Вечно живой
Документальная мозаика
29 апреля 2015 года, 18:21 Текст: Евгения СИДОРУК, главный специалист Норильского городского архива
|
Известная фраза Владимира Ленина “Из всех искусств для нас важнейшим является кино” в конце 50-х годов прошлого столетия нашла в Норильске свое реальное отражение. 5 мая 1960 года открылся первый в городе широкоэкранный кинотеатр имени В.И. Ленина. Решение о присвоении кинотеатру имени вождя мирового пролетариата, как гласит архивный документ, было принято по просьбам трудящихся.
Без атлантов и кариатид Новый кинотеатр органично вписался в архитектурный ансамбль Комсомольской площади, которую стали теперь именовать площадью трех кинотеатров, так как соседями “новичка” стали детский кинотеатр “Родина” и кинотеатр “Победа”. Из архивных документов известно, что в ходе строительства внешний вид культурного учреждения претерпел изменения. От этого с архитектурной точки зрения здание выглядит более упрощенным, а внутри – менее просторным. Кроме того, после сдачи кинотеатра в эксплуатацию осталось множество недоделок: протекала кровля, были проблемы с отопительной системой и освещением. Эти недоделки пришлось спешно устранять, ведь на новый культурный объект ложился основной план по обслуживанию норильчан кинофильмами. И все-таки новый кинотеатр впечатлял двумя большими залами, по 1200 мест каждый, и современными техническими возможностями. Первые фильмы горожанам показали на новом, широком экране в майские праздники, и даже имя первого директора кинотеатра стало символичным – Майя Михайловна Гончарова. Среди премьер 1960 года – “Кочубей”, “Сережа”, “Дама с собачкой”. В 1961 году норильские зрители увидели “Алешкину любовь”, “Полосатый рейс”, “Девчата”, а лидером проката безоговорочно стал “Человек-амфибия”, где блистали Анастасия Вертинская и Владимир Коренев. Несмотря на то что средняя посещаемость кинотеатров в городе в 1961 году составила 40 посещений на одного человека, план по кинопрокату в этом году не был выполнен ни одним учреждением. По мнению городских властей, причиной этого была прежде всего слабая работа со зрителями, отсутствие правильной рекламы, такой, “которая не только несла бы украшательскую функцию, но и ориентировала бы зрителей в отношении предстоящих фильмов”. Директоров кинотеатров призывали повысить культуру обслуживания, обратив особое внимание персонала на необходимость быть вежливыми, на санитарное состояние, работу буфетов и ларьков. На одном из заседаний комиссии по культуре было предложено даже организовать при новом кинотеатре детскую комнату. Более того, горисполком в своем решении от 9 февраля 1962 года потребовал внедрить в “Ленина”, как стали коротко называть кинотеатр, практику предварительной продажи билетов, заказов их по телефону и коллективных заказов билетов на предприятия. Работали общественные кассы на медном и никелевом заводах, на Норильской обогатительной фабрике. Широко практиковалась продажа билетов общественными кассирами. Зрители – не просто потребители По мнению властей города, зрители не должны были оставаться просто потребителями кинопродукции. При кинотеатрах создавались советы содействия кинообслуживанию, куда входил актив зрителей. При участии таких советов проводились конференции по фильмам, диспуты и обсуждения картин, в том числе их влияния на семейные и личные взаимоотношения. Так, в 1961 году была проведена конференция по фильму “Битва в пути”. Кинотеатр им. В.И. Ленина имел преимущество показа фильмов первым экраном, что сделало его наиболее посещаемым в городе. Зрители стремились попасть прежде всего в большой кинотеатр, в связи с чем уже в 1962 году посещаемость “Родины” и “Победы” снизилась. Старые кинотеатры постепенно закрывались из-за невозможности их дальнейшей эксплуатации. Еще в августе 1961 года было принято решение о закрытии кинотеатра “Луч”, с 1 января 1963 года прекратил свою работу кинотеатр “Победа”, в 1965 году закрылся “Пионер”. По данным отчета о работе норильских учреждений культуры, кино в первом квартале 1967 года посетили 736 тысяч зрителей, из них на долю кинотеатра им. В.И. Ленина приходилось 583 тысячи. То ли из-за все тех же недоделок при строительстве, то ли вследствие высокой пропускной способности уже в 1963 году начался затяжной капитальный ремонт здания, в ходе которого заново покрыли крышу и заменили систему отопления. Несмотря на то что внутри помещение было реставрировано полностью, парадный вход и фасад остались без изменений. Депутаты городского совета, посетив кинотеатр осенью 1964-го, отметили, что плиты на входе выбиты, двери повреждены и это очень портит внешний вид здания. В составленной ими по итогам проверки состояния кинотеатра справке читаем: “Необходимо помочь администрации кинотеатра отремонтировать фасад, крыльцо и двери”, так как средств на это не хватило. Тем не менее кинотеатр им. В.И. Ленина был одним из самых популярных мест, где проводили досуг норильчане. Сеансы начинались с самого утра и шли до позднего вечера. На сеансы после 18 часов дети и подростки не допускались, о чем говорится в приказе по отделу культуры от 27 июня 1961 года. Реклама – двигатель показа К рекламе кинофильмов относились достаточно серьезно, так как именно она обеспечивала приток зрителей. Приказом заведующего отделом культуры от 13 мая 1960 года директорам кинотеатров города запрещалось выпускать на экран фильм без рекламы. Расписание сеансов должно было публиковаться в газете “Заполярная правда” и размещаться на уличных щитах. Не всегда, правда, удавалось действовать оперативно, и реклама новых фильмов вывешивалась слишком поздно, а афиши старых порой забывали вовремя снять. Уже в начале 70-х годов значительная доля рекламы транслировалась через телерадиовещание. Популярна была “реклама на ткани” – полотнища с изображением сцен из фильма размещались на городских зданиях, в том числе на здании кинотеатра. Интересно, что в официальных документах тех лет поставлена проблема невыполнения плана кинопоказа по советским фильмам, но не по всем. Так, в 1967 году фильм “Верность матери” посетили 19 процентов горожан, “Туннель” – 19,2, “Радуга” – 10,7, “Я солдат, мама” – 9 процентов. В то же время на экраны вышли такие кинохиты, как “Вий” с красавицей Натальей Варлей, “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”, “Свадьба в Малиновке”, “Неуловимые мстители”, голливудский “Спартак”. Они собирали полные залы. На франко-итальянский “Фантомас” билеты было разрешено продавать за два месяца. Неудивительно, что одной из главных задач руководства кинотеатра стало “повышение идейного содержания и партийной направленности репертуара”. Кино не только развлекало – оно воспитывало. В 1969 году к 50-летию Ленинского комсомола шли праздничные показы фильмов “6 июля” по пьесе Михаила Шатрова и “Софья Перовская”. К юбилею со дня рождения Ленина готовилась к показу тематическая хроника: “Идеи Ильича непобедимы”, “Они боролись за наше счастье”, “Вечно живой”. А к 50-летию советского кино в Норильске прошел кинофестиваль с показами на тему “Твой современник на экране”, “Искусство мастеров советского кино”. Примета времени Соцсоревнование – примета тех десятилетий. В ходе соцсоревнования кинотеатр 
им В.И. Ленина в 70-е годы перевыполнял план по валовому сбору, обслуживанию посетителей и количеству киносеансов. В 1969 году большинство фильмов в прокате составляли советские – более 73 процентов, фильмы братских республик – 17 процентов. Меньше всего, менее 10 процентов, на экраны выходило картин производства капиталистических стран. В репертуаре кинотеатра в ноябре 1967-го – “приключенческий фильм, посвященный нелегкому труду работников госбезопасности”, производства Болгарии “Опасный полет”, детектив “Фальшивая Изабелла” (Венгрия), социальная драма “Бомбей в объятиях ночи” (Индия), мосфильмовские “Далеко на Западе” и мелодрама “Каждый вечер в 11”. Почти все сеансы были удлиненными, так как в начале зрители обязательно должны были просмотреть документальную хронику на различные темы. Например, к экранизации романа Тургенева “Дворянское гнездо” прилагалась хроника “Художник Валентин Серов”. Перед просмотром картины “Сестра Керри” с Лоуренсом Оливье в главной роли зрителя ждала короткометражная лента “Как заполучить послушного ребенка”. Перед началом сеансов зрителям также читали лекции, сопровождаемые показом короткометражных научно-популярных фильмов. Тематика их была более чем разнообразна: “Киноискусство Грузинской ССР”, “За здоровый быт”, “Спорт для каждого” ко Дню физкультурника, “Уходя из дома, выключи приборы”. Такой культурно-просветительской деятельностью кинотеатра за первые три месяца 1972 года было охвачено почти 169 тысяч зрителей. От съезда к съезду В преддверии XXIV съезда КПСС, в марте 1971 года, прошел кинофестиваль “От съезда к съезду”, в рамках которого был организован тематический показ фильмов, оформлялись выставки в фойе кинотеатра “Образ В.И. Ленина в кино”, “О трудовых успехах трудящихся комбината”. В период подготовки к съезду перед коллективом культурного учреждения была поставлена задача “усилить показ фильмов ленинской тематики и добиться, чтобы эти фильмы каждый житель города посмотрел не менее одного раза”. Тематические кинопоказы, например на военно-патриотические темы, проводились и для школьников в дни каникул. В начале 1973 года ребята могли посмотреть вышедший на экраны фильм “А зори здесь тихие”. Среди соцобязательств – также не реже одного раза в квартал проводить премьеры лучших советских фильмов в торжественной обстановке. В январе 1973 года во Дворце культуры комбината работники кинотеатра провели для норильских школьников премьеру фильма “Зимородок”, в торжественном прологе которой принимал участие ветеран войны партизан Валентин Семенов. Весной 1973 года был организован общественный просмотр с последующим обсуждением картины Сергея Герасимова “Любить человека”. Иными словами, это было совсем другое кино. “Кина не будет” В “лихие 90-е” для кинотеатра настали не лучшие времена. В течение 1997 года его посетили всего 4660 зрителей – это против 1 миллиона 800 тысяч тридцать лет назад! Кассовые сборы от кинопроката едва позволяли покрыть расходы на текущий ремонт и обеспечить нормальную работу всего здания. Киноаппаратура безнадежно устарела, и многие новые ленты показывать на ней было невозможно. Фильмофонд не пополнялся. Так, в том же 1997-м был приобретен только один фильм – “Котенок”, предназначенный для детской аудитории. Норильчане почти перестали ходить в кино. Из отчета о работе культурного заведения за 1997 год: “Крайне неустойчиво положение кинотеатра. Планы управления культуры и искусства закрыть кинотеатр на реконструкцию не дают возможности создать инициативную творческую группу. Практически весь год кинотеатр работал без методиста и художника”. Решение о закрытии кинотеатра было принято, и в 2000 году после реконструкции здания в нем поселился городской музей. И все-таки почти сорок лет кинотеатр им. В.И.Ленина был знаковым местом. Он и сейчас остается одним из самых красивых зданий в городе. Здесь поклонников кино, а ими в то время были все без исключения горожане, ждал целый мир. Для многих сегодняшних норильчан кинотеатр им. В.И. Ленина – это воспоминания детства, первые свидания и первые кумиры, смотрящие с экрана. |
0 | Твитнуть |