Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Воплощенная мысль мастера
Спорт-тайм
29 января 2013 года, 18:03
Текст: Александр СЕМЧЕНКОВ
В моем детстве японское слово “карате” было прямой ссылкой к образу сильного, смелого и мудрого человека. Благодаря легендарному Брюсу Ли этот образ обладал еще и скромной улыбкой, такой же действенной, как и самый коронный прием. Похожие улыбки на лицах можно увидеть в спортивном зале школы №3, где преподает карате Николай Епифанов.  
Существует мнение, что у истинного учителя непременно должна быть своя школа. Карате на базе средней школы №3 – это школа Николая Епифанова, если хотите. Именно по его инициативе и при поддержке и понимании руководства учебного заведения в Норильске заработала еще одна “правильная” секция. Правильная – потому, что здесь ребятам не просто вкладывают в руки оружие, открывая технику ведения боя, а в первую очередь обстоятельно объясняют фундаментальные вещи: защищать младших, уважать равных, прислушиваться к старшим. Любые человеческие отношения, не укладывающиеся в эту схему, не укладываются в философию карате. А все, что не укладывается в философию карате, не имеет к карате никакого отношения.
Не по-детски
Когда я пришел в зал, Николай Епифанов объявил о конце занятий младшей группе ребят. Дюжина маленьких каратистов, по-армейски выстроившихся в шеренгу, являет собой эталон воинской этики: поклон и спасибо учителю, поклон и спасибо товарищам, поклон и спасибо пространству, выступившему площадкой для оттачивания мастерства. Все серьезно. Кстати, утомить мальчишек – непростая задача. После десятиминутного перерыва ребятня готова влиться в строй старших (занятия старшей группы идут следом) и по второму кругу пройти все этапы тренировки.
В раздевалке тренера нет, здесь с ребятами можно пообщаться, пошутить и к своему удивлению отметить: для пятиклассников у них очень серьезный юмор. А еще им смелости не занимать. Во всяком случае, робости, часто отмечаемой у их сверстников во время знакомства со взрослыми, воспитанники Николая Епифанова не испытывают. Робости их тренер не учит.
Девятилетний Никита Демьяненко впервые надел кимоно три года назад. С тех пор не пропустил ни одной тренировки. На новогоднем турнире завоевал первую в своей жизни награду – бронзовую медаль. Говорит, что освободил в комнате угол, куда теперь будет складывать трофеи. Его друг Гасан Чанахаев пришел в сетокан год назад. В свои десять лет Гасан чем только не занимался – пробовал силы в вольной борьбе, играл в футбол. Кто-то, может, и считал, что секция карате станет очередным видом спорта в его коллекции, зато Гасан доволен, потому что “наконец-то нашел занятие по душе”. Артем Савин, “работающий в школе учеником”, – это неисчерпаемый источник детского юмора и мудрости, но если юмор – это врожденное качество, то мудрость – это прямое следствие карате.  
– Что нужно для успеха в карате? – спрашиваю у Артема.
– Будь как вода, – отвечает 11-летний человек, и в его глазах я читаю готовность объяснить утверждение. – Наливаешь воду в чайник – она становится чайником, наливаешь воду в чашку – она становится чашкой. Ну… Так говорил Брюс Ли.
Зачем карате?
– Зачем плодить хулиганов и бездельников? – ответил Николай Епифанов на вопрос, каким мотивом он руководствовался, открывая секцию. – Ничего не делая, мы именно этим и занимаемся, – продолжает мысль тренер. – А для здорового гражданского общества нужны сильные, уверенные и неглупые люди. И эту секцию я открыл для того, чтобы передавать свой жизненный опыт. Чем сейчас и занимаюсь.
У Николая Епифанова занимается около полусотни ребят. Текучки нет. Равнодушных или не обладающих должными качествами – тоже. Поэтому за плечами у каждого ученика Николая как минимум пара лет интенсивных тренировок. Меня, задумавшегося над предложением Епифанова позаниматься у него, самый взрослый каратист секции Дмитрий Демидюк заботливо предупреждает: “Программа жесткая, поблажек никому нет”.
Интуиция мастера
Порядок тренировки у Епифанова подчинен классической схеме боевых искусств: разминочный комплекс, практическая отработка приемов, спарринговая часть. А вот содержимое этих этапов определяется видением тренера, его интуитивным чутьем. От себя замечу, что под тренерской интуицией следует понимать внутреннее знание относительно того, как комбинировать всевозможные комплексы, нацеленные на физическое развитие. Такое качество открывается далеко не у всех, кто занимается преподавательской деятельностью. Это качество – верный признак настоящего учителя.
Воспитанники Николая Епифанова обладают устойчивой психикой. Это очень помогает им выступать на соревнованиях, проходящих под флагом Федерации карате, и всевозможных турнирах различного уровня. Интересно, что у школы карате Епифанова есть серия своих открытых турниров.
– Это наш вклад в развитие карате как явления, – не без гордости говорит тренер. – У школы есть сто квадратных метров татами, которые покрывают половину спортивного зала. Традиционно мы проводим четыре турнира, на которых рады видеть всех.
Свободолюбцы
История норильского карате начиналась в специально оборудованных подвалах. Такая картина наблюдалась по всему Советскому Союзу.
– Руководство СССР по понятным причинам решило, что карате пагубно влияет на развитие личности, – вспоминает Николай Епифанов. – Я эту пагубность прочувствовал на себе. Во мне было трудно развить качества, положенные управляемой серой массе. Люди с гражданской позицией никому не были нужны. А мы, каратисты, были свободолюбивы. Но наше свободолюбие проявлялось лишь в неспособности бездумно принимать чужую волю, толком не поинтересовавшись, почему так. Никакой подрывной деятельности, разумеется, мы вести не собирались. Милиция с нами боролась как с настоящими бандитами, но это был напрасный труд. Я свое первое кимоно сшил из вафельных полотенец. До сих пор его вспоминаю. Помню, ходил слух, что некоторые ребята, чтобы отвести подозрения от захлопнутой двери, записывали на аудиопленку баскетбольный матч. Ставили магнитофон к выходу и включали на всю громкость. Проходящие мимо думали, что за этой дверью идет игра, а на деле там занимались каратисты.
Женский вопрос
Секцию карате посещают не только мальчики. Валя Колпащиникова, Мария Тимофеева, Лиза Демьяненко и Леонида Говорухина – такие же ученики Николая Епифанова, равные со всеми в правах и обязанностях. Причем девочки занимаются этим видом спорта вовсе не по тем причинам, которые обычно приводят представительниц прекрасного пола в зал.
– Я хочу выступать на федеральных турнирах, – говорит Леонида Говорухина. – Тренер моим уровнем доволен, но я настроена только увеличивать темп. Как бы удивительно это ни звучало для многих, карате – это мое любимое занятие.  
Жесткие и… культурные
Уровень подготовки воспитанников Епифанова высоко ценят представители Федерации карате. Но проверка этого уровня всегда проходит в строгих рамках спортивных соревнований. Так что если где-то на улице прошел прием из арсенала Николая Епифанова, значит имела место самооборона. А еще это значит, что провокатор получил ровно столько, сколько нужно, чтобы потерять намерение, но не здоровье, потому что карате – это не просто контроль над ситуацией, это еще и контроль над расходуемым ресурсом и культивируемая адекватность.  
В наше время возле входа в спортзал уже не стоит магнитофон, транслирующий баскетбольный матч. Зато висит телевизор. На экране Рафаэль Агаев, “бриллиант” мирового карате, признанный в настоящий момент номером один на планете. Обладая бесчисленным количеством спортивных знаний, Рафаэль еще и пример дипломатии, человек, всегда поднимающий руку своего поверженного соперника, исполненный уважения к каждому, вне зависимости от заслуг и физической формы. И если Рафаэль – это первый пример того, как карате влияет на развитие личности, не глупо ли было когда-то его запрещать?  
– Человек иного характера и не стал бы лучшим, – говорит Николай Епифанов. – Карате – это философия, а философия строится на любви.
Николай Епифанов: “С детьми нужно говорить о жизни”
У девочек свои планы на карате
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск