Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Прощание с матерыми
НОРИЛЬСКИЙ ХРОНОГРАФ
19 марта 2015 года, 15:03
Традиционный юбилейный календарь “ЗВ” на этот раз посвящен 80-летию компании “Норильский никель”. Начнем с сегодняшней даты. Потому что сегодня, 19 марта, в Иркутске хоронят Валентина Распутина, великого русского писателя.
Мало кто знает, что в бытность иркутским журналистом Распутин приезжал в Норильск, чтобы написать очерк об открытии Талнаха. Встречался с первооткрывателями месторождения Виктором Кравцовым, Василием Нестеровским и Юрием Кузнецовым. И сегодня этот очерк можно прочесть в сборнике “Костровые новых городов”, изданном в 1966-м Красноярским книжным издательством.
В 1967-м тридцатилетнему журналисту принесла успех и широкую известность одна из первых его повестей, конфликт которой был основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий. Произведение называлось “Деньги для Марии”.
С того времени теме гибели мира праведников были посвящены практически все его книги. Лучшие свои произведения – “Живи и помни”, “Прощание с Матерой”, “Пожар” – Валентин Распутин написал в советское время.
Писатель умер накануне 78-летия, завещав похоронить себя рядом с дочерью, талантливой органисткой, погибшей в авиакатастрофе в Иркутске, куда она полетела, чтобы встретиться с родителями.
 
Возвращенное имя
19 марта 1898 года родился первый начальник Норильского строительства периода Главсевморпути Михаил Зингер. Работу на Норильском месторождении сотруднику наркомата тяжелой промышленности предложил возглавлявший ГУСМП Отто Шмидт. Зингер вместе с Отто Юльевичем и начальником политотдела составили докладную записку на имя Сталина, в которой, “не скрывая громадных трудностей, заострили внимание на необходимости срочного строительства комбината”. Не дождавшись решения Политбюро, Зингер вместе с инженерами института “Транспроект” отправился в Норильск. Пока начальник неначавшегося строительства двигался к намеченной цели, по его выражению, “любыми средствами, невзирая на трудности”, сталинское правительство передало Норильскстрой ГУЛАГу. Подписав передаточный акт на месте, Зингер вернулся в Москву, где был обвинен в “недостаточно активной борьбе за генеральную линию партии”. 13 августа 1936 года Михаила Зингера арестовали и вскоре расстреляли, выслав из Москвы жену и маленького сына. Реабилитация пришла через 19 лет.
В историю Норильска это имя вернул сын Михаила Акимовича.
 
Талант и достоинство
22 марта 1915 года родился Георгий Жженов, будущий ссыльный артист Второго Заполярного театра драмы в Норильске в 1949–1954 годах. Во время съемок фильма “Комсомольск” в конце 30-х Жженов познакомился с американским дипломатом. Случайная встреча привела к тому, что 23-летнего актера арестовали и обвинили в шпионаже. 17 лет он провел в лагерях и ссылках. Последняя пришлась на Норильск.
Ему суждено было прожить 90 лет и дважды стать гостем Норильска-города. В последний раз – незадолго до смерти, во время съемок биографического фильма “Русский крест”. Еще в конце 80-х на вопрос о том, чем ему вспоминается Норильск, народный артист Советского Союза назвал Валек и балки в Старом городе:
– Этими фанерно-дощатыми городками и Красноярск был обустроен, и Комсомольск-на-Амуре, в котором я был до войны, в 1937 году. Запомнился и Горстрой Непокойчицкого. Архитектурой его, которая всегда была в первых рядах.
…Театр был разный, иногда хуже, иногда лучше, но в общем польза мне, актеру, была от него безусловная. Там я играл ролей 12 за сезон! Одну начал играть, а уж репетирую следующую. Конечно, все это приучило к активности, к быстрому способу работы. В кинематографе мне это сослужило добрую службу...
Только за первые десять лет на свободе Георгий Степанович снялся в 20 картинах. А всего их в фильмографии актера более 60. Самые известные – “Берегись автомобиля”, “Чужая родня”, “Горячий снег”, “Экипаж”, фильмы о резиденте.
Коллега по театру Моссовета Сергей Юрский, недавно отметивший 80-летие, сказал после смерти друга:
– Георгий Степанович прожил яркую жизнь. Не многим выпадают такие испытания, как ему. Жизнь испытывала его болью, мукой, славой, наградами, соблазнами. И из всех испытаний Георгий Степанович вышел победителем... Поклонимся подвигу этого человека, который всей своей жизнью утвердил сочетание таланта и достоинства.
 
Из “Бессмертного полка”
23 марта 1916 года родился родоначальник династии норильских медиков Александр Карпушин. Пусть дата не юбилейная, но в год 70-летия Победы нельзя не вспомнить и это имя.
Выпускник Военной медицинской академии, он стал участником советско-финской войны в 1939-м, прошел всю Великую Отечественную и даже партизанил после плена. За это время его семья получила три похоронки… Но Карпушин вернулся, да еще и с орденом.
В Норильск Александр Андреевич приехал в начале 60-х вместе с семьей, в которой уже было четверо детей. Его собственный вклад в норильское здравоохранение связан с ортопедией и травматологией. При участии главного травматолога города были внедрены многие современные методы лечения, что дало возможность оказывать специализированную помощь на месте, не отправляя больных в столицы. Он внедрил и передал, в частности своим сыновьям, методы реконструктивной и пластической хирургии. До последних дней жизни Карпушин-старший возглавлял созданное им в Норильске научное общество врачей-ортопедов-травматологов. Александр Андреевич не дожил нескольких месяцев до 40-летия Победы, скончавшись в Норильске в январе 1985-го.
 
Феномен Норильска
24 марта 1940 года родился Владимир Механик, принимавший активное участие в строительстве Норильского комбината. За время работы в 70–80-е начальником УКСа, а затем заместителем директора комбината по строительству Владимиром Механиком была усовершенствована структура управления строительным комплексом НГМК. И позднее, в Госплане СССР, Госстрое, Минцветмете, Стройбанке и аппарате Совмина, также много его времени и усилий было направлено на решение норильских вопросов.
В интервью “ЗВ” по случаю выхода в свет очередного тома “Феномена Норильска”, посвященного строительной базе комбината, он сказал, что, как строитель, участник многих событий, считает, что в экстремальных условиях создать промышленный комплекс можно было только благодаря тому, что в Норильске все подчинялось одной цели.
– Все было собрано в одном кулаке. Не существовало ведомственных распрей, искусственных сложностей, которые возникают, когда решается уникальная, грандиозная задача. Директор комбината одновременно был начальником строительства. Всегда. И ему все было подвластно, посильно, благодаря этому многие вопросы решались так, как нигде. Работать в Норильске интересно было, престижно, и результаты ощутимы. Такой спайки – проектировщики, строители, эксплуатационники – нигде не было. И нет. Это феномен Норильска.
 
По просьбе Завенягина
25 марта 1944 года газета “За металл”, издаваемая и распространяемая только на территории Норильского комбината (о чем предупреждалось в каждом номере), сообщила о том, что в Доме инженерно-технических работников прошел первый литературный четверг. На творческом собрании обсуждалась книга очерков местного автора Анатолия Шевелева “Трудовые будни”.
– Отметив как положительное явление первый опыт показа трудовых будней строителей заполярного комбината, члены литературного кружка подвергли резкой критике ряд очерков с точки зрения содержания, композиции и языка, – писалось в заметке.
Что неудивительно, ведь в обсуждении принимал участие, например, известный писатель и журналист Евгений Рябчиков, которому в тот день исполнилось 35 лет.
В норильской ссылке Рябчиков числился инспектором культурно-воспитательной части и много что успел написать, в том числе и сценарий первого фильма о Норильском комбинате “Гигант Заполярья”. Из Норильска ссыльного литератора освободил сам Сталин по просьбе Завенягина.
Свой путь в журналистике Рябчиков начинал авиационным корреспондентом. Сначала в “Комсомольской правде”, потом в “Огоньке” и главной газете страны. Как корреспондент “Правды” он участвовал в трансарктических перелетах 30-х годов из Москвы через Северный полюс в Америку с Чкаловым, Громовым. И по закону того времени был обвинен в раскрытии советских авиасекретов, восхвалении иностранной авиации и тому подобное.
В 60-е годы “репортер из поднебесья” стал репортером космическим. Практически все первые фильмы о космонавтах сняты по его сценариям, а сами первые космонавты называли Рябчикова дядей Женей.
После возвращения в строй Евгений Рябчиков по заданию журнала “Огонек” бывал в Норильске и на Таймыре, плавал по Енисею. В статусе гостя он посетил место своей ссылки только один раз, в год празднования 50-летия Норильского горно-металлургического комбината.
 
Рубрику ведет Валентина ВАЧАЕВА
Георгий Жженов на Вальке
Доктор Карпушин-старший
Владимир Механик
Владимир Механик
0

Читайте также в этом номере:

Был, есть и будет (Татьяна РЫЧКОВА)
Снова в строю (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Семейное дело (Елена ПОПОВА)
Кто лучше освещает путь (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Нужны добровольцы (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Прыгнули выше головы (Елена ПОПОВА)
Наномода (Марина БУШУЕВА)
“Весна” идет (Валентина ВАЧАЕВА)
Этот хор небесный (Татьяна РЫЧКОВА)
Хозяин участка (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Высмеивая всё (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск