Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
08:17 Холсты Василия Сурикова доставили в Норильск
07:25 Новости «Северного города» претендуют на бронзового Орфея
06:10 Продолжается прием заявок на конкурс социальных проектов «Норникеля»
06:05 Закон может повысить минимальный размер оплаты труда в Норильске до 31,5 тысячи рублей
16:50 Чрезвычайное происшествие на руднике «Таймырский»
Все новости
В поисках жанра
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
12 октября 2012 года, 16:08
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
“Заполярный вестник” продолжает знакомить читателей с постановщиками спектакля по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны  “Семь криков в океане” в норильской драме и откликами зрителей, побывавших в минувшие выходные на премьере.
Фантазии на тему
Касона для российских театров имя известное, но подзабытое. В репертуаре Норильского Заполярного был спектакль по самой известной пьесе драматурга “Деревья умирают стоя” в постановке Анатолия Кошелева. Через девять лет режиссер выбрал драму Касоны “Семь криков в океане”, в советское время экранизированную Владимиром Басовым. Так сложилось, что реализовать задуманное Кошелевым в команде с художником Валерием Полуновским и хореографом Николаем Реутовым пришлось его младшему коллеге, в недавнем прошлом артисту театра Тимуру Файрузову.
– Каждый режиссер ставит спектакль под своим углом зрения, поэтому мы остановились на фантазии на тему… С главным режиссером сократили текст, изменили форму, решив делать спектакль в стилистике черно-белого кино. “За кадром” звучит музыка, в том числе Чаплина, написанная им к своим фильмам.
В спектакле мы попытались воспроизвести  атмосферу первой половины ХХ века, отчасти переосмыслив ее, но не без ностальгии по, увы, утраченному очарованию той эпохи.
Руководитель музыкальной части Андрей Федоськин добавил, что он подбирал для спектакля и ранний джаз, и фрагменты классики, созвучные страстям, бушующим в океане и на обреченном корабле.
Самому интересно
Театральный художник из Петербурга Валерий Полуновский поставил в норильском театре вместе с Анатолием Кошелевым “Пестрые рассказы” по Чехову и “Вдовий пароход” по И.Грековой. Многим запомнились придуманные ими детские кроватки, они же – светящиеся кладбищенские оградки, взмывающие в небеса в финале “Вдовьего парохода”. По словам художника, новый спектакль получился неожиданным даже для него.
– Мне самому интересно было увидеть, что стало с Касоной в итоге. Предложенный Тимуром Файрузовым  способ существования актеров на сцене в стилистике немого кино, по-моему, оправдал себя.
Особенно сценограф отметил вклад в постановку заместителя директора театра Татьяны Лобановой, под чьим руководством все работы, несмотря на разные обстоятельства, были выполнены в срок и качественно.
– На Татьяну Лобанову и мастерские театра можно положиться во всем. Я им благодарен за сотрудничество, – подчеркнул художник.
Сейчас Валерий Полуновский вернулся на берега Невы, где в Небольшом драматическом театре, с которым постоянно сотрудничает, готовит очередную премьеру.
Любопытный ход
Главный режиссер Норильского театра Егор Чернышев, присутствовавший на всех репетициях “Семи криков”, называет решение спектакля простой и ясной затеей.
– Идет игра в жанр, когда работают тысячу раз виденные, избитые приемы – и вдруг… у тебя комок в горле. Штампы того времени в силу своей наивности где-то смешны и нелепы, а где-то прекрасны. Это театр, делающий нас детьми, верящими во все, что они видят. Очень любопытный ход. Еще бы немного времени, чтобы довести все до идеала…
Экспериментом считает новую постановку актер Роман Лесик, которому в “Семи криках” доверена роль профессора филологии (и иронии).
– Спектакля такого формата, почти балета, у нас еще не было. Это эксперимент, безусловно, а его главная опасность заключается в том, что спектакль может выглядеть чересчур формальным. Надеюсь, что этого не случилось. Одним из вдохновителей новой формы стал балетмейстер Николай Реутов, очень талантливый человек, которому мы обязаны сказать спасибо за все, что он сделал для этой постановки. Не секрет, что выпуск “Семи криков” наложился на непростую ситуацию в театре, из которой мы относительно достойно вышли. Что касается  роли, то мой профессор –  еще один этап в работе, еще одна роль в театре.
При участии Кэмерона
Андрей Раздевилов, видеоинженер Дворца культуры ЗФ, по долгу службы (он записывает все театральные премьеры на видео) посмотрел новую работу театра даже не один раз и не только на премьерном показе. Вместе с Тимуром Файрузовым Андрей подбирал видеоряд для “Семи криков”.
– Раскрою секрет: для этого использовались два “Титаника”, в том числе и знаменитый фильм Джеймса Кэмерона.  Спасибо, что “Титаник” сняли так хорошо. Все, что нужно, мы вырезали, состарили, сделали черно-белым, и получилась довоенная “кинохроника”, – рассказал Андрей Раздевилов. – Что касается результата, по-моему, режиссер сделал спектакль новой формы. Пьесу я не читал, но слышал, что она трудна в постановке и ее редко ставят. Знаю, что Тимур ее сократил и сделал спектакль по мотивам пьесы. По-моему, спектакль получился.
 

На открытие сезона попадают не все желающие, но есть люди, не пропускающие ни одной премьеры. Из их числа и театралы, опрошенные “ЗВ”.
Все хорошо! Все хорошо!

Минимум три десятилетия знает (и любит) Норильский Заполярный  ведущий специалист управления архитектуры Людмила Железко, плакавшая когда-то на “Поминальной молитве” с Юрием Гребнем в главной роли.  Понравились ей и “Семь криков в океане”.
– Хороший спектакль. Жаль только конец печальный, хотелось бы хэппи-энда. Честно говоря,  формат к этому располагал. Но не случилось. Хотела бы особенно отметить сценографию и музыкальное оформление постановки. Вообще, я из тех, кто давно любит наш театр.
Произвела приятное впечатление новая работа Тимура Файрузова и на директора кинокомплекса “Родина” Наталью Павлову.
– Спектакль мне показался лаконичным. Интересным с точки зрения сценографии. Очень понравилась музыка. Что-то хорошо знакомое и органично вписывающееся в действие. Считаю постановку творческой победой режиссера, создавшего ансамблевый спектакль. Замечательно, что в труппе и новой работе театра появилась свежая кровь. Я имею в виду вновь приехавших актеров, один из которых был занят в “Семи криках в океане”.
Нескучный перебор
Звукорежиссер ГТРК “Норильск” Наталья Носкова пришла в восторг от пластического решения спектакля, сценографии, но ее музыкальное ухо почувствовало перебор с музыкой.
– Наши артисты  продемонстрировали великолепное умение выражать чувства движением. Часто это было эмоциональнее слов. Чувствуется, что с ними работал большой мастер. А вот с музыкой, по-моему, был перебор. Ее в спектакле должно быть ровно столько, сколько должно быть. Здесь музыка шла первым планом, отвлекая от действия. Я очень уважительно отношусь к Андрею Федоськину, но, похоже, ему или режиссеру в этой постановке изменило чувство меры.
Нашлись среди наших рецензентов и те, кто не принял новый театральный формат. Проректору НИИ Анатолию Андриевскому показалось, что в “фантазиях на тему” форма подмяла под себя содержание.
– Спектакль по такому материалу, на мой взгляд, должен быть психологичным, а не фарсовым.  Вышло так, как если бы в чай добавили слишком много молока и получился не чай с молоком, а непонятная жидкость. Разумеется, выбирать формат спектакля – право режиссера, но меня он огорчил. А вот студенты, с которыми я ходил на премьеру, были чрезвычайно довольны тем, что увидели на сцене.
Конечно, “Вестник” не ограничился четырьмя зрителями, но выбрал наиболее типичные (и компетентные), на взгляд редакции, мнения. Отдельно хочется выделить высказывание последнего рецензента, признавшегося, что он после премьеры вышел из театра счастливым:
– Во-первых, потому что замечательно играли  артисты. Во-вторых, потому что в нашем маленьком городе есть хороший театр, в котором появляются такие разные, иногда спорные, но нескучные спектакли.
Режиссер Тимур Файрузов
Роман Лесик в роли профессора филологии (и иронии)
0

Читайте также в этом номере:

Большие связи (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Родные стены помогли (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Гимнастика для глаз (Валентина КАЛАШНИКОВА, врач-офтальмолог)
Центр услуг (Евгения СТОРОЖКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск