Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Через Ледовитый океан
ПОДРОБНОСТИ
14 марта 2011 года, 13:35
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Морская ледовая автомобильная экспедиция – 2011, прибывшая в один из промежуточных пунктов следования – Дудинку, в субботу еще находилась в районном центре. Первопроходцы ожидали прибытия на Таймыр седьмого члена экспедиции – Афанасия Маковнева, который должен был привезти из Москвы канадские визы.
Согласовать с национальными парками…
Маршрут трансполярной экспедиции будет проходить по нескольким национальным паркам Канады и территориям коренных малочисленных народов Крайнего Севера Канады. Пребывание на этих территориях требует дополнительных согласований. И если принципиальные соглашения между Министерствами иностранных дел России и Канады достигнуты, то на уровне “хозяйствующих субъектов” некоторые моменты остались нерешенными.
 
…и с канадскими военными
Кроме этого, российские полярники должны пройти в относительной близости от одной из канадских военных баз. Канадская сторона попросила передать им все номера используемой экспедицией аппаратуры связи, GPS-приемников, съемочной аппаратуры.
– Это нормальная работа спецслужб Канады, – комментирует ситуацию руководитель экспедиции Василий Елагин. – Мы передали канадской стороне затребованную информацию и сейчас ждем положительного решения, так как общая поддержка канадского МИДа есть. Вопросы о прохождении экспедиции из одной страны в другую через Северный Ледовитый океан решаются на самом высоком уровне, между министерствами стран. Антагонизма здесь нет.
– Сопротивление какой бюрократии преодолеть тяжелее – российской или канадской?
– Один из сотрудников российского посольства в Оттаве, мой старый товарищ, сочувствующий экспедиции, когда я посетовал на российскую бюрократию, ответил: “Елагин, если ты думаешь, что канадская бюрократия лучше, то глубоко заблуждаешься”.
 
Координаты в эфире
Морская ледовая автомобильная экспедиция – 2011  использует американские спутниковые телефоны Iridium. Эта система связи наиболее устойчива в высоких широтах и покрывает территорию всей планеты. Путешественники в режиме реального времени будут выкладывать информацию об экспедиции на свой сайт.
В русском секторе Арктики – до Северного полюса – безопасность экспедиции будет обеспечивать МЧС России.
– Ежедневно мы будем отсылать наши координаты, состояние погоды, толщину льда, – говорит Василий Елагин. – При переходе в канадский сектор Арктики заботы о безопасности возьмет на себя канадская сторона, но уже на платной основе.
Экспедиция находится под эгидой Русского географического общества, за ее ходом будут следить полярник Артур Чилингаров и глава МЧС Сергей Шойгу.
 
Двадцать лет спустя
Четверо из семи членов трансполярной экспедиции – Сергей Исаев, Владимир Яночкин, Владимир Обиход и Василий Елагин – ровно двадцать лет назад в одной команде покоряли самый опасный гималайский восьмитысячник Аннапурну. И вот теперь старые товарищи вместе отправляются на полюс.  Владимир Яночкин говорит:
– Когда Василий сказал, что в экспедиции есть место для меня, я согласился без колебаний. Я никогда не был на Северном полюсе. Это моя давняя мечта. Тем более когда появилась возможность покорить северный пик планеты не на борту комфортабельного ледокола, а пройдя через опасности и трудности на колесных амфибиях.  
 
Полная автономка
Экспедиция полностью автономна. Путешественники берут с собой полный запас горючего и провианта. Поддержка с воздуха по пути следования им оказываться не будет.
– Для нас это принципиальный вопрос, – говорит Елагин. – Мы хотим доказать, что автомобильное путешествие через полюс возможно без непропорционально дорогостоящей авиаподдержки. Авиацию мы можем вызвать только в случае экстремальной ситуации, напрямую угрожающей жизни членов экспедиции. Надеюсь, что подобного не случится.
 
Исключительное сало
Каждая машина буксирует за собой три прицепа. Продукты не ресторанные – сублиматы, все сухое и растворимое. Единственное исключение путешественники сделали для сала и лимонов, протертых в миксере с кожурой и сахаром. Первые две недели путешествия – до островов Северной Земли – полярники рассчитывают включать в свой рацион рыбу, а затем полностью перейдут на “космическое” питание.
Из огнестрельного оружия у экспедиции только двухстволка и ракетница.
– Мы не собираемся ни на кого охотиться, но в подобной высокоширотной экспедиции наличие ружья придаст нам спокойствие, – считает Елагин. – Например, при излишнем внимании к нам белых медведей можно будет стрельнуть в воздух и отпугнуть хищников. К тому же звери чувствуют уверенность вооруженных людей, как и неуверенность безоружных.  
 
Таможня даст добро
В Дудинке колесные вездеходы “Емеля-3” и “Емеля-4” будут освящены в местном храме. И еще одну важную формальность предстоит выполнить в Дудинском морском порту. Именно здесь экспедиция покинет территорию России де-юре, пройдя все необходимые для пересечения государственной границы процедуры на таможенном и пограничном постах.  
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск