Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
О культуре
Какого искусства не хватает норильчанам
16 января 2008 года, 13:37
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Все! Главные праздники позади, как и полярная ночь…
К полудню на небе – картина маслом! Вернее, акварелью, один в один как на пейзажах Николая Лоя.
Жил и работал в Норильске почти 20 лет очень хороший художник. Приехал живописцем, писал холсты маслом, а на Севере освоил технику акварели, прославившую его. Уезжая заслуженным художником России, тогда еще РСФСР, оставил городу свое собрание работ, акварельных в основном. Как раз галерея перебралась в свое сегодняшнее здание на Талнахской.
Для Норильска в 70-е Лой был как Зураб Церетели для сегодняшней Москвы (в хорошем смысле). Он организовал детскую художественную школу, художественно-производственные мастерские, первые выставочные залы, да и картинная галерея появились не без его участия. До сих пор сохранившиеся мозаичные панно на торцах домов по Красноярской и на Ленинском – его рук дело. Но нет пророка в своем Отечестве, недолюбливали художника в узких культурных кругах. Уже уехав из Норильска, он неоднократно предлагал свои услуги городу, но, по большому счету, тот ими так и не воспользовался.
Как не пригодились Норильску опыт и талант еще одного художника – Сергея Морозова. В прошлом году ему исполнилось 60 лет. Норильск художник покинул в канун нового тысячелетия. Первые годы он обращался в местные культурные учреждения с настойчивыми просьбами о работе. Возможно, не туда обращался, но новых произведений Сергея Морозова норильчане так и не увидели, да и старые не так часто экспонируются в галерее.
В новом тысячелетии таких ярких имен и в таком количестве, как во второй половине прошлого века, на норильском небосклоне пока не просматривается ни в изобразительном искусстве, ни в литературе. Даже в журналистике. Кажется, все в прошлом. А ведь давно есть и художественная школа, галерее исполнилось 30 лет, если вести отсчет с 1978-го, фонды всяческие действуют… И выставок таких, как когда-то (Надя Рушева в 78-м!), да простит меня Тамара Анатольевна Шеверева, почти нет. Из последних эпохальных мне запомнился только вернисаж Михаила Мокрова из 2005 года.
Думаю, что очень немногие норильчане посвящают отпускное время выставкам и музеям, а на родине зимой так иногда хочется увидеть что-то подлинное визуально, а не виртуально. Художника и с именем, и с талантом. В том числе и наших бывших. Того же Морозова, Василькова, Гончарову…
Подлинный Крамской, конечно, отлично, но к портрету Сурикова добавить бы что-нибудь написанное великим живописцем.  И потом, в Красноярском крае немало  молодых гениев. У нас был  один неформал Олег Осьмук, да и тот уехал. Скучно, наверное, ему стало в родном городе, который почему-то всех обязывают покидать…
Но не у всех это получается. Не получилось, например, у Юрия Бариева, чье 60-летие пришлось на 12 января. Это если по документам, на самом деле будущий поэт-инженер родился в поселке Норильск в последний день 1947 года. Прожил он всего полвека и многое успел сделать. Нельзя сказать, что про Бариева забыли. Не тот случай. Он почетный гражданин города. На доме, где он жил в последние годы, висит мемориальная доска. Правда, с памятником на кладбище были какие-то неурядицы, стоившие здоровья и нервов его жене Соне.
Как рассказал недавно ушедший из жизни Евгений Сорочкин, оставивший в 90-е годы работу на производстве Бариев вместо творческой свободы столкнулся с нищетой. И вынужден был с больным сердцем таскать по этажам чугунные батареи в бригаде слесарей-сантехников. Он хотел уехать в Минусинск, где строил дом. К этому времени Бариев был дипломированным литератором, автором нескольких поэтических сборников и перевода «Слова о полку Игореве». Он долгие годы руководил местным литературным объединением и оставил этот пост после презентации первой и единственной антологии норильской поэзии «Гнездовье вьюг». Бариев был членом Союза писателей России, что по тем временам дорогого стоило, и не всем, даже даровитым и плодовитым поэтам и прозаикам, удавалось это членство получить. «Слово о полку Игореве» в переводе Бариева вышло отдельным изданием уже после смерти автора. Не увидел он и действующую мечеть, построенную в Норильске и его молитвами.
Вот такой эскиз к картине подлинной жизни, навсегда связанной с нашим городом.
Думаю, что эти рассуждения навеяны тем, что все новогодние праздники я мечтала выбраться в картинную галерею, но ограничилась чтением, в том числе и «Гнездовья вьюг».
 
0

Читайте также в этом номере:

ЗАЛОЖНИКИ ЧЕРНОЙ ДОРОГИ (Алексей АНТОНОВ)
ТОК ОБОРВАЛ ЖИЗНЬ (Юлия КОСТИКОВА)
Смерть в гараже (Марина БУШУЕВА)
Ни писем, ни газет (Лариса МИХАЙЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск