Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Добро должно быть сильным
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
6 февраля 2012 года, 12:27
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Александр СЕМЧЕНКОВ
Решение посетить тренировку по рукопашному бою не было таким уж и отчаянным, если учитывать, что мне приходится здесь бывать, пусть и не систематически. Правда, с последнего занятия прошел месяц – техническая база вероятных спарринг-партнеров значительно расширилась. Ерунда.
Тренер Кирилл Храпкин (кстати, атаман казачьей станицы Оганер) в высшей степени дипломатичен. Он всегда находится в отличном расположении духа, и я давно подозреваю, что это нисколько не зависит от жизненных обстоятельств. Таких нерадивых учеников, как я (ищу что-нибудь объективное в собственных оправданиях, обманывая не других – себя), у него человек пять. Каждому из них Кирилл успевает передавать свои драгоценные знания и никогда не осуждает за прогул: человек сам хозяин своего времени. А пришел, значит, получишь то, зачем пришел.
– На чем мы остановились? Уход от силы противника? Не бездельничал? – спросит тренер, пока я переодеваюсь.
– Кирилл Викторович, никогда, – услышу я собственный голос. – График плотный – баскетбол, тренажерный зал, никаких лифтов. С нового года пообещал себе вставать каждое утро в шесть утра. Держу слово.
– Баскетбол, говоришь, – сощурится тренер, задорно блестя глазами. – Баскетбол – это хорошо. Становись-ка в строй.  

Тренировка на татами

В конце декабря на тренировке я видел человек двадцать. Провожая воспитанников на новогодние каникулы, тренер советовал не расслабляться.
– Поменяю разминочный комплекс, январь будет тяжелый, – пообещал.
Сегодня на татами вышли всего восемь ребят. Кто-то на работе. Кто-то не выдержал нагрузки и нашел другое занятие по душе. Все занимающиеся разбиты по парам. Отрабатывается проход в ноги с точечным поражением корпуса противника. Завершает прием удушающий захват.
– Локтем поражаем грудь, обязательно используя для удара вес собственного тела, – объясняет парням помощник тренера Артем Носков. – Смысл заключается в том, чтобы сбить дыхание и уже потом перекрыть противнику доступ кислорода. А что такое кислород? Правильно, транспортер, то есть энергия.  Нужен нам энергичный противник?

Вопросы и ответы

У случайного свидетеля всего, что происходит в спортзале во время занятий Кирилла Храпкина, непременно возникнут вопросы. Два из них назову вам с ходу. Первый, скорее всего, касается добра и зла.
– За каждый поступок вам придется ответить, – голос тренера просто живет в моей голове. – Но добро должно быть сильным, иначе оно не имеет свободы выбирать.
Хороший пример на этот счет в своих видеовыступлениях приводит мастер карате, основоположник современного ножевого боя в России Андрей Кочергин (для ребят, занимающихся у Кирилла, Андрей Кочергин – большой авторитет).
– Может ли осознанно быть добрым в своих поступках слабый человек? – спрашивает тренер. – Или он вынужден быть добрым, потому что иначе ему нельзя? Но только сильный может позволить себе прощать осознанно, имея все ресурсы творить справедливость, а ведь она иногда может потребовать ответить злом на зло. Сознательно не отвечать злом на зло слабый не волен. Скорее, он просто не ответит, и все.

В мышцах – сила, в сердце – вера

С Кириллом Храпкиным говорить на философские темы можно долго. Параллельно преподавая в православном центре такую небоевую дисциплину, как домоводство, тренер по рукопашному бою совершал невозможное – доводил это сложное для взрослых понимание до детей, аккуратно обозначая тонкую грань между добром и слабостью (и повадились же их путать!). На кухне православной гимназии  атаман чистил картошку, чтобы показать ребятишкам, как потушить ее с мясом (и вкусно накормить друзей), и увлекательно рассказывал  про подвиги святых православных воинов Пересвета и Ослябы. – Вот и представьте себе, сколько времени тратили монахи на физическую подготовку, – заключал атаман экскурс в историю. – И не зазорно то даже для духовного сана.  
Интересно, что почти все мальчишки православного центра в ту пору оставались и на тренировки по “рукопашке”, которые проходили в спортзале гимназии. С благословения батюшки ребятишки учились постоять за себя, с волнением представляя, что когда-нибудь им случится постоять за других.

Этап: разминка. Задача: выжить

Второй вопрос носит технический характер. Ну что это, скажите, за разминка? После пробежки, прыжков на скакалке и комплекса различных упражнений (отдыхать, кстати, – это не бездействовать, а менять группу работающих мышц) все присутствующие делятся на две команды и расходятся по разные стороны татами. Встаем в партер. Помните русскую стеночку, или кулачки? Похоже. Только участники этой баталии сходятся по правилам дзюдо. Задача – вывести из поединка всех противников (хлопок по полу – “извините, дышать, кажется, нечем, пожалуй, мне хватит”).
В финале один может бороться против пятерых. Из партера по свистку не поднимут, но здесь принято держаться до последнего. Правда, в игры типа балансирования на грани, как в группах специального назначения у Кочергина, конечно, здесь не играют. Хотя короткое знакомство с собственной смертью делает жизнь осознаннее и просто просветляет. Говорят. И все же для чего у Храпкина дзюдо? Ведь в рукопашном бою есть строго регламентированные правила…

Все, что работает

– На самом деле это скорее боевая система, нежели рукопашный бой в чистом виде, – говорит Кирилл Храпкин. – Я вижу свою задачу в том, чтобы обучить людей обороняться любыми вероятными способами. Нас интересует все, что есть эффективного в любом боевом искусстве. Болевой, удушающий, смещение центра тяжести, используемые в дзюдо... Замечательные ресурсы, мы их практикуем, при этом не обделяя вниманием ударную технику и помня об уязвимости суставов, по которым работают в славянской кистевой борьбе.  Говорят, все ресурсы, я имею в виду не только развитую физику и поставленную технику.
Большое преимущество в рукопашном бою вам дадут элементарные знания по анатомии и физиологии. Например, после удара в солнечное сплетение изменяется гормональный фон – в крови появляются гормоны, успокаивающие нервную систему. Благодаря такой поддержке со стороны собственного организма тренированный боец достаточно быстро оправится от такого удара. Но, если помешать выработке гормонов – а синтезирует их в большинстве поджелудочная железа, – он ваш. И таких нюансов бесчисленное количество. Наше тело – удивительная система. Чтобы мастерски им управлять, нужно стремиться понимать больше.

Дисквалификация

Почему этот вопрос столь больной? Потому что всеядность боевой системы, дающая бесспорные преимущества в уличном бою, мешает парням принимать участие в соревнованиях. Ребята все равно соревнуются, пробуют силы, но перестроиться на ограниченный вариант трудно. Для примера, в прошлом году на открытом чемпионате по Северо-Западу в Твери  Дмитрий Демидюк был дисквалифицирован за нарушение правил, хотя имел все шансы забрать золото. Был бы у соревнований немного иной формат, например, окажись это армейский вариант “рукопашки”, нарушения бы не засчитали. Год спустя соревновательный опыт позволил Диме выйти в финал чемпионата по Республике Беларусь, но в полной мере раскрыть свой потенциал воспитанники Кирилла Храпкина могут только в самой свободной версии боев без правил – в реальной ситуации.
Сил на тренировку у меня хватило, а вот внимание притупилось – слишком много информации за два часа. Спасибо, учитель.
– В пятницу приходи, это спаринговый день, – ненавязчиво говорит мне тренер после занятий. – В другие дни можешь заниматься чем угодно, но пятница покажет, что занимался ты ерундой. Сегодня хорошо поработал.
В рукопашном бою каждый может раскрыть свой потенциал
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск