Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Абсолютно счастливый
Гость «ЗВ»
4 декабря 2008 года, 14:22
Фото: Николай ЩИПКО
В жизни российского фигуриста Алексея Ягудина была сплошная «Санта-Барбара». Питер, Москва, Америка, снова Россия… Четырехкратный чемпион мира и олимпийский чемпион 2002 года в одиночном катании неожиданно начал выступать в паре. Только ленивый не посмотрел проекты «Звезды на льду» и «Ледниковый период» с его участием. Теперь есть шанс увидеть кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени в новом амплуа – в роли киноактера. Об этом и многом другом рассказал сам Алексей Ягудин, прилетевший в Норильск на «Полярное рождество».
О детстве
– Мне всегда было до слез обидно, что я не могу поиграть с мальчишками в футбол во дворе, что у меня нет свободного времени. А сейчас, будучи взрослым, понимаю – некоторые жертвы в нашей жизни оправданны и нужны.
Многие спрашивают, как я пришел в фигурное катание. А как можно прийти туда в четыре года? Приводят родители. Моя мама рассказывала мне, как гуляла однажды со своим братом по набережной реки. На одном из столбов заметила объявление: в секцию фигурного катания приглашаются дети. Решение отдать меня в этот вид спорта пришло спонтанно. Я в детстве часто болел, и мама надеялась, что мне это будет полезно.
Никогда не забуду день, когда мы должны были отправиться к тренеру на «смотрины». С утра я нашел дома ножницы и решил прихорошиться. Долго пыхтел перед зеркалом, а потом вдруг появилась мама… Она онемела: сидит ребенок с выстриженной наполовину головой, с круглыми глазами. Часа полтора нам пришлось потратить на то, чтобы достричь вторую половину головы. На просмотр опоздали, но, слава богу, меня взяли. А потом началось… Бабушка сажала меня с рюкзачком в автобус, на нужной остановке меня встречала мама и отводила на каток. Пока шла тренировка, родители следили, кажется, отовсюду. Представьте: из-за всех окон-дверей – бешеные глаза. Наверное, им интересно было наблюдать за отпрысками. Моей маме было не просто интересно. После тренировки я мог и втык от нее получить, если, к примеру, пять минут ездил по льду, ковыряя в носу или рассматривая трубы вентиляции на потолке. Вечером меня отводили на открытый лед, и я уже под присмотром мамы до бесконечности крутил «тулупы».
В 8–9 лет я заявил: все! Заниматься фигурным катанием больше не хочу – уйду в хоккей. Мама отреагировала спокойно: «Леша, давай подождем пару дней. Подумай, чего ты хочешь добиться в жизни». Я не ходил на тренировки, а спустя два дня… неожиданно понял, что фигурное катание для меня больше, чем хобби. Это – моя вторая жизнь.
 
О здоровье
– Легко ли мне все давалось? Конечно, нет! До сих пор помню, как пинал и бил бортики, если что-то не получалось. Однажды ударил кистью руки с такой силой, что сломалась кость. Хотя травм и на льду хватало.
Знаете, у спортсменов есть поговорка: «Если ты утром проснулся и у тебя ничего не болит – значит, ты мертв». Болит обычно все. Марат Башаров меня в прошлом году ошарашил: «У меня есть идея – сделать игрушку «Собери Ягудина». Я в первую секунду оторопел, а потом до меня дошло: перед выступлениями я обычно бинтую все части тела, под красивым костюмом этого не видно, а человек, видать, увидел и впечатлился… Признаюсь, есть от чего. У меня вместо одного из суставов железный протез. Сложные элементы из-за этого не выполнишь. Начинаешь осторожничать. Боль, которую приносит травмированная нога после каждого выступления, не описать. Не раз бывали ситуации, когда меня уносили с катка. Хотя вы никогда этого не увидите: фигурист всегда должен покидать лед с улыбкой.
 
О школе
– Я очень благодарен маме. За то, что давила на меня, заставляла учиться. Благодаря ей я умудрился закончить школу с серебряной медалью. Мама была научным сотрудником в институте вычислительной техники. Может, гены сказались, но точные науки давались мне легко. Единственная четверка в аттестате была по геометрии.
До сих пор помню, как делал домашние задания. Распорядок дня у меня был такой: каток, школа, каток… После этого садился за уроки. В 8–9 вечера прерывался на ужин. Ел суп и смотрел «Санта-Барбару» – я этот сериал обожал! Одна ложка, другая, Сиси и Келли на экране… Вот оно, счастье! Мама обычно сидела напротив – ждала, когда я доем и вернусь к урокам… Спасала меня обычно бабушка: «Зоя! Он же не наелся! Леша, будешь добавку?» Я радостно соглашался, лишь бы досмотреть сериал.
А в школе меня считали спорщиком. Одноклассники обожали, когда на уроках литературы я яростно принимался отстаивать свою позицию. По поводу многих произведений у меня была своя точка зрения. Я горячился, учитель настаивал. Два урока литературы пролетали в один миг, отчего все в классе радовались, а я в результате получал заслуженную двойку.
Со школой вообще связано много воспоминаний. На переменах мы с мальчишками играли в фанты. Особым шиком у нас считалось ударить по обертке из-под жвачки так, чтобы фантик перевернулся. За этим благородным занятием меня однажды застал завуч школы. Попытался фантики отобрать, а их за несколько недель у меня набралось немало. Тогда я от обиды чуть не набросился на него с кулаками. Паинькой, с одной стороны, меня назвать было трудно. С другой…
Учителя мне доверяли. После контрольной работы я нередко забирал стопку тетрадей всего класса – для проверки. И вот дома наступал самый тревожный момент. Был у меня сосед по парте. Контрольные он писал так, что поставить  ему даже двойку было довольно сложно. Ошибки в тетради были чудовищные. Мы с мамой замазывали их корректором, и в итоге у Сашки получалась тройка.
 
О женщинах
– Наверное, влюбляться я начал еще в яслях. Просто этого не запомнил. Зато хорошо помню свою первую любовь в школе. Мама тогда каждое утро удивлялась: «Леша, а ты куда так нарядился?» Я что-то придумывал в ответ, застегивал новую рубашку и приглаживал волосы. А ухаживал за девочкой как все мальчишки – дергал ее за волосы, за одежду. Что-то дарил.
Сейчас тоже дарю, и не всегда удачно.  Своей девушке на другой день после ее дня рождения принес йорка. Мы часто летаем, маленькую собаку удобнее перевозить. И что вы думаете? Выслушал в свой адрес много чего интересного. Зато  сейчас моя подруга от йорка не отходит… После чего я для себя вывод сделал: женщины – это другая планета. К ним подход нужен.
Задумываюсь ли я о семье и детях? Мужчине проще в этом плане, я никуда не спешу. Одно могу сказать точно: на данном этапе жизни я не хочу иметь детей. Когда наступит такой момент – я пойму.
Пойдут ли дети по моим стопам? Спорт однозначно будет присутствовать в их жизни, но это в первую очередь будет зависеть от них самих. Это необязательно должно быть фигурное катание. Я, например, не меньше люблю футбол. Обожаю теннис. У меня много друзей в этом виде спорта. Недавно смотрел турнир по керлингу. Только с первого взгляда неинтересная игра. Все что-то кричат, трут лед. Но, знаете, есть в ней какая-то изюминка. Так же как, пожалуй, и в любом другом виде спорта. Единственное, что мне кажется не слишком вдохновляющим, – шахматы. Но это сугубо мое субъективное мнение. Относительно детей одно могу сказать точно: учебе в школе должно уделяться первостепенное значение.
 
Об Америке
– В моей спортивной карьере было три тренера. Первый – тот, кто увидел меня с подстриженной головой в четыре года.  В начале 90-х он уехал в Швецию и передал меня Алексею Мишину. Спустя восемь-девять лет его сменила Тарасова. Татьяна Анатольевна – великий человек. Я благодарен ей абсолютно за все. Знаю, что у многих свое мнение в отношении нее, но для меня это особенная женщина. В моей жизни всегда отдельное место будут занимать мама и Татьяна Анатольевна.
Именно Тарасова в свое время предложила мне уехать в Америку. В 18 лет решения принимаются быстро. Я тогда собрал чемоданы и уехал. Тренировался в США, и основная работа была там. Несколько лет колесил по Америке и Канаде. А два года назад вернулся жить в Россию, снимаю в Москве жилье. Собственно, ничего удивительного. Я человек русский. С другим менталитетом, другой культурой. Сейчас многие возвращаются обратно. В 90-х, когда люди хотели работать в России, у них такой возможности не было, и они вынуждены были эмигрировать. Сегодня ситуация изменилась – в нашей стране появилось много катков, а тренеров не хватает.
 
О «Ледниковом периоде»
– Фигурист-одиночник, сменивший амплуа в проекте «Ледниковый период». Мне было очень, очень тяжело! Всю жизнь я был в ответе только за себя, а тут вдруг оказалось, что нужно нести ответственность еще за кого-то. При этом от человека, который катается вместе со мной, должен быть видимый результат. Конечно, легче, когда твоя напарница имеет представление об этом виде спорта. Валерия Ланская, например, каталась с 3 до 5 лет на коньках под присмотром мамы-тренера. С ней проще. Две предыдущие мои партнерши начинали, по сути, с нуля, так же как я, когда только пришел в фигурное катание. С той лишь разницей, что это уже не дети, которые легче и быстрее усваивают многие моменты, а вполне сложившиеся взрослые люди. Вика Дайнеко – молодая девушка, у которой еще вся жизнь впереди, а Оксана Пушкина – сложившаяся личность, многого в жизни добившаяся сама. В этом-то и была основная сложность. Она пыталась перетянуть одеяло на себя. Приносила мне, к примеру, записи фигуристов 80-х и говорила: я хочу кататься так же. Я пытался ее переубедить. Говорил: судьи этот элемент не оценят. Слава богу, удавалось настоять на своем. С другой стороны, с ней было проще делать поддержки. Бывшая гимнастка, Оксана понимала, как надо себя вести в воздухе. Зато с Викой было проще договориться. Она всегда улыбается и очень жизнерадостна. В общем, у каждого свои плюсы и минусы, а я старался делать акцент на позитивных сторонах.
 
О будущем
– В 1994-м, когда я занял на чемпионате мира четвертое место, я впервые осознал, что могу чего-то достичь. Через два года я стал чемпионом среди юниоров. Когда выиграл свой первый чемпионат мира, подумал: как это здорово! А что дальше? Потом я стал двукратным чемпионом мира, потом добился успеха в третий раз.  Странно, но об Олимпиаде я никогда всерьез не задумывался…
Вообще, главный секрет успеха прост: нужно ставить конкретную цель и пытаться ее достичь. Когда добиваешься желаемого – ставь себе новую планку. Не останавливайся в своем развитии. В фигурном катании я всегда так и поступал… А сегодня прихожу к мысли о том, что, будь у меня возможность закончить со спортом, я бы, наверное, это уже сделал. В любом случае настанет день, когда придется закрыть дверь катка и выйти в обычную жизнь. И вот здесь возникает вопрос: чем заниматься дальше? Стать тренером по фигурному катанию? Вариант, хотя это, наверное, будет нескоро. Пока есть время, я пытаюсь найти что-то интересное для себя. Недавно, например, с Викой Дайнеко записал песню и снялся в клипе. Летом сыграл в одном спектакле. А в последнее время меня все чаще клонит в кино. Уже закончились съемки стосерийного фильма, который телезрители смогут посмотреть на Первом канале начиная с 7 января. Рабочее название сериала – «Жаркий лед». Снимались в нем Екатерина Гусева, Анна Большова, Валерия Ланская, из фигуристов я, Леша Тихонов и Роман Костомаров. Мне кажется, будет достойный сериал. Хотя я сам уже давно их не смотрю. Также в Санкт-Петербурге я участвовал в съемках восьмисерийного фильма, где сыграл морского офицера. На следующей неделе уезжаю в Тверь – сниматься в полнометражной картине про Вторую мировую войну.
Если говорить о материальной стороне жизни… У меня есть транспортная контора, я пытался заниматься недвижимостью. Финансовый кризис, правда, внес свои коррективы. Но здесь ничего не поделаешь, жизнь есть жизнь…
В любом случае я считаю себя абсолютно счастливым человеком.
 
Записала Елена ПОПОВА.
0

Читайте также в этом номере:

Точка росы пройдена (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Полет сродни футболу (Марина БУШУЕВА)
Потерянный рай (Александр СЕМЧЕНКОВ)
«РОК мини-фест» по максимуму (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск