Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
С музой у колыбели
История
26 июня 2008 года, 15:03
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
В редакцию позвонил исследователь норильской истории Юрий Прибытков и предложил совершить экскурсию в прошлое – к колыбели норильской металлургии.  Скоро День металлурга. Отчего не совершить?
Мы берем машину и едем в старый город, по направлению к никелевому заводу. Наша цель – увидеть вагончик от узкоколейки и старинные электролизные ванны, в которых выплавлялись первые никель и медь. Юрий Васильевич рассказывает, откуда «приехал» вагончик.
Однажды он водил по старому городу знакомую даму, любительницу истории, и рассказывал: «Вот это ДИТР, здесь было управление лагерей, здесь – стадион на 500–600 человек…» За обжиговым цехом дама увидела вагончик: «А это что?» С тех пор Юрий Васильевич водит к вагончику многих, совсем недавно здесь был французский корреспондент. Иностранца, как это ни странно, совсем не интересовали сталинские репрессии и экология. Больше занимал Норильск и люди, которые здесь живут.
Колыбель металлургии находится за обжиговым цехом. Это не так приятно, как младенческая колыбель. В последней лежит и причмокивает пусть даже орущее, но милейшее создание: нос кнопкой, щеки круглые и розовые,  пальчики – крохотные, на ручках и ножках – «перевязочки». Создание навевает  мысли исключительно позитивные. Колыбель норильской металлургии больше похожа на помойку. Или на кладбище. Разрушенные здания, брошенные железки. А вот и вагончик.
 
Вагончик тронется, француз останется
Он вызывает у нас некоторые сомнения. Расстояние между колесами совсем не «узкоколейное». Рядом проходят современные железнодорожные пути. Наш водитель Алексей берет в качестве измерительного прибора валяющуюся на земле палку и сравнивает расстояние между рельсами и колесами вагончика. Одинаковое. Или он не от узкоколейки, или ось когда-то поменяли на более широкую. Вероятнее последнее, но экспертами могут стать только железнодорожники. Нужно будет – разберемся. Возможно, француз остался с носом, предмет не такой древний, как хотелось бы, ну да он про это не узнает.  
Загадку другого вагончика – на резиновых колесах – Алексей тоже разрешает без труда:
– Да это же из него балок сделали, резиновые – чтобы по земле можно было перевозить.
Собственно, этот вагончик можно стронуть с места и сейчас. Между тем неутомимый Юрий Васильевич, держа в руках старинные приказы, сличает теорию с практикой. К примеру, написано в документе: тогда-то к заводу была сделана такая-то пристройка. Наш гид заглядывает в бумагу и предполагает, указывая на ветхое строение: «Может быть, вот она». Жаждет новых открытий. О древности пристроек свидетельствует обнажившаяся местами дранка.
Мы подходим к бывшему Малому металлургическому заводу. В одном из его цехов расположился действующий цех трансформаторов. Жизнь в колыбели теплится.
 
Вот вам, пожалуйста, идея
Наш гид рассказывает и показывает, где раньше находились первый цех и  аглофабрика, управление металлургических заводов. Про первую двухтонную печь-малютку величиной с письменный стол. А вот и ванны.
Они виднеются через дыры в кладке. Когда-то здесь плавили металл. Бывший плавильный цех – постройка добротная, сделана руками зэков. Перекрытия сделаны из бетона, смешанного с речной галькой. Крыша деревянная, аккуратная.  Время пощадило здание, хотя по кирпичным стенам побежали трещины. Ванны, довольно страшные с виду, сделаны из бетона. Полюбить такую колыбель трудно. Но муза истории Клио уже начинает парить над головой Юрия Прибыткова. Развалины старого замка – это, конечно, более романтично, но промышленные развалины тоже могут стать путеводной звездой. Глаза нашего гида загораются вдохновением:
– Здесь выплавлялись первые никель, медь, платиноиды!  На них работал и работает весь Норильск. Они достойны лучшей участи, чем лежать здесь.
Давнишняя мечта Прибыткова – водрузить ванны на какой-нибудь постамент в центре города. Пусть будут памятником первым металлургам. Мы обсуждаем, как это сделать. Подогнать кран и достать через крышу. Всего-то делов. Нынче принято жаловаться: деньги есть, идей нет. Вот вам, пожалуйста, идея. В общем-то, простая, но креативная. Можно считать ее письменной заявкой на памятник.
Юрий Васильевич поясняет, откуда у него любовь к металлургии:
– Я же вот здесь работал, во втором корпусе обжигового, мастером вот на этой печке.
Это уже потом он стал начальником отдела кадров и архивариусом по призванию.
 
Окна смотрят с немым укором
Мы отправляемся в обратный путь. Юрий Васильевич  рассказывает истории про здания старого города. Останавливаемся у нежилого дома № 34 по улице Октябрьской. У него нет крыши. В 40-е здесь открылся горно-металлургический техникум. Со двора на стенах кое-где отпала штукатурка. Видно, что строение сложено из необычного материала: не кирпичей, а бетонных кубиков. Должно быть, это и есть один из упоминаемых старыми норильчанами бутовых домов.
Как-то Прибытков привозил сюда музейных сотрудников. Одна вдохновленная музой истории полезла в окно: «Наверное, вот здесь жил Федоровский…» Первым студентам читал лекции и Урванцев. А учились здесь директор комбината Колесников, начальник НТУ Волков и другие известные персоны.
– Каждый день сотни норильчан проезжают мимо, – произносит Юрий Васильевич, – а окна с немым укором смотрят на людей, которые все забыли…
Мы возвращаемся в город. Муза истории Клио бесшумно взмывает ввысь. Летит к тем, кто помнит.
Колыбель похожа на помойку
Этот вагончик уже не тронется
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск