Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Александр АКАНТЬЕВ: «С любой проблемой справимся»
Актуальное интервью
4 февраля 2010 года, 14:45
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Елена ПОПОВА
Для человека 70 лет – золотая осень жизни. Время, когда должно проявиться самое лучшее и самое ценное, что он может отдать. Итог всех прожитых лет. Пожалуй, то же самое можно отнести и к целому предприятию. Дать оценку пройденного за семь десятков лет пути в канун юбилея «ЗВ» попросил управляющего трестом «Энерговодоканал» Александра АКАНТЬЕВА.
– Александр Иванович, 70 лет для предприятия – дата внушительная. История ТЭВК впечатляет. А лично для вас когда эта история началась?
– Я приехал в Норильск из города Заозерный Красноярского края в 1971 году. С двумя друзьями, с которыми служил в армии. В планах было работать на руднике, а в результате… Обстоятельства сложились так, что оказался я не в подземной энергетике, а в коммунальной. Переманила нас главный врач профилактория «Валек» – там тоже требовались специалисты. Электроцех в составе конторы водопроводно-канализационного и энергетического хозяйства, куда я устроился, тогда отвечал за электрохозяйство всех жилых домов, общежитий, детских садов, в том числе санатория «Валек». Талнах только строился.  В Кайеркане были по большей части двухэтажные здания… Однако даже в то время это были уже не те масштабы, о которых нам рассказывали старожилы предприятия. Если в 40-е в Норильске была только одна улица – Севастопольская, – застроенная домами с центральным отоплением, холодной водой и системой водоотведения, то в начале 70-х строительство велось полным ходом. Новый дом возводили – электросистему приходилось принимать нам. И с каждым днем протяженность сетей росла. Так же как и сфера нашей ответственности… В 1973 году в составе конторы была создана лифтовая служба, с 1974-го я работал ее начальником… До этого времени приходилось осуществлять эксплуатацию газосветных реклам, наружного освещения улиц и электрооборудования трансформаторных подстанций… В конце 70-х, после аварии на сетях ТВС Дудинки, к нашему предприятию присоединили также все энергетическое хозяйство столицы Таймыра.
– Насколько создание такой широкомасштабной структуры на Крайнем Севере оправдывало себя?
– По прошествии стольких лет я пытаюсь оценить все эти перемены… Практически все реорганизации проходили при моем участии. Было, к примеру, в Норильске в 70-х годах управление электрических сетей – по моей инициативе его сделали предприятием городских электрических сетей (ПГЭС), а в 1981-м произошло его объединение с предприятием тепловодоканализации… В итоге появилось предприятие электрических и тепловых сетей (ПЭТС), куда вошли 13 подразделений. Еще через три года к нашей структуре присоединили предприятие очистных сооружений Большого Норильска, совершенно новое для меня хозяйство… Это – не считая комплекса транспортировки и очистки сточных вод промышленных предприятий.
– Неудивительно, что в 80–90-е годы ваше предприятие считали уникальным в стране…
– И это действительно было так. В штате числилось полторы тысячи человек (сегодня около 500. – Авт.), которые отвечали за все: воздушные и кабельные линии, тепловодоснабжение и канализацию, наружное освещение и неоновую рекламу, лифты в жилых домах, сантехническое оборудование, электроплиты, светофоры и дорожные знаки… Мы обслуживали электрооборудование в 103 детских садах. Даже пионерские оздоровительные лагеря «Таежный» в Теси – и те значились в нашем хозяйстве. Помню, я, будучи тогда главным энергетиком ПО «Норильскбыт», часто выезжал в командировки в Минусинский район, поселок Атаманово. Мы отвечали за электроснабжение… Сегодня ситуация изменилась. Большинство непрофильных служб «ушли» из ТЭВК. В ведении предприятия остались только магистральные сети тепло- и водоснабжения, водоотведения и часть электрических подстанций. Новые времена диктуют новые условия работы. И это закономерно.
 
Вынуждены были искать и внедрять…
– Учитывая такой объем работ, дома вас не теряли?

– Бывало, – соглашается Александр Акантьев. – Когда произошла крупная авария в Кайеркане, на работе мы ночевали. А уж если вспоминать 1992–1994 годы… Нештатные ситуации случались почти каждую зиму. Самыми тяжелыми испытаниями были порыв газопровода и авария на ТЭЦ-1. Город почти сутки находился без тепла, а нам при этом надо было, несмотря ни на что, сохранить систему теплоснабжения в домах. Потом случилась крупная авария в Талнахе… Именно тогда, в 1994 году, по инициативе предприятия и по моей лично (я в то время был главным энергетиком УЖКХ Норильска) в домах стали использовать медное оборудование. В доме №4 по улице Игарской в Талнахе в качестве эксперимента впервые установили «медь». Нам удалось доказать целесообразность этого оборудования, и в дальнейшем «Норильскпроект» при строительстве новых домов проектировал не стальные или оцинкованные трубы, а медные. Параллельно в жилых домах, где возникала в этом необходимость, мы производили замену оборудования на «медь». Дома эти стоят уже столько лет, а проблем с ними, как видите, не возникает…
– Получается, аварии стимулировали переход системы тепло- и водоснабжения города на новый виток развития…
– Аварии в первую очередь создавали массу проблем! Жилищные компании жаловались: то тепла нет, то давление в домах упало… Уследить за всем было физически невозможно. Слесари из «аварийки» с монометрами ездили по городу, измеряли параметры… А смысл? Ситуация здесь, на Севере, может поменяться быстро. Решить проблему с оперативностью получения данных нам помог переход на автоматизированную систему оперативно-диспетчерского контроля. Это тоже заслуга нашего предприятия. Так как самым проблемным звеном у нас считался Талнах, в первую очередь систему контроля мы внедрили именно там, потом установили ее в Кайеркане, после этого – в Норильске. Прошлым летом уже устаревшая система в Талнахе была модернизирована. В этом году планируем сделать то же самое в Норильске и Кайеркане. Теперь все – и диспетчеры, и я можем у себя в компьютере посмотреть параметры. В любой точке. В любое время. Если потребуется, сотрудники ТЭВК внесут корректировку.
– Подобные системы контроля – норильское «ноу-хау»?
– Сейчас они внедряются во многих городах России. А в 90-х мы, пожалуй, были в этом направлении первыми. Почему? Специфика нашего региона. В средней полосе России таких проблем, как в Норильске, нет.  Центрально-тепловые пункты (ЦТП) в других городах отвечают за небольшое количество домов. У нас ситуация иная. Мало того что ТЭЦ обслуживает огромный жилой массив, на Крайнем Севере никогда не стоит исключать возникновение нештатных ситуаций. Поэтому мы вынуждены были искать нестандартные решения. Наши специалисты ежемесячно внедряли новые предложения, позволяющие более экономно расходовать холодную воду и теплоноситель без снижения рабочих параметров… И еще у нас существовала одна беда – проблема с подпиткой и подачей воды. Чтобы сократить утечки, мы установили расходомеры. С каждым годом эта техника совершенствуется…
 
Кризис не помеха
– Предполагаете ли вы  в дальнейшем внедрение инновационных проектов?

– Да. ТЭВК сейчас, в частности, занимается очистными сооружениями Надеждинского металлургического завода, которые были построены еще лет тридцать назад. Требования к охране окружающей среды в те годы были не такие жесткие, как сейчас. Оборудование устарело… Учитывая все это, мы привлекли на подряд московскую организацию, которая разработала проект. Если он пройдет согласование, то на следующий год будем планировать модернизацию очистных сооружений завода.  Современное оборудование позволит осуществлять более качественную очистку сточных вод. Она должна соответствовать требованиям, предъявляемым сегодня к экологии, и новым СанПиНам. Другое наше направление – насосные станции талнахских рудников. В настоящий момент мы привлекаем ремонтные организации, чтобы также установить там современное оборудование. Есть идея свести в дальнейшем всю информацию на диспетчерский пункт. Так же, как это у нас сегодня происходит с городом. Возможно, в будущем это позволит отказаться от такого количества обслуживающего персонала на насосных рудников, какое имеем сейчас… Современные технологии позволяют это сделать.
– Кризис, о котором столько говорят в нашей стране, не помешает планам?
– До сих пор кризис сказался только на том, что мы стали более экономно расходовать средства, используя их в первую очередь на то, что необходимо для надежной и безопасной эксплуатации инженерного оборудования и коммуникаций. На объемах капитального ремонта коллекторов и планах по замене сетей тепловодоснабжения это никак не сказывается. К сожалению, остроты вопросу добавляют долги нам со стороны жилищных компаний. Это влияет на экономику всего НТЭК, в структуру которого сегодня входит трест «Энерговодоканал». Хотя проблема неплатежей актуальна не только для нашего региона, но и для всей России…
– Однако, даже понимая это, жители Норильска хотят быть уверенными, что нештатных ситуаций не возникнет…  
– Хочу сказать одно: в нашем хозяйстве мы всегда с любой проблемой справимся. В течение суток сотрудники ТЭВК любую критическую ситуацию решат. Даже учитывая нынешний раздел зоны ответственности (за тепловодоснабжение непосредственно в домах сегодня отвечают коммунальники), мы продолжаем взаимодействовать с жилищными компаниями. Если в конкретном доме возникла критическая ситуация, наши специалисты выезжают на место – работники ЖЭУ в некоторых случаях не могут решить проблемы без нас. Вот недавно возникла нештатная ситуация в Талнахе… За предотвращение аварии в условиях  непогоды администрация города на днях отметила не только работников жилищных компаний, но и сотрудников ОАО «НТЭК» и ТЭВК. Мы все работаем на один результат – обеспечение теплом, светом и водой не только производства, но в первую очередь жителей города.  Норильск и его районы всегда были и остаются приоритетным направлением для нас.
 
Кадры решают все
– Александр Иванович, никогда не было сожаления, что обстоятельства привели вас в эту отрасль? ТЭВК – довольно сложное и беспокойное хозяйство…

– ТЭВК – это неразрывная часть моей жизни. В следующем году будет ровно сорок лет, как я пришел на предприятие. За эти годы вся история развития и совершенствования систем тепловодоснабжения и электроснабжения за Полярным кругом прошла перед моими глазами. Да, были сложные времена… Но работать мне довелось с замечательными людьми, профессионалами в своем деле, которые всегда умели находить оптимальные решения любых проблем.
– Насколько сегодня актуален для ТЭВК вопрос подбора персонала?
– Учитывая, что мы отказались от непрофильных направлений деятельности, трест «Энерговодоканал» не испытывает недостатка в кадрах. Штат укомплектован почти стопроцентно. Основные специальности – это слесари ЭВР, слесари-сантехники, электрогазосварщики и электромонтеры. Ежегодно по программам ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» на материк выезжают 15–25 бывших наших работников. Вновь принятых практически столько же. Другое дело – дефицит молодых инженерно-технических работников, имеющих образование теплоэнергетика. Однако с прошлого года ОАО «НТЭК» эту проблему начало решать. Та же задача стоит в планах на 2010–2015 годы.
– Что вы хотели бы пожелать коллективу «Энерговодоканала» в день 70-летия?
– Здоровья – это самое главное. Благополучия. Успехов. И обязательно – праздничного настроения в юбилейный день!
0

Читайте также в этом номере:

Во власти местной власти (Лариса МИХАЙЛОВА)
То здесь, то там (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Можем и лучше (Екатерина СТЕПАНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск