Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Против угонов люди в погонах
Актуально
28 января 2010 года, 12:50
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ален БУРНАШЕВ
В Норильске снижается количество угонов автомобилей, но причины остаются прежними. Об этом «ЗВ» рассказал инспектор по розыску отдельной роты ДПС ОГИБДД УВД по городу Норильску Константин РУНГ.
Многие норильчане думают, что угонять автомобили в НПР смысла не имеет: все равно не уедешь дальше Дудинки, Талнаха и окрестной тундры. Однако Константин Рунг опровергает это утверждение фактами. В 2009 году в Большом Норильске угнали 72 транспортных средства (это почти на 40 процентов меньше, чем в 2008-м). Десять автомобилей пока не нашли. По словам инспектора, три транспортных средства (две иномарки и снегоход) были разобраны на запчасти.
 
О вкусах спорят
Казалось бы, Норильск – маленький город, поэтому выбор у автоугонщиков невелик, да и красть дорогие автомобили в северном городе – дело хлопотное. Но это не так.
– Например, две угнанные и разобранные в прошлом году иномарки когда-то были автомобилями BMW и Toyota Land Cruiser. Их вряд ли назовешь дешевыми, – говорит Константин Рунг. – Шансы найти их, конечно, еще есть. Правда, в каком состоянии машины будут обнаружены – большой вопрос.
Жалуют угонщики и образцы российского автопрома. Инспектор рассказывает, что в 2009 году угнали ВАЗ-2121 «Нива» и даже… списанный «Урал», бывший некогда пожарным автомобилем. Угоняют и «Жигули», и «Волги». Чаще – чтобы покататься или, по словам угонщиков, «доехать до дома».
Инспектор по розыску рисует усредненный портрет угонщика. Как правило, это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Чаще всего угоняют в состоянии алкогольного опьянения и зимой, когда лень идти пешком, жаль денег на такси или просто хочется приключений. К сожалению, говорит Константин Рунг, в большинстве случаев угонщиков провоцируют сами автовладельцы.
– Многие автомобили не оборудованы даже простыми противоугонными системами или сигнализацией, – сетует инспектор. – А зимой двигатели многих автомобилей во дворах ночью работают. Угонщики обычно разбивают стекло задней двери, открывают машину – и авто покидает двор владельца. Нередко водители, не заглушив мотор, выскакивают «на минутку» – в ларек или магазин. Ключ в замке зажигания, машина не заперта – соблазн покататься немаленький, – добавляет инспектор.
 
География «полетов»
Чаще всего на угнанных автомобилях едут кататься по городу и бросают их во дворах или прямо на дорогах.
Бывают случаи, когда автомобили угоняют из Дудинки в Норильск и наоборот. Инспекторы сразу начинают поиск, а карточку угона отправляют в край. Все данные по автомобилю вносятся в федеральную базу данных. На мой вопрос: «Помогает ли это?» – Константин Рунг рассказывает такую историю:
– Несколько лет назад мы нашли в Норильске «девятку», угнанную в Москве. Машина до сих пор числится вещественным доказательством и находится в одном из норильских гаражей. Судьба автомобиля неясна – владелец, забирая его отсюда, должен быть готов к серьезным денежным расходам.
Тем не менее из Норильска в Дудинку или Кайеркан пытаются угнать автомобили достаточно редко. Вероятно, опасаются поста ГИБДД на Купце. Чаще всего угонщики едут в Талнах или Оганер.
– Самым безопасным местом для автовладельцев считается Снежногорск – кругом тундра. Даже если краденую машину переправить летом по воде, все равно потребуются какие-то документы, – говорит Константин Рунг.
 
Не теряйте время
Если машину все же угнали и сообщение об этом поступило в течение пятидесяти минут – часа, в Норильске вводится план «Перехват». На дорогах выставляют наряды, еще один патруль проверяет район, откуда похитили автомобиль: дворы и соседние улицы. Одновременно дежурная часть рассылает ориентировки всем мобильным нарядам отдела вневедомственной охраны и патрульно-постовой службы. Масштабный поиск начинается незамедлительно.
– Обычно по горячим следам мы находим более 90 процентов угнанных машин. Тут важно помнить, что после любого преступления, не только угона транспорта, пострадавшим или свидетелям нужно как можно быстрее сообщить в милицию. Тем самым у нас больше шансов его оперативно раскрыть, – убежден Константин Рунг.
Нередки случаи, когда угонщиков задерживает наряд ДПС за какое-то правонарушение еще до того, как на пульт поступает сообщение об угоне. Тогда возбуждается уголовное дело по части 1 статьи 166 УК РФ (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения). А если угнавший машину еще и пьян, вдобавок к уголовному делу составляют протокол об административном правонарушении. Тогда угонщику, как говорится, мало не будет – его еще лишат и водительских прав на 1,5–2 года.
Погони и стрельба, предупредительная и по колесам, хотя и случаются в Норильске, но редко. Применять табельное оружие, по словам собеседника «ЗВ», в прошлом году автоинспекторам не приходилось.
 
К слову о соучастии
Если угнанный автомобиль сразу не обнаружили, появляется еще один риск – скорее всего, машину разберут на запчасти. Сейчас в Большом Норильске много автомастерских. За каждой закреплен инспектор ГИБДД, ежемесячно мастерские проверяют, но…
– С каждым годом мастерских появляется все больше, и, к сожалению, именно в частных гаражах, – кустарщина процветает. Для нас это проблема: в отделе работают всего три инспектора. Конечно, нам помогают все патрульные службы, сотрудничаем с отделом уголовного розыска, участковыми уполномоченными инспекторами, но работать, особенно зимой, трудно – многие гаражи закрыты, и определить, что в них происходит, очень сложно, – сетует Константин Рунг.
С народных умельцев, кстати, ответственность тоже никто не снимает. Во-первых, они могут стать соучастниками одного преступления – угона. Во-вторых, статей для умельца может оказаться несколько. К примеру, если мастерская покупает для разборки угнанную машину, то после установления этого факта и расследования возбуждается уголовное дело по факту скупки (сбыта) краденого имущества. Наказание может быть очень серьезным.
Сроки расследования фактов угона различны. На проверку инспекторам дают 10 дней, и, если нужно, срок продлевается.
– Многое зависит от срока подачи заявления, показаний угонщика, свидетелей. Можно раскрыть угон за неделю или месяц. Но в 98 процентах случаев автомобили мы находим, – отмечает Константин Рунг.
 
Обманывать бесполезно
Кроме угонов Константин Рунг занимается расследованиями других дел. Например, 17 ноября 2009 года на перекрестке улиц Советской и Павлова столкнулись Land Rover Discovery и Toyota Land Cruiser. Водитель английского внедорожника с места аварии скрылся. Но владелец японского автомобиля запомнил номер, марку и цвет, а также характерные признаки (колеса, отделку кузова) «беглеца».
Инспекторы выяснили личность уехавшего. Однако хозяин Land Rover заявил о непричастности к столкновению, пояснив, что в тот день он был на работе (на одном из рудников), к тому же лишен водительских прав, а его автомобиль в данный момент неисправен.
– Но в нашем распоряжении оказалась видеозапись, на которой видно, как выезжал и въезжал на территорию одного из предприятий английский внедорожник. Виден на кадрах и водитель, – рассказывает Константин. – Неделю спустя после аварии мы осмотрели автомобиль. До этого выяснили, что при ударе с японским собратом по классу, «англичанин» имел бы разбитую фару и помятый кузов. На предъявленной машине фара оказалась новой, был заменен и бампер. Все это автовладелец объяснил необходимостью скорого прохождения техосмотра. Только деформированная правая сторона рамы свидетельствовала о недавнем столкновении, – поясняет инспектор.
После предъявленных доказательств был составлен протокол об административном правонарушении по статье 12.7 ч. 2 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством). Мировой судья, рассмотрев дело, назначил гражданину наказание в виде десяти суток ареста. Все это было в конце декабря, поэтому хозяин Land Rover встретил Новый год в камере. А за оставление места ДТП составили отдельный протокол. Только материалы дела рассматривал уже федеральный судья, который приговорил виновного еще к пяти суткам ареста.
 
О безалаберности
Есть у инспекторов много и более мелкой работы. Бывают случаи, когда владельцы оставляют автомобиль в соседнем дворе или на дороге, а наутро забывают об этом. Бегут к инспекторам. Но это – самое легкое. Не стоит забывать и о том, говорит Константин, что автомобили не только угоняют, но и «раздевают» – снимают колеса, сиденья, двигатели. Много и долго приходится работать по фактам повреждений автомобилей во дворах.
– К сожалению, население нам помогает мало. К примеру, у одного норильчанина помяли во дворе машину. Мы обходим соседей, ищем очевидцев. Но нам даже дверь не открывают. Всегда один ответ: «Ничего не видели, ничего не знаем». Тот же ответ и в гаражах. Подъезжаем к какому-нибудь открытому, спрашиваем об угнанном автомобиле, а люди даже не дослушивают наш вопрос.
Существует и другая проблема. Некоторые горожане халатно относятся к своему имуществу. Мы ежедневно видим, сколько брошенных машин во дворах. Коммунальники и инспекторы часто не могут заставить владельцев убрать их. Даже напротив здания ОГИБДД стоит пять-шесть автомобилей, наполовину засыпанных снегом.
– Норильчане стали не то чтобы безалаберными, а какими-то черствыми. Пока человека беда не коснется, он помогать другому не станет, а жаль, – заканчивает беседу Константин Рунг.
0

Читайте также в этом номере:

Отдых для всех (Инна ШИМОЛИНА)
К нам приезжал не Дед Мороз (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск