Триединство, или Зеркала Козырева
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
15 сентября 2016 года, 14:38 Текст: Валентина ВАЧАЕВА
|
В Норильской драме идет подготовка к открытию сезона. Ремонтируется фасад здания и даже его подполье, но подход к кассе свободен… Труппа после двухмесячного перерыва вновь погружена в работу.
Идут репетиции чеховского “Дяди Вани” в постановке Петра Шерешевского, но уже без режиссера, выпустившего спектакль в июне. Анна Бабанова, главный режиссер Норильского Заполярного, работает над пьесой-фантасмагорией Владимира Зуева “Жди меня, и я вернусь” и занимается вводом новых артистов в репертуарные спектакли. Сегодня все актерские места в труппе заняты, и главный режиссер довольна ее составом: – Ни в чем не подведут. Ни в повседневной работе, ни на фестивале не сфальшивят, не переволнуются… Не труппа, а золото. – Анна Владиславовна, в этом году Норильский Заполярный впервые принял участие в фестивале театров малых городов России. Как оценила фестивальная публика вашего самого северного “Гамлета”? – Олег Корныльев стал обладателем приза за роль Гамлета в номинации “Надежда”! Фестиваль в этом году проводился в Вольске. В нем приняли участие театры 13 российских городов. Организатором конкурса, как всегда, выступил Государственный театр наций под руководством Евгения Миронова. Главный и единственный приз за спектакль большой формы достался нашим коллегам из Минусинска за “Колыбельную для Софьи”. (Они уже и на “Золотой маске”, и на “Ново-Сибирском транзите” с ним побывали). Мне особенно понравились “Корабль дураков” Дениса Бокурадзе, лучший спектакль малой формы театра из Новокуйбышевска, и “Процесс” по Кафке в постановке Дамира Салимзянова (город Глазов). Вообще на фестивале был выложен весь театральный пасьянс России. Нам с нашим спектаклем было непросто втиснуться в сцену меньшего размера, а все остальное было просто замечательно. Полный, и даже переполненный зал: люди сидели и в проходах. Море цветов. Почему-то больше всего цветов было на нашем спектакле и “Колыбельной”. – Известно, что этим летом вы стажировались в Школе театрального лидера, организованной столичным центром им. Вс. Мейерхольда. Чему вас учили на этих уроках? – Стратегическому и социокультурному планированию, вовлечению в театр новых зрителей. Помимо этого было много интересных контактов. Так, мы договорились о возможности гастролей в Норильске Московского академического театра имени Маяковского. Вахтанговцы не решились, а директор Маяковки согласился. Среди лекторов был Алексей Владимирович Бородин, главный режиссер Российского академического молодежного театра, который начинал свою театральную карьеру в Кировском ТЮЗе. Большое впечатление произвели лекция Ирины Дмитриевны Прохоровой, выступление Константина Хабенского и многое другое. Признаюсь, что стажировка меня очень взбодрила. Чтобы получить свидетельство об окончании курса, я должна была написать план развития своего театра на ближайшие годы. Что и сделала. – Пока не будем говорить о годах, если можно. Что ждет зрителей в театре в ближайшие месяцы после открытия сезона? – В ноябре, 18-го, на большой сцене мы покажем спектакль “Жди меня, и я вернусь”. Пьесу о времени, когда в Норильске одновременно рождались профессиональный и лагерный театры, написал драматург Владимир Зуев. Это фантасмагория в одном действии, герои которой оказываются не только в прошлом, но и в будущем. Впрочем, не только герои, но и постановочная команда спектакля. Такая форма продиктована знаменитой теорией астронома Николая Козырева о том, что через поток времени можно войти в контакт с прошлым и будущим. Все герои “Жди меня” имеют своих прототипов, но повторюсь: это фантасмагория, а не документальная пьеса, хотя автор отталкивался от конкретных биографий, постановлений, решений и тому подобного. – “Небесный интеллигент”, как называл Козырева Вознесенский, прошел Норильлаг, но никогда не имел отношения к театру, даже к лагерной художественной самодеятельности, из которой в Норильске вырос крепостной театр – театр культурно-воспитательного отдела исправительно-трудового лагеря. – Мы не рассказываем историю Норильского Заполярного театра имени Маяковского или театра КВО Норильлага. Наша история о времени, когда театр помогал выжить и его создателям, и его зрителям. Иногда потенциальным. Заключенный Норильлага Лев Гумилев тоже никогда не был на спектаклях Норильского театра, но созданная им в лагерях теория пассионарности и этногенеза – из того же ряда, что теория физических свойств времени Козырева, поэтому в нашем спектакле есть не только Астроном, но и Поэт. А еще Дирижер, в истории Норильска – автор пионерского гимна Кайдан-Дешкин. Его Муза. Пианист. Скрипач. Все они участвуют в некоем мистическом концерте, который ведут Шура и Граф, так сказать, собирательные образы. Именно они пересказывают открытия Козырева и Гумилева зрительному залу в доступной форме. Известно, что и сам Лев Николаевич в лагере написал не один шедевр по фене. Вспомним хотя бы его версию “отпадения Нидерландов от Испании”. Вся история положена на музыку Гуно к “Фаусту”. В свое время именно она продиктовала ритмику “Взвейтесь кострами” ее автору. – Спектакль адресован зрителям, интересующимся отечественной историей? – Прежде всего. Но надеемся вызвать интерес и у тех, кого эта тема не волновала. Хотя трудно предположить, что это возможно в таком месте, как Норильск. – Представьте, пожалуйста, свою команду. – За сценографию отвечают главный художник театра Фемистокл Атмадзас и художник по костюмам Ольга Атмадзас. Основная декорация – это заснеженный портал-штольня, в котором отражаются настоящее, прошлое и будущее. Настоящее – это концерт. Прошлое – это то, что было с его участниками до лагеря. Будущее – это те, кто создают спектакль. Триединство времени по Козыреву. Над постановкой как режиссер по пластике будет работать Николай Реутов. Художник по свету – Тарас Михалевский. За музыкальное оформление, как всегда, отвечает Андрей Федоськин. Будущее на видео будет фиксировать Павел Зайканов. Это новое имя в нашей афише. В постановке заняты практически все ведущие артисты театра и молодежь. В одной из центральных ролей (Муза) дебютирует Дарья Дороготовцева. Весь вечер на сцене будут заслуженный артист России Сергей Ребрий и артист Александр Носырев (Граф и Шура). Роль поэта репетируют Павел Авдеев и Денис Ганин. Астроном – Роман Лесик. Дирижер – Николай Каверин. Скрипач (в реальном оркестре прототип Виталий Бабичев играл на трубе) – Сергей Назимов. Также получили роли: Александр Глушков, Сергей Даданов, заслуженный артист России Сергей Игольников, Олег Корныльев, Евгений Нестеров, заслуженная артистка России Лариса Потехина, Иван Розинкин, Денис Чайников и другие. Пока пробуем, ищем и снова пробуем… Надеюсь, что все получится. Спектакль мы хотели бы дополнить театрализованной экскурсией по городу и театру. – А зачем по городу? – По местам, где витает дух прототипов наших героев и тех, кто вдохновил нас на создание спектакля. По местам, где были первые два театра в Норильске, – на улицах Горной и Севастопольской… Конечно, на Голгофу. Причем экскурсия будет звуковая, то есть слушать экскурсанты будут аудиогида, озвучивающего сцены из спектаклей того времени, воспоминания первых… По возвращении в театр все получат по кружке кипятка и пайке хлеба. Как когда-то в лагере. В фойе театра мы хотим сделать театральную видео-инсталляцию и выставку, посвященную спектаклю. Кстати, в Московском музее истории ГУЛАГа заинтересовались нашим проектом и пообещали помощь и содействие. Там же мне рассказали историю про первооткрывателя Норильска Николая Николаевича Урванцева, которую мы включили в наш спектакль. – Все для того, чтобы привлечь внимание норильчан к теме и театру? – К театру и спектаклю. Он, в частности, и о том, что творчество, театр не должны и не могут быть политизированы. Ни в настоящем, ни в будущем. |
0 | Твитнуть |