Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Замужем за работой
Норильские истории. Моя семья
15 декабря 2008 года, 13:32
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
«Ты что, каждый день причесываешься?» – решила я подколоть Любовь Юрьевну и нарвалась на резкое: «А как иначе?! Я на людях работаю». У Почекутовой почти тридцативосьмилетняя закалка быть на людях, поэтому выглядит она всегда великолепно. Легкий макияж, губная помада в тон лака для ногтей. И улыбка. Которая тоже имеет оттенки в зависимости от ситуации. Сейчас старший режиссер государственной телекомпании «Норильск» Любовь ПОЧЕКУТОВА улыбалась приветливо.
Сажусь напротив хозяйки кабинета на втором этаже студийной пристройки, листаю фотоальбомы. Чисто семейных снимков меньше, чем рабочих. «Так я замужем была за работой, – произносит Почекутова. – В начале одиннадцатого приходила на студию, и дай Бог, если в начале одиннадцатого удавалось уйти». Через двенадцать часов.
 
Семейная печать
В 2001 году норильский градоначальник Олег Бударгин вручил Любови Почекутовой знак «Четвертая власть». Награда российского масштаба. В Норильске ею были отмечены единицы. На знаке написано «За заслуги перед прессой». Можно сказать, Любовь Юрьевна за всю семью награду получила.
Мама моей героини, Анна Родионовна Каплунова, в типографии комбината была человеком известным. Шестнадцатилетней девушкой пришла Анна в наборный цех. Запись в трудовой книжке датирована 24 июня 1948 года. А 24 июня 1981 года наборщик шестого разряда, ветеран труда Норильского комбината ушла на пенсию.
Как рассказывает Любовь Юрьевна, мамина типография находилась в Старом городе, напротив стадиона «Труд». Там и начинали печатать «Заполярную правду», еще раньше – бюллетень культурно-воспитательного отдела Норильлага «За металл» и газету для вольнонаемных «Сталинец».
Когда Люба подросла до такого возраста, что могла бегать к маме на работу, она чувствовала себя в типографии на своем месте. Так же ощущала себя здесь Анечка Почекутова, когда удавалось попасть к бабушке в цех. Теперь у Анны Михайловны, главного инженера муниципальной типографии, «свой» цех, и не один. Логично было бы предположить, что Анну увлечет телевидение: в детстве ей разрешалось бегать по студийным павильонам, иногда сидеть рядом с мамой на пульте, а во время живого эфира наблюдать программу, рисуя за столом в какой-нибудь редакции. Когда дочери пришло время выбирать профессию, Любовь Юрьевна категорично заявила: «Только через мой труп». К полиграфии это не относилось.
Ольга Александровна Ширманова, старейший норильский полиграфист, коллега Анны Родионовны Каплуновой, не застала те времена, когда газеты полностью набирали вручную: в типографии стоял один линотип, и тот был нефункциональным. Так что наборщикам нелегко приходилось – попробуй из разрозненных металлических литер собрать четыре газетные полосы! Уже когда типография переехала на территорию Первого металлургического цеха, поставили четыре линотипа, и тексты набирали как на печатной машинке, отливали строки в металле, затем их заключали в рамки, вручную выставляя заголовки и рубрики. После чего  делали оттиски. Анна Родионовна была мастером наборного цеха, возглавляла профсоюзный комитет типографии Норильского комбината. Здесь же работал ее старший сын Владимир.
 
Большое видится на расстоянии?
Любовь Юрьевна работала мамой, так сказать без телевизионного сопровождения, месяцев десять. До того момента, когда на Норильской студии телевидения освободилось место ассистента режиссера. Почекутову вызвала директор Раиса Петровна Смолова: хочешь получить эту работу, думаешь расти профессионально – выходи. Кое-какие телепремудрости эпохи черно-белого телевидения помощница режиссера Люба Почекутова уже освоила. Например, умела управлять видеорядом. В студийном павильоне начала семидесятых размещались две специальные титровые доски, на них выставляли нужные фотографии, иллюстрирующие закадровый текст. Любе надо было вовремя вставить фотографию в паспарту и вовремя поменять картинку. В ее обязанности входило встречать гостей, бегать за пленкой в киногруппу на Зуб-гору. Пару металлических коробок схватит – и бегом назад, на студию. Однажды так набегалась туда-сюда, что руки примерзли к коробкам. В общем, сплошная романтика.
Работа ей нравилась, но предложение Смоловой было более заманчивым. Но как оставить грудного ребенка?.. В семье случилось смятение, муж не пришел в восторг от такой перспективы, родители забеспокоились, но Любовь сказала решительное «да». Спасибо Раисе Петровне и Юрию Михайловичу Смоловым: семья норильского мэра помогла устроить Анечку в ясли, и студия получила перспективного ассистента. Как говорит Любовь Юрьевна, поучиться тогда у каждого можно было. Первые журналисты и режиссеры в Норильске «выросли» из  репрессированных. Образованнейшие, интеллигентные люди были. Одна из них, Хана Борисовна Шмаёнок, с Мейерхольдом работала. В начале своей карьеры на Норильской студии работал Игорь Шадхан. Позднее – лауреат Государственной премии за цикл «Контрольная для взрослых», прославившийся также фильмом о президенте Владимире Путине. Недавно Шадхан «вернулся» к нам документальной кинолентой «Снег – судьба моя», повествующей не только о репрессированных, но и обо всех норильчанах тридцатых-сороковых годов. Главным режиссером НСТ в семидесятые работал Ганс Мюнценмайер. Старые норильчане помнят его как художественного руководителя театра музыкальной комедии Дворца культуры, а затем и ТЮНа – театра юных норильчан. Ганса Вильгельмовича сменила Надежда Лозинская. Тоже имя в истории Норильского телевидения.
В художественной редакции работали Валентина Рянская, Антонина Ногинская. Какие телевизионные спектакли они делали, даже фильмы снимали! Коллеги из края завидовали, да и на всероссийском уровне не стыдно было показать работы норильчан.
Популярнейший в городе сатирический тележурнал «БАЦ!», по моему мнению, был ничуть не хуже «Фитиля». Режиссер Борис Черемисин, когда ушел из промышленной редакции в производственный отдел, передал тележурнал Почекутовой. Это была для нее проверка режиссерского мастерства. К тому времени Любовь имела самую высокую квалификационную категорию ассистента режиссера. А вот высшей категории  режиссера у нее нет. Оказывается, норильчанам такой разряд не присваивали. Получить «вышку» можно было только через Гостелерадио.
Я не поняла, с какими трудностями это связано, если местные дикторы Эдуард Тараканов и Аскольд Паскевич до Москвы доехали и высшую квалификацию имели. Но знаю, что студийцы постоянно учились. Еще при Дмитрии Кузьмиче Карпове заведено было участвовать во всех телевизионных конкурсах в стране, перенимать опыт продвинутых телекомпаний. Директор Карпов внимательно следил за развитием вещания «у смежников», все лучшее старался применить в Норильске. А всех подчиненных заставлял «расти над собой». Некоторых – с применением административной силы. Почекутова добровольно прошла не один телевизионный класс.
 
А взор его так много обещает
Заметила интересную закономерность: перед юбилеем предприятия ветераны начинают перечислять десятки фамилий своих коллег. Мы с Любовью Юрьевной тоже увлеклись: с младых ногтей я помню многих старых телевизионщиков, о других просто интересно слушать. Хотя и я, и Любовь Юрьевна понимаем: «поминальник» ни в газете, ни на телевидении не приветствуется. Мало кому из ныне действующих юбиляров что-то говорят имена «пращуров». Да и редкий горожанин сегодня помнит Бориса Ануфриева или Константина Коваля, Валентину Андрееву, Ирину Чиркову или Андрея Ласкателева. А ведь к началу девяностых не было в Норильске человека популярнее, чем автор программы «Только для молодежи». Попасть в эфир к Андрею Ласкателеву считалось верхом удачи. Все равно что оказаться во «Взгляде» на Центральном телевидении.
Андрей сейчас в Америке занимается туристическим бизнесом, Ирина Чиркова после работы в Гостелерадио вещает на «Маяке». Валентина Андреева делала «Что? Где? Когда?» с Владимиром Ворошиловым и продолжает работу в телекомпании «Игра».
Режиссер Почекутова  тепло вспоминает многих и многих норильских телевизионщиков. Тех, кто ушел из жизни, и тех, чья карьера успешно продолжилась в столичных городах и других мегаполисах. Возможно, не столько потому, что «были люди в наше время», сколько потому, что было время. И у Норильска собственная гордость, и о городе знали не только в связи с выяснением отношений между главными акционерами металлургической компании. «Мы в работе были другие, – говорит Почекутова. – У нас было Телевидение!».
Любовь Почекутова работала в промышленно-экономической редакции. Объездила все рудники, заводы, фабрики. До сих пор, говорит, люди с ней на улице здороваются. Среди любимых ее героев – бригадир шахтопроходчиков Николай Кулеш, конвертерщик медного завода Борис Габуев. Конечно, Владимир Жириновский. Ярких личностей режиссер Почекутова встречала немало: Егор Гайдар, Михаил Прохоров. А сколько знаменитых артистов, писателей в «ее» студийном павильоне перебывало! Но Жириновский в воспоминаниях моей героини ярче других получается. Темперамент у либерального демократа взрывной, и обещаний он давал – есть над чем повеселиться. В 95-м Жириновский грозился в пять раз снизить цену на авиабилеты для норильчан. С тех пор подобные обещания не однажды в ответственный момент звучали из уст разных политиков, да остался от тех прожектов пшик.
У Любови Юрьевны «Текущий момент». По вторникам и четвергам. Мне разрешается присутствовать на мини-репетиции в павильоне и посидеть недалеко от режиссера на пульте. Я увлеклась и вряд ли смогу объяснить, что делала моя героиня. «Текущий момент» в «закулисье» очень понравился.
На прощание спросила Почекутову: «Что бы ты пожелала себе и коллегам в канун юбилея?» «Главное, чтобы доброты у людей больше было. Чтобы они помогали друг другу, как в прежние времена». Интересно, сегодня такое возможно?
Снимаем навигацию на Енисее. С корреспондентом Юрием Новоженовым и оператором Сергеем Айрапетовым. Он теперь “Последнего героя” снимает
За заслуги перед прессой
Любимую программу “Автостоп”, позднее “Телепост ГАИ”, режиссер делала с инспектором Евгенией Зенгер
Люба с мамой и старшим из братьев, Володей
Творческая группа телепрограммы “Норильск спортивный”: оператор Евгений Кудрявцев, режиссер Любовь Почекутова, автор и ведущий Сергей Мухачев
Телекласс в Красноярске. Режиссер Надежда Геталло, оператор Юрий Ковтун, ассистент режиссера Любовь Почекутова
Любовь на границе. Телеэкспедиция на Дальний Восток, где служили норильчане
Аня Почекутова на новогоднем утреннике “телевизионных” детей. Дедами Морозами тогда работали самые известные норильчане – Эдуард Тараканов и Аскольд Паскевич
В маминых владениях. Семейное гнездо в Кимрах Тверской области
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск