Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Птенцы гнезда Онищенко
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
13 марта 2009 года, 11:36
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
У сотрудников территориального отдела Роспотребнадзора в Норильске в календаре два профессиональных праздника. Всемирный день защиты прав потребителя (15 марта) и День государственной санитарно-эпидемиологической службы (15 сентября).
На федеральном уровне службу по надзору  в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) ровно пять лет возглавляет главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко. По его приказу в конце 2004 года было организовано управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю с 18 территориальными отделами, одно из которых с начала 2005 года функционирует в Норильске. Новому управлению были переданы функции по контролю и надзору за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защите прав потребителей и надзору на потребительском рынке.
Из двенадцати поднадзорных сфер потребительского рынка и услуг более всего хлопот у службы с жилищными компаниями. И хотя все специалисты Роспотребнадзора, осуществляющие надзор, – «многостаночники», то есть идут с проверкой туда, куда пошлют, к коммунальникам руководство предпочитает отправлять главного специалиста-эксперта Марину Пилипенко.
В Роспотребнадзор Пилипенко пришла из Госнадзора, где занималась сертификацией услуг и продукции. Главный специалист считает, что за время работы отдела на территории в сфере оказания коммунальных услуг произошли большие подвижки со знаком плюс:
– Плановые проверки в жилищных компаниях мы проводим раз в два года и по второму кругу пожинаем плоды. Недочетов  в работе коммунальных служб с документами становится меньше.
С  1 января прошлого года компании стали управляющими, совмещая два в одном: они и управляют, и исполняют коммунальные услуги. Существенные нарушения в связи с этим  мы обнаруживаем в договорах с квартиросъемщиками. Чаще всего в документах прописана не вся информация. Например, по закону в договоре положено указать максимальную мощность используемых электроприборов, если этого нет, то при замыкании из-за превышения нагрузки вина ложится не на потребителя, а на коммунальников. После выдачи предписания мы проводим дополнительную проверку, и если требования Роспотребнадзора не выполняются, то дело передается мировым судьям.
 
А платить кто будет?
По словам Марины Пилипенко, процентов 30 всех обращающихся в Роспотребнадзор жалуются на необоснованное отключение электроэнергии. В этом направлении специалисты работают двусторонне – и с коммунальниками, и с потребителями. Последним они объясняют, что кроме прав у них существуют и обязанности по своевременной оплате коммунальных услуг. Со стороны компаний проверяют законность акции. Если обнаруживаются нарушения, связанные, как правило, с несоблюдением процедуры оповещения квартиросъемщика, то потребителю электроэнергия возвращается. А потом снова отключается, если тот не погасит долг, но уже по всем правилам, прописанным в законе.
Немало обращений в Роспотребнадзор связано и с ненадлежащим информированием населения о повышении платы за коммунальные услуги. В прошлом году такое повышение прошло дважды, и оба раза компании не соблюли сроки оповещения населения об изменениях расценок, за что и были оштрафованы. (Информация должна была появиться не менее чем за 30 дней до введения новых тарифов.)
Надзор по правилам оказания коммунальных услуг (например, в части нарушения температуры подачи воды или отказ службы сделать перерасчет квартиросъемщику) также епархия Роспотребнадзора.
 
Увеличить штрафы
В отличие от управления потребительского рынка и услуг администрации города территориальный отдел Роспотребнадзора осуществляет проверки так называемых хозяйствующих субъектов. На каждого из одиннадцати специалистов, осуществляющих надзорную деятельность, их приходится не менее семи в месяц. По итогам к недобросовестным продавцам, коммунальникам, финансистам, преподавателям, туроператорам и так далее применяются меры административного взыскания. За прошлый год служба в целом пополнила государственную казну почти двумя миллионами (точнее, 1 млн. 820 тыс. 500) рублей.
Но «ревизорам» очевидно, что штрафы необходимо увеличивать.
– Когда речь идет о наказании в тысячу или пятьсот рублей, – рассказывает заместитель начальника Роспотребнадзора территориального отдела в Норильске Екатерина Кудрявцева, – провинившиеся предпочитают отдавать деньги, а не исправлять недочеты.    
Вслед за жилищными услугами приоритетными направлениями в работе специалистов по защите прав потребителей федеральной службы последние два года являются финансовые услуги. В филиалах банков, расположенных в Норильске, были выявлены лишь незначительные нарушения, выражавшиеся в отсутствии необходимой информации об исполнителе, которая должна размещаться на вывеске.
Как считает Кудрявцева, такой итог – следствие проверок в головном офисе и оперативного устранения всех выявленных нарушений в банковских филиалах на территории края.
Основные нарушения потребительских прав специалисты Роспотребнадзора, как и их коллеги из органов местного самоуправления, выявляют в сфере торговых услуг. В качестве примера из практики Екатерина Кудрявцева приводит торговый павильон в Талнахе, в котором систематически завышаются цены на табачные изделия. Владелица торговой точки неоднократно штрафовалась, но продолжала нарушать закон. Теперь «табачной беспредельщицей» занимаются органы прокуратуры.
 
Вместе с прокуратурой
В свою очередь, Роспотребнадзор также принимает участие в совместных с прокуратурой мероприятиях. В прошлом году в качестве экспертов специалисты федеральной службы провели выборочную проверку норильских филиалов высших учебных заведений. По итогам проверки были выявлены ущемления прав студентов в одном из вузов на уровне договоров. В документ были внесены пункты о праве администрации на одностороннее расторжение договорных отношений  из-за неуплаты за обучение. В этом же учебном заведении не доводилась до студентов полная информация о том, какой диплом они получат после окончания института. На основании постановления прокуратуры было подготовлено соответствующее постановление Роспотребнадзора с предъявлением штрафных санкций.
По мнению Кудрявцевой, курирующей надзор за соблюдением законодательства по защите потребительских прав на территории города, основной проблемой в этой сфере для сотрудников Роспотребнадзора является отсутствие механизма информирования о судебных решениях по исковым заявлениям, готовящимся специалистами службы. Как говорится, есть над чем работать.  
Территориальный отдел Роспотребнадзора в Норильске расположен на улице Комсомольской, 31а. Если ваши потребительские права нарушают, приходите, пишите, звоните. Телефон службы 46-90-83.
  
Фото: Дениса КОЖЕВНИКОВА и Александра ГРИШИНА
Территориальный отдел Роспотребнадзора в Норильске расположен на улице Комсомольской, 31а. Если ваши потребительские права нарушают, приходите, пишите, звоните. Телефон службы 46-90-83.
0

Читайте также в этом номере:

Последний день охоты (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Профессия – исправлять (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Хозяйка своей судьбы (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск