Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
09:15 Актер Норильской драмы стал героем документального кино
19:05 Стратегию развития самого северного вуза представили в Норильске
15:10 Три норильские НКО получили президентские гранты
15:10 На рудниках Заполярного филиала завершается обновление вагонного парка
15:05 Рудники «Норникеля» переходят на эффективные электровозы компании Ferrit
Все новости
Принуждение вредит учению
Беседы с психологом
19 апреля 2013 года, 16:45
Текст: Ирина ГРОЗА, педагог-психолог высшей категории центра внешкольной работы города Норильска, кандидат психологических наук
Даже в самом нежном возрасте ребенок лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем категорические запреты.
Ваш ребенок уже научился ходить сам, и у него появилась прекрасная возможность самостоятельного общения с внешним миром. Он с интересом  открывает шкафы, дергает ручку стола, пытается перевернуть стул, достает все то, что ему трогать еще нельзя. Ребенок очень любознателен. Что делать, все время говорить ему “нельзя, не трогай”? Конечно, этого делать не стоит, поскольку ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции,  содержащие запреты. Будьте рядом с малышом и рассказывайте ему об окружающих его предметах, об их назначении.
Ребенок  от года до полутора лет уже должен иметь отчетливое представление о назначении окружающих его повседневно предметов и стремиться к совершению специфического действия с ними. Например, ложкой он кормит куклу и пытается есть сам, носочки  пробует надеть на свою ножку. В этом возрасте психологи рекомендуют формировать у малыша некоторые правила поведения: тапочки ставить под кроватку, одежду, снятую перед сном, класть на стульчик. Однако если какое-то действие пока является для него очень сложным, то не нужно принуждать ребенка совершать его.
 
“Нашей дочке Ксюше один год. Она все понимает, но пока не разговаривает. Когда ребенок должен заговорить?” – спрашивает Снежана.
В возрасте от года до полутора  у ребенка происходит подготовка к овладению активной речью. Слух приспосабливается к звукам родного языка, в полтора года ребенок понимает большое количество слов и узнает названия многих предметов.  Примерно в полтора года ребенок начинает говорить. В его словарном запасе  около 40 слов. В два года ребенок уже активно общается со взрослыми с помощью речи. Он быстро запоминает новые слова и любит их повторять.
К концу второго года словарь ребенка насчитывает от трехсот до пятисот  слов. Конечно, эти цифры весьма приблизительны, поскольку все дети развиваются индивидуально и темп овладения речью индивидуален.
К началу третьего года ребенок произносит 1000–1500 слов и уже может строить  предложения из трех-четырех слов и более.
 
Александра, мама годовалого Ярослава, обеспокоена тем, что ее ребенок не умеет общаться с ровесниками.  “Ярослав  хватает другого ребенка за нос, тянет его за кофточку, бьет игрушкой по голове, общения у них не получается”, – рассказывает мама.
Общение с ровесниками складывается позже, чем общение со взрослыми людьми. Годовалые дети еще не умеют полноценно общаться. Ребенок относится к ровеснику как к интересной игрушке, которую можно подергать за волосы, попробовать на вкус – взять в рот пальчик другого ребенка.
После полутора лет происходит изменение в отношениях между детьми. Интерес к  другому ребенку постепенно растет. Дети часто и подолгу могут наблюдать, как играет ровесник, внимательно смотрят в глаза, прослеживают направление взгляда. Но поскольку они еще не умеют согласовывать свои действия, то часто  конфликтуют. Причиной конфликта всегда является игрушка, которую они не могут поделить между собой.
К концу второго года жизни между детьми уже возникают контакты, доставляющие им огромное удовольствие. Это уже можно назвать общением. Ребенок стремится привлечь к себе внимание другого малыша – предлагает игрушки, отвечает на обращение другого ребенка: улыбается в ответ на его улыбку, берет предлагаемую игрушку, огорчается после его ухода. Однако по-прежнему взрослый человек и игрушка составляют центр внимания и притяжения малышей.
На третьем году жизни общение с ровесниками занимает все большее место в жизни детей. Особенность данного общения заключается в непосредственности и яркой эмоциональной окрашенности. Ни наедине, ни со взрослыми дети не ведут себя подобным образом: они бегают, прыгают, восторженно кричат, смеются, с удовольствием подражают друг другу.
Следует только иметь в виду, что нельзя насильно заставлять малышей общаться друг с другом, родителям нужно поддерживать эмоциональные контакты детей и способствовать их проявлению. Регулярное включение в повседневную жизнь таких эпизодов  формирует доброжелательные отношения между детьми.
 
Высокие отношения
“Наша Марина стала очень капризной, часто отвечает “нет”, не слушает родителей, злится. Что происходит?” – спрашивает на консультации Татьяна, мама трехлетней девочки.
[/i]
К трем годам ребенок превращается в самостоятельного и независимого маленького человека. Психологи называют этот период кризисом трех лет. Происходит смена  позиций ребенка по отношению к окружающим взрослым – прежде всего к авторитету родителей. Если родители сохраняют старый тип отношений,  который ограничивает активность малыша, развивающийся ребенок противится  этому, что проявляется в протестном поведении, негативизме, строптивости, упрямстве, своеволии и обесценивании взрослого человека.  
Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношений с окружающими. Самым ценным новообразованием этого возраста является желание сделать что-то самостоятельно. Через отношение взрослых к его самостоятельности у ребенка начинает складываться представление о своих умениях и возможностях.
Если  родители проявляют терпение и понимание, поддерживают ребенка, превращают негативизм в игру,  обучают малыша выражать свои желания иначе, если предоставляют ребенку самостоятельность в разумных пределах, то этот переходный период может пройти достаточно гладко и безболезненно.
Если же родители не осознали, что прежние методы общения с ребенком не актуальны на новом возрастном этапе, если они стараются сломить сопротивление, запрещают ребенку проявлять какую-либо самостоятельность, то ребенок может превратиться в неуправляемого упрямца, который всегда будет противоречить взрослым и капризничать.
 
“В два с половиной  года наш Виталик пошел в детский сад. Когда мы его приводим в группу, он плачет навзрыд, просит, чтобы его не оставляли. Стал часто болеть. Плохо спит по ночам. Водим его в детсад уже месяц. Когда он привыкнет к детскому саду?” – задают вопрос Ольга и Денис,  родители Виталика.
Одна из основных потребностей детей –  в постоянстве окружения. Резкая смена обстановки, режима, окружающих людей – трудное  испытание для малыша. Изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира к широким социальным контактам. Если трехлетний малыш уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то ребенок младенческого и раннего возраста  не приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Эмоциональное неблагополучие  отражается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, приход вновь встречает слезами. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом, интерес к окружающему снижается. Общее подавленное состояние приводит к частым болезням.
Различают три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая.
При легкой степени адаптации в течение месяца у ребенка нормализуется поведение: он спокойно или радостно начинает относиться к новому детскому коллективу. Аппетит нормализуется, сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь, интерес к окружающему миру, он начинает играть со сверстниками.  
Адаптация средней тяжести приводит к нарушению поведения и общего состояния ребенка. Настроение остается неустойчивым в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения могут держаться до полутора месяцев.
Тяжелая адаптация характеризуется тем, что ребенок длительно болеет, одно заболевание сменяет другое. У него надолго снижается аппетит. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Во время бодрствования подавлен. Улучшение состояния происходит медленно. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, игре, общении. Взрослые не всегда могут осознать степень его страданий. Восстановление здоровья такого ребенка требует длительного времени.
Приучать ребенка к детскому саду следует постепенно. В первые дни родители могут приводить ребенка в детский сад только для того, чтобы познакомиться с воспитателями и детьми. В течение первой недели ребенок должен находиться в детском саду  не более трех часов в день. В дальнейшем количество часов следует постепенно увеличивать.
Желательно, чтобы малыш брал с собой в группу любимую игрушку. По дороге в детский сад играйте с ребенком. Это могут быть подвижные игры, упражнения по закреплению нового навыка. Например, можно назвать  все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.
Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружать ребенка новой информацией, не посещать многолюдные места, не принимать гостей. Дайте ребенку возможность побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры. Устройте небольшой семейный  праздник, во время которого похвалите ребенка за проведенный день. Так малыш поймет, что его любят, ждут его прихода из детского сада, гордятся им.
После трехдневного посещения детского сада можно сделать перерыв в несколько дней. Демонстрируйте ребенку свою любовь, заботу. Будьте терпеливы.
 
Мы осветили лишь некоторые вопросы и проблемы, с которыми обращаются к психологу родители детей от года до трех лет. Если есть необходимость обратиться на консультацию к психологу, звоните 43-10-11.
0

Читайте также в этом номере:

Большая лыжная суббота (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Мой Норильск (Мария КАТАЕВА, студентка Норильского индустриального института)
Наше собачье дело (Юлия КОСТИКОВА)
Закон и ныне там (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск