Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Часовые доктора
Есть такая профессия
9 декабря 2009 года, 15:22
Фото: Сергей КЛОЧКО
Текст: Сергей КЛОЧКО
Когда такой важный механизм человеческого организма, как сердце, сбивается с ритма, больному не обойтись без помощи кардиолога. Часовых дел мастера тоже своеобразные кардиологи. Если выходит из строя часовой механизм, мы обращаемся к ним. И когда стрелки будильника вновь начинают двигаться по кругу, а застывшие на стене ходики «оживают», мы обретаем привычный ход времени. Еще большую роль играют часы в жизни людей, чья профессия неразрывно связана с этим важным атрибутом нашего жизненного уклада.
Каким представляется большинству из нас часовщик? Стереотипы не обошли людей этой профессии. В понимании многих ее выбирают в основном мужчины. Перед глазами стоит образ пожилого дяденьки, склонившегося над часами с увеличительным стеклом. На самом деле в прошлом больше половины часовщиков были женского пола.
 
Женское ли это дело?
Сегодня представительниц слабого пола среди часовых дел мастеров значительно меньше. По мнению Людмилы Сидельниковой, причина банальная: все дело в отсутствии системы подготовки. Людмила пришла в профессию еще в то время, когда бытовые комбинаты трудно было представить без мастерской по ремонту часов. В одну из таких мастерских и устроилась Людмила в 1978 году приемщицей. Так, попав в ученики к мастеру по фамилии Корданец, она и познакомилась с азами часового дела. Для закрепления навыков девушку отправили на стажировку в Белоруссию, на завод по производству электроники.
Вот уже три десятилетия Людмила чинит часы. Быткомбинат не выстоял перед напором перемен в системе обслуживания, а мастерская в бывшем доме быта осталась. И сюда помнят дорогу многие норильчане.
 
Ученик Переведенцева
Почти у всех опытных часовых мастеров раньше были ученики. Еще один сегодняшний мастер по ремонту часов, Анатолий, с благодарностью вспоминает Виктора Переведенцева, у которого был в свое время в подмастерьях. Позже Анатолий выбрал иную стезю и даже поработал заместителем заведующего по производству одного из городских ресторанов, но спустя несколько лет вернулся к профессии часовщика-электронщика.
– В ремонте часового механизма самое главное – определить дефект, – утверждает Анатолий. – А вот устранить поломку – дело не всегда выполнимое. Очень часто благоприятный исход ремонта зависит от наличия запчастей.
Усидчивость и внимание – главные профессиональные качества часовщика. Где работа, там и болезни: маляр мучается головными болями, певец страдает от воспаления голосовых связок, а часовщику надо беречь глаза.
– И позвоночник, – добавляет Анатолий, который в молодости занимался борьбой и теперь активно поддерживает физическую форму. Гантели, турник, лыжи для часового мастера так же привычны во внерабочее время, как пинцет на рабочем столе.
 
Особенности натуры
Людмила после возвращения с работы всюду включает осветительные приборы в доме. Ей это необходимо. Она привыкла к тому, что должна видеть даже самые крохотные детали в часовом механизме. И считает, что ее работа сродни медицинской. Так же как докторам в операционной требуется много света во время сложных операций, часовщикам нужно четко видеть, с каким механизмом они имеют дело.
Очень часто к часовщикам обращаются те, кто любит испытывать механизмы на прочность.
– Один мой клиент решил проверить водонепроницаемость часов, опустив их в стакан с кипятком, – вспоминает Людмила. – После этого им уже нельзя было помочь.
Но порой часы показывают удивительную ударостойкость. Однажды монтажник-высотник уронил часы во время работы на довольно приличной высоте, и только стекло разбилось, механизм остался целым и невредимым.
Это наталкивает на интересные размышления: люди выбирают часы или часы «прирастают» к людям? Когда приходит время приобрести часы, человек делает это в соответствии с собственными запросами. Тогда чем объяснить то, что один человек постоянно их ломает, а другой не меняет десятилетиями?
 
Колесико в механизме
Рабочее место часового мастера действительно напоминает отделение хирургии. «Операционный» стол, как правило, занимает немалую часть помещения. На нем много деталей, требуемых для работы. Если чего-то не хватает, всегда можно позвонить коллеге и попросить о помощи. Среди часовщиков взаимопомощь – обязательная составляющая.
Человеку, находящемуся по эту сторону стола, то есть клиенту, возможно, не всегда понятны термины, употребляемые часовщиками. Что, к примеру, означает привычное для часового мастера слово «ангренаж»? Явно что-то раритетное, подумал я, впервые услышав его. Оказалось, так называются несколько колесиков, объединенных в одну группу. Потом пришлось споткнуться о слово «ремонтуар». Не доверяя ассоциациям, уточнил, что это заводная система. Все просто, как ППЧ – аппарат для проверки среднего суточного хода…
Удивительно только, как все это помещается в маленькой комнатке, где часовые мастера изо дня в день кропотливо делают свою работу. А в остальном они такие же люди, как все. И так же подвержены кризисным коллизиям. Сегодня, когда количество предложений на рынке превышает спрос, человеку проще купить новые часы, чем ремонтировать старые. Только благодаря тем, кто не спешит менять часы, редкая и в чем-то колдовская профессия часовщика не умирает.
 
Секундная стрелка
Рано или поздно рабочий день заканчивается, и с чувством выполненного долга часовые мастера отправляются домой. Там тепло и уютно. Но тиканье кем-то подаренных часов и дома напоминает о работе. Среди подарков встречаются особо дорогие экземпляры.
Сын с первой стипендии подарил Людмиле настенные часы. На них изображены большое и маленькое сердечки рядом.
– Прошло немало лет, а они до сих пор работают, – говорит Людмила и признается, что секундная стрелка напоминает ей о мимолетности бытия: – Надо жить здесь и сейчас и дорожить каждым мгновением.
Похоже, мнение хозяйки разделяет полноправный член семьи – кот Хвостик. Он ластится, встречая хозяйку. Она в ответ на такую щедрость кошачьей души собирает плакаты с изображением котят, похожих на ее любимца.
Анатолий же и дома окружает себя часами.
– Собрал несколько моделей, – говорит, – на большую коллекцию не замахиваюсь, но не каждому фартит иметь часы фирмы «Омега» начала XIX века, наградные, которые выдавались офицерскому составу во время Гражданской войны…
Часы встречают Анатолия каждый день, двигая свои стрелки все так же, как десять и двадцать лет назад. И так же напоминают о чем-то дорогом.
Часовой мастер ценит каждое мгновение
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск