Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Полеты во сне и наяву
Интересный собеседник
9 апреля 2009 года, 14:14
Фото: Архив школы №3
Текст: Роман АБАЛХАИР, Александр НЕМЫКИН, ученики 7б класса
Ученики норильской школы №3, осваивающие азы журналистики в школьном пресс-центре «Полюс», радостно восприняли известие о том, что будущий 2010-й объявлен в России Годом учителя. В интервью с Игорем ИЗГОРОДИНЫМ они выясняли, почему учитель считает своим профессиональным праздником и День космонавтики.
Космонавты особенные
– Мы уже обдумываем, кем стать в будущем, готовимся получить высшее образование. А каким был ваш путь в профессию после школы?
– После окончания школы я пытался поступить в Военную академию космонавтики имени Можайского в Санкт-Петербурге, но не прошел по конкурсу. Тогда, в начале 70-х, многие мечтали о военной службе, 18 человек претендовали на одно место в академии. Туда я поступил после службы в армии. Служил в Сокольниках, в первом отдельном полку связи. Не скажу, что было легко. Молодому солдату всегда сложно. Но служба закалила характер. Впоследствии я закончил Военную академию и был направлен на космодром Байконур. Был начальником отделения пуска ракеты «Протон».
– Каковы ее характеристики? Было бы интересно подробнее узнать о том периоде вашей профессиональной деятельности.
– Ракета «Протон» сыграла огромную роль в мирном исследовании космоса. Самая тяжелая в мире, высотой 96 метров, она несет службу с 1976 года. И до сих пор летает, выносит тяжелые спутники на орбиту и считается самой надежной. При мне запускали станции «Салют-7», «Мир», «Венера-9» и пять последующих, спутники на Марс. Они должны выноситься с большим запасом топлива и развивать вторую космическую скорость. Это очень сложное и ответственное дело. В канун Олимпиады 1980 года в Москве, нам пришлось изрядно поволноваться по поводу неудачных запусков спутников на орбиту. Три ракеты одна за другой падали, не достигнув цели. Но выполнение задачи по освещению игр было делом чести для родины космонавтики. Все это понимали. Отделение пуска, которое я возглавлял, находилось на прямой связи с генсеком Брежневым. Ракету мы в конце концов запустили. Об успешном пуске Леониду Ильичу лично докладывал генеральный конструктор Полухин.
– Вы были непосредственным участником важных событий в жизни страны. Наверное, и с космонавтами знакомы?
– Мне приходилось участвовать в программах подготовки космонавтов к полетам на Венеру, Марс. Предполагалось, что полет будет осуществляться на двойном корабле, так называемом «спарке». Оба будут параллельно выполнять задание: один садится, а другой обеспечивает прикрытие, оказывает при необходимости помощь. Подготовку прошло много космонавтов, но полет откладывался. Людей тренировали, а летали манекены. Дело в том, что носители на тот период часто падали. «Протон» работает на высокотоксичном топливе, что ставит под угрозу жизнь космонавта при аварийном пуске и катапультировании.
Космонавты жили и тренировались обособленно. У них особый распорядок и условия работы. Просто так по улицам они не ходят. Познакомиться с ними сложно. Но провожать космонавтов в полет выходил весь город. До стартовой площадки около 20 километров. Там небо чистое, без облаков, и, когда взлетает ракета, все стоят, смотрят...
– ЧП случаются?
– Бывает... Когда запускали супертяжелую М-1, от взрыва стекла в домах повылетали. У этой ракеты в первой ступени 32 двигателя, тогда как у обычной – четыре, а у «Протона» – шесть. У них и скорости разные. «Протон» преодолевает 12 километров в секунду, это вторая космическая скорость, позволяющая выйти за пределы орбиты Земли и устремиться на межпланетные – к Венере, Марсу. М-1 развивает третью космическую скорость и предназначена для вывода кораблей за пределы Солнечной системы.
 
Школьная галактика
– Слышали, что у вас есть коллекция уникальных марок. Расскажите о ней.

– К каждому полету человека в космос выпускались марки специального гашения. На них запечатлены космические виды со штампом Байконура и датой полета. По этим маркам можно проследить славный путь космонавтики нашей страны. Выпускались они и во время запуска интернациональных экипажей, и в период осуществления программы «Аполлон-Союз». Я дорожу этой коллекцией.
– А у вас не возникало желания стать космонавтом?
– Труд космонавтов очень тяжелый. Чтобы выдерживать огромные нагрузки, им приходится много тренироваться. Из полетов они возвращаются полумертвые. На Байконуре я проработал пять лет, несколько раз доводилось встречать космонавтов. На них было по-человечески жалко смотреть. Поэтому после полета их по телевидению не показывают. С космодрома их сразу же увозят в городок. В спеццентре космонавты проходят длительную реабилитацию. После восстановления обычно организуют пресс-конференцию. На нее в Дом офицеров в мое время мог прийти каждый, посмотреть, послушать.
Однажды, когда неудача следовала за неудачей, работа была напряженной, а нагрузки бешеные, мне приснился сон о том, что меня вместе с Александром Ермолаевым, моим прямым руководителем, готовят к полету на «спарке». Мы понимали, что хочешь не хочешь, а лететь нужно. Это было не то предложение, от которого можно отказаться. Хорошо, если полет пройдет благополучно и мы вернемся героями. А если… Сон был тяжелым. Проснувшись утром, долго не мог прийти в себя. Но, надо понимать, что в жизни подобную ситуацию никто и обсуждать не стал бы. Словом, мне не пришлось стать космонавтом даже во сне.
– Но вы открыли новую для себя галактику под названием «школа»…
– Да, случилось это восемь лет назад.
– После почти 30-летней военной службы, отмеченной многими наградами, что чаще всего вспоминается?
– Байконур, Москва, Смоленск… Каждое место службы вспоминается чем-то особым. Кстати, я увольнялся в запас из штаба 46-й Воздушной армии стратегического назначения, где на вооружении находятся самые мощные отечественные стратегические бомбардировщики ТУ-22М-2, ТУ-60 – щит нашей Родины. В командном пункте управления этими самолетами я служил 16 лет, обеспечивая безопасность Российского государства.
– Спасибо, Игорь Владимирович, за ваши интересные уроки по истории, основам безопасности жизнедеятельности, физике. Надеемся, что школа и мы, ваши ученики, привносим в вашу жизнь не менее яркие впечатления, чем предыдущая служба.
0

Читайте также в этом номере:

Условия определяют стратегию (Сергей МОГЛОВЕЦ, Александр СЕМЧЕНКОВ)
Все в порядке (Екатерина СТЕПАНОВА)
Апрельские «шутки» (Инна ШИМОЛИНА)
Рефлекс прилипалы (Татьяна РЫЧКОВА)
Все свои (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск