Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Барышев, сын Барышева
РОВЕСНИКИ ГОРОДА
31 октября 2008 года, 14:42
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ и архив "ЗВ"
Текст: Владислав ТОЛСТОВ
Бывают странные сближения городской истории и отдельной человеческой жизни. Отец Сергея Барышева окончил институт в Томске – в городе, где заканчивал институт первооткрыватель Норильска Урванцев. Диплом он получил в 1935 году – в этот год было принято решение строить Норильский комбинат. А сам Сергей Леонидович родился в 53-м, став ровесником родного города. И в этом году отмечает двойной юбилей: 55 лет и 35 лет трудового стажа. Все эти годы он проработал на стройках Норильска.
На выбор профессии, говорит Барышев, повлиял отец. «Он вырос в большой семье, с детства мечтал работать на железной дороге, а в институт его не принимали. Отец часто рассказывал, как приехал поступать после ФЗУ (фабрично-заводское училище), а экзамены уже закончились, и он уговорил приемную комиссию зачислить его в институт «внештатно». Но зато и учился потом все пять лет по 18 часов в сутки. На вручении диплома ему ректор сказал, что, мол, нечасто встречает людей, которые с таким рвением воплощают свою мечту. Мечта у отца была стать инженером.
 
Когда была большая стройка
В Норильск Леонид Барышев попал в 1948-м. Попал, как и многие, не по своей воле. В семье Барышевых есть легенда, что отца (к тому времени он уже дослужился до звания полковника железнодорожных войск) «заказали». Не в том смысле, как вы подумали. Управлению Норильского лагеря срочно требовался специалист по строительству железнодорожных мостов. «Кто-то узнал, что отец работает в Красноярске, кто-то куда-то позвонил, и его арестовали». Приговор – десять лет. Хотя с первого дня инженер-полковник Барышев в лагере жил почти на правах вольнонаемного. «Никогда не ходил под конвоем, его уважали, и отец это всегда особенно подчеркивал». Барышев-старший о лагере вспоминать не любил, но о своих инженерных победах рассказывал охотно.
– Узкоколейный мост через Амбарку знаете? – оживляется Сергей Барышев. – Отец предложил для экономии времени секции моста сваривать прямо в Дудинке. Но главная задача была – как их довезти до места. Каждая секция – метров пять высотой, на железнодорожной платформе такие грузы тогда не возили… Отец прошел пешком всю дорогу от Дудинки до Амбарки, посчитал каждый поворот, каждую ложбинку, потом поставил фермы на платформу, и на специальной раме закрепил противовесы, которые передвигал, когда поезд шел под уклон. Фермы довезли, сэкономили несколько дней…
О себе Сергей Барышев говорить не любит. «Ну, работал на стройке, так это же не подвиг». После школы он пошел в техникум. «Я с самого начала знал, что буду строителем. Хорошо помню конец 60-х. Тогда как раз в Норильске начиналось большое строительство, возводили много новых предприятий, осваивали Талнах. В городе стройплощадки были на каждом шагу. Из любой точки можно было увидеть три-четыре башенных крана».
Строителей в Норильске тогда было больше, чем горняков и металлургов, вместе взятых. И платили им тоже больше. Хороший строитель получал в месяц не меньше тысячи – очень приличные по тем временам деньги. «Попасть работать на стройку было непросто, – вспоминает Сергей Леонидович. – Такого, как сейчас я вижу, когда в строительные фирмы принимают людей, которых больше никуда не берут, – тогда и представить было нельзя. У нас все стройки были молодежные – ехали ребята со всей страны. Было пустое место, а потом, глядишь, поставили дом. Или цех. Или столовую. Строили в Норильске очень быстро. Четырехподъездную девятиэтажку, начиная с разметки свайного поля и заканчивая сдачей комиссии, месяцев за восемь в среднем возводили».
Что особенно запомнилось? Барышев задумывается. «Наверное, ощущение причастности к какому-то важному и серьезному делу – вот что запомнилось. А какие-то объекты, отдельные стройки – нет, наверное, чего-то особенного не могу выделить. Много их было». И протягивает список, подписанный руководителями треста «Промстрой», где он работал начальником отделочного участка.
 
По особому рецепту
Список даже не столько перечень объектов, на которых трудился Сергей Барышев. Это хронология, история комбината последних трех десятилетий. Сначала строительство новых промышленных объектов: серного отделения медного завода, цеха аглофабрики, четвертой складской базы. Потом главным вопросом повестки дня стал быт и культура производства, и началось сооружение административно-бытовых комплексов, спортзалов, буфетов, столовых и даже автошколы. Когда стали благоустраивать город, Барышев строил школы, магазины и столовые. Потом заговорили о нехватке жилья – и Барышева бросили на строительство домов: «небоскребы» на Нансена, панельные девятиэтажки в Кайеркане и Талнахе. Плюс шесть «гостинок» на Лауреатов. «Я оказался единственным прорабом, кто успел поработать на всех шести «гостинках», даже шутили, что это улица не Лауреатов, а Барышева», – смеется Сергей Леонидович. Пять из шести «гостинок» сегодня уже снесены, и Барышев разводит руками: «Не наша вина, не строителей. Будь правильная эксплуатация, они бы еще 50 лет простояли».
Ну а теперь навскидку: сколько всего объектов в «списке Барышева», как думаете? Все равно не угадаете. 150. Прописью – сто пятьдесят. Сам Барышев машет руками: «да их больше, скорее всего, это только те, что удалось вспомнить. Только не надо из меня героя делать. Я возглавлял отделочный участок – благоустройство и отделка внутренних помещений. В самые «строительные» годы у меня до двухсот человек на шести объектах работало. Но писали о плотниках-бетонщиках, крановщиках, монтажниках, а мы были скромными отделочниками».
Если что и было героического, шутит Барышев, так это необходимость работать с тогдашними строительными материалами. Качество у них было неважное, поэтому Барышев придумал целую систему, как из того, что поставляли со строительных складов, сделать нормальный материал. Половые доски сушили специальным способом, клей для бумажных обоев тоже разводили по особому рецепту. «Это сейчас строительных материалов в магазинах столько, что глаза разбегаются. А тогда что дали, с тем и работаешь. Но не хотелось халтуру сдавать. Ведь я гордился, что в квартирах, которые мы отделывали, потом жили и мои знакомые. Иногда сидишь в гостях, а сам смотришь, как обои наклеены, как потолок отделан. Неровный шов увидишь – настроение испорчено».
Будут ли в Норильске еще строить? Сергей Барышев не сомневается. «Не в таких объемах, как раньше, конечно. Главная задача решена еще в 70-е – построить большой комбинат и соответствующий ему город. Но в том, что строительная история Норильска не заканчивается, я лично уверен. Слишком ценный опыт, чтобы можно было им пренебречь».
Четверть века назад вбили первую сваю в здание нового театра
0

Читайте также в этом номере:

Они строили Норильск (Татьяна РЫЧКОВА)
С болью о чудесах (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Внимание: каникулы! (Анатолий СЕРГЕЕВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск