Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Взгляд со стороны. Виталий Лобанов, отряд спецназа «Росич». Первая кампания
15 декабря 2008 года, 13:32
Много норильчан прошло через горячие точки: Афганистан, Чечня, Карабах, Югославия. А потому в Норильске всегда есть с кем встретиться и вспомнить былое и есть в память о ком торжественно помолчать.
Коллективные сборы – особая тема. Ежегодно ребята собираются возле «Черного тюльпана». Радость встречи оставляем на потом, успеется. Первым делом – отдать должное памяти погибших. Со стороны кому-то покажется, что это дань традиции, но на самом деле за каждой мужской слезой стоит непередаваемая душевная боль.
Война – это страшный психологический удар для человеческого сознания. С самого детства мы живем в обществе, которое настраивает нас на созидание. А когда человек попадает в зону боевых действий, искаженная реальность расстраивает восприятие. Причем подготовленный это солдат или нет, в данном случае второстепенно. Настроить сознание на войну посредством какой бы то ни было подготовки – задача непростая. Известно, человек ко всему привыкает. Война не исключение. Но чтобы адаптироваться к войне, необходимо переосмыслить значение смерти, иначе страх не позволит мыслить и принимать грамотные решения. Отвратительна мысль о том, что можно попасть в плен, страшно представить убитую горем мать, но самой смерти рядом с нами нет, и, главное, нет страха ее присутствия. Это вовсе не значит, что посчастливится дожить до утра. Это позволяет жить до тех пор, пока физические причины не лишат жизни. А самое страшное, что может случиться, – не отыскать глазами друга, не услышать его голос в ответ, ведь дружба на войне обретает иное значение.
Возможно, бытие определяет сознание. Возможно, сознание ищет компромисс с реальностью, здесь трудно судить. Но и возвращаться домой, покидая условия, к которым приспособился, тоже нелегко. Помнится, я часть обратной дороги спал. Проснулся уже в Москве. Колонна ехала по широкому шоссе. Ярко светило солнце. По тротуарам на фоне сверкающих неразбитых зданий прогуливались под ручку влюбленные, таким неторопливым шагом, что хотелось закричать. И это снова психоз. Сознание издает такой скрежет, что стучит в висках.
Со временем и это проходит. Память остается. Человек заново учиться жить, вливается в общество. И, как правило, жизненный опыт делает его сильнее. Правда, есть и такие, кого война остановила. Произошло так называемое «якорение», после которого личность не способна к развитию, если не провести соответствующую терапию. Человек в этом не виноват, он человек и только. Этим уже вполне объясняется все, что с ним происходит. Общество обязано принимать таких людей и помогать им, иначе они никогда не примут действительность и продолжат жить по тем правилам, которые им навязали. Здорово, что существует Союз ветеранов. В нем не просто собираются близкие по духу люди, которых роднит пережитый опыт. Организация помимо прочего, выполняет еще и функцию реабилитационного центра. Это очень важно. Психологическая поддержка имеет большее значение, чем материальная.
Чеченская война – это часть истории, над которой еще долго будут ломать свои головы всевозможные аналитики. Обычно анализ ориентируют на поиск какой-то логической мотивации того или иного поступка. Отсюда и тупики – человек далеко не всегда логичен. Я не берусь кого-то осуждать, отправлять проклятия в адрес виновников произошедшего, так же как не берусь различать, ошибались они или совершали преступление. Человеку рано или поздно воздастся по его делам. А 11 декабря – это не только памятник нашим ребятам, выполнившим воинский долг до конца, но также памятник самой жизни, несправедливо ограниченной войной, памятник всем безвинно убиенным. А таких было много. Врачи, миссионеры, журналисты, мирные жители, не разделявшие позиции боевиков. Пусть этот день также напоминает человечеству о том, что за ошибки порой приходится платить дважды. И далеко не всегда эта цена по силам. Очень хочется верить, что подобных явлений в нашей жизни больше не повториться. Как на последней встрече произнес один офицер: «Пусть наши дети перенимают наш опыт на словах, но не на деле». Каковы бы ни были причины чеченской войны, солдаты принимали смерть ради жизни. Жизнь – это единственное, что может оправдать все.
Ордена не продаются, память – не умирает
0

Читайте также в этом номере:

Замужем за работой (Лариса ФЕДИШИНА)
Убежище есть (Яна АНДРЕЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск