиль.
– Дорогую машину не рискну покупать, – делится он, – опыт еще наработать надо. Главное, что желание освоить  водительское дело у меня есть. А я упорный.
Дети у Леонида Тимофеевича уже взрослые, есть и внуки. Самое время, наверное, пожить для себя. Взял на предприятии путевку в Сочи, в санаторий “Заполярье”.
– Хотим с женой съездить напоследок. “Заполярье” для меня – это тоже часть Норильска. А об этом городе я всегда буду вспоминать тепло.
Тридцать два года отдано Крайнему Северу. “Жемчужину Заполярья” он будет часто вспоминать на Урале. А норильчане, которые проработали с Лыбиным не один год, будут вспоминать его. И если пригласит, обязательно посетят Чайковский, где все замечательно – и леса, и реки…
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск