Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Подземные асы
КОНКУРСЫ ПРОФМАСТЕРСТВА
28 сентября 2009 года, 15:27
Фото: Андрей СОЛДАКОВ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Олимпийский лозунг «Главное не победить, а участвовать» к конкурсу профессионального мастерства на звание «Лучший наставник – машинист погрузочно-доставочной машины» среди работников Заполярного филиала «Норильского никеля» подходил с большими оговорками. Особенно на практическом этапе – «Высшая степень мастерства». Горняки, управлявшие под землей могучими машинами, не хотели только участвовать. Они хотели побеждать.
Восемь лучших машинистов ПДМ из четырех горнорудных подразделений Заполярного филиала – рудников «Таймырский» и «Октябрьский» и рудоуправлений «Талнахское» и «Норильск-1» – сошлись под землей в бескомпромиссной борьбе. Каждому хотелось стать первым среди лучших. И если на этапах проверки теоретических знаний и навыков взаимодействия с учеником благодушное настроение конкурсантов было возможно, то на практическом этапе, выявлявшем лучшего подземного аса НПР, горняки не были склонны к сантиментам. Страсти у рудоспуска №49/10 на  откаточном горизонте шахты №1 рудника «Таймырский» кипели, как на футбольном поле.
 
Основная профессия
Столь масштабного конкурса профмастерства среди машинистов погрузочно-доставочных машин не было уже лет десять. А такое количество журналистов – более десяти, представлявших все норильские СМИ, – одновременно спускались под землю разве что при приезде в Норильск президента или губернатора. Но такое внимание пэдээмщики заслужили. Их профессия – одна из основных в «Норильском никеле», напрямую влияющая на выполнение производственной программы рудников.
 
К борьбе готовы
Перед спуском под землю расспрашиваю участников о предстоящем конкурсе. Александр Хапистов, бригадир машинистов ПДМ рудника «Комсомольский», настроен на борьбу:
– Мы представляем рудоуправление «Талнахское» и приехали сюда с большим желанием доказать, что лучшие мастера своего дела работают именно у нас.
Валерий Демидюк, пэдээмщик рудника «Заполярный» (рудоуправление «Норильск-1»), тоже не намерен проигрывать:
– А для чего тогда участвовать в конкурсе?
– Незнакомый рудник, погрузочно-доставочная машина, которой придется управлять впервые. Не опасаетесь, что эти факторы помешают показать свою полную силу? – задаю ему вопрос.
– Желательно перед зачетной программой сделать по пробному заезду, так как одна машина отличается «по характеру» от другой, даже одинаковой с ней модели. Но главное, что нужно для победы, это опыт и умение.  
 
Безопасность обеспечена
Организаторы соревнований обеспечили безопасность зрителей и участников.
– Горная выработка на откаточном горизонте полностью подготовлена, – говорит инженер по охране труда рудника «Таймырский» Сергей Лысюк. – Горная масса для транспортировки заготовлена в необходимом количестве. Кровля закреплена. В первую очередь безопасность будет зависеть от самих участников конкурса, опытных работников, к тому же прошедших подробный инструктаж. А мы будем осуществлять контроль за соблюдением всех норм охраны труда.  
Прошли инструктаж и журналисты. После чего клеть с участниками соревнований, жюри и представителями СМИ отправилась на горизонт минус 1050 метров. Прошли с полкилометра по подземным выработкам пешком, а потом в приземистых шахтных автобусах отправились к месту проведения практического этапа конкурса.  
 
Богатая руда «Таймырского»
Главный инженер по производству рудника «Таймырский» Талгат Муштекенов показывает участникам конкурса площадку соревнований.
– По условиям каждый конкурсант должен выполнить погрузку, доставку и выгрузку трех ковшей горной массы. Ее нужно перевезти примерно на 70 метров от выработки до рудоспуска, – рассказывает он. – При этом участникам необходимо повернуть в перпендикулярно примыкающий наклонный квершлаг, а затем, поднявшись по нему с груженым ковшом, сделать еще один поворот к грохотной решетке рудоспуска. На выполнение практического этапа каждому конкурсанту будет отведено 10 минут.
Перевозить горную массу конкурсанты будут поочередно, на 14-тонном погрузчике «Атлас Копко».
– Соревнования соревнованиями, – добавляет Муштекенов, – но и производственная польза от конкурса есть. Машинисты ПДМ будут выполнять реальную производственную задачу – отгружать богатую руду.
Подземные корабли
Журналисты расположились рядом с грохотной решеткой, в безопасном месте, откуда удобно вести фото- и видеосъемку, а конкурсанты приступили к выполнению задания.  
Ковш ПДМ, груженный горной массой, выплывает из-за поворота как корабль. «Пэдээмка» плавно вписывается в поворот и, не завершив его окончательно, вываливает руду на решетку рудоспуска. Так же плавно машина откатывается назад.
– Маловат ковш, – оценивает работу первого конкурсанта заместитель главного инженера по поземному самоходному оборудованию «Таймырского» Артур Шумейко. – Для профессионала стыдно. Есть и второй минус – грохота надо за собой подчищать. Смотрите, сколько негабарита оставил.
Словно услышав критику, второй ковш «пэдээмщик» привозит нагруженным с большим верхом. Зрители и жюри одобрительно гудят.
 
Красивая работа
Второго участника соревнований встречают с большим оживлением.
– Наш человек пошел! Он сейчас покажет, как надо работать, – восклицает начальник подземного участка очистных работ №1 рудника «Таймырский»  Сергей Гнедько. – Алексей Маслов за смену может до 120 ковшей вытащить. Такого мастера поискать!
Из-за поворота появляется ковш ПДМ с рудной массой. Класс работы машиниста чувствуется во всем. Ковш нагружен до предела, движения машины выверены, ничего лишнего. Сбросив горную массу в рудоспуск, машинист, откатываясь назад, ведет ковшом по грохоту – подчищает. Красиво.
– Леха будет сыпать быстро и резко, – болея за «своего», говорит начальник участка «Таймырского» Сергей Бедерин. – Он – лучший.
Чувствуется, что Леха Маслов на руднике герой, как его тезка Леха Николаев из сериала «Агент национальной безопасности». Посмотрим, какие результаты покажет он в итоге.
 
Честные соревнования
Вот еще один участник показывает безукоризненную работу. Плавные движения погрузочно-доставочной машины, груженные с горкой ковши. Выполнив задание, из ПДМ выходит представитель рудника «Октябрьский» Сергей Головин. Он доволен своей работой.
– Машина очень неплохая, – оценивает он ПДМ, – обстановка на соревнованиях хорошая.
– Как вам кажется, у пэдээмщиков с «Таймырского» есть преимущества перед конкурсантами с других рудников? Знакомая машина, родные стены…
– Не думаю, что от этого есть преимущество. Если ты профессионал, то сможешь хорошо работать в любых условиях. Соревнования проходят честно.
Скорость – не главное
Участник с рудника «Комсомольский» Александр Халистов взялся за дело резво. Тяжелая ПДМ буквально летает по горным выработкам.
– Машину не жалеет, – комментирует кто-то из пэдээмщиков.
Волнуется, глядя на выступление коллеги, Алексей Маслов:
– С таким набором ковша можно рысачить, – намекает он на неполную загрузку.
Перевозя третий ковш, на повороте Халистов слегка цепляет корпусом ПДМ стену тоннеля. Но время в итоге показано очень неплохое.
Представитель жюри Александр Хан комментирует выступление:
– Много нарушений: касание стены, один ковш был не полностью загружен. За это снимаются баллы.
 
Первые среди лучших
Практический этап конкурса закончен, и участники соревнований, жюри и журналисты поднимаются на поверхность. После душевой и переодевания в чистую одежду конкурс продолжается. Неплохие знания продемонстрировали участники в теоретической части. А заключительный этап – «Взаимодействие наставника и ученика» – вызвал и у зрителей, и у самих конкурсантов много смеха. Напряжение практического этапа осталось позади, конкурсанты снова друзья, а не соперники.
Подведения итогов все ждут с интересом. Интрига сохраняется до последней минуты. Ведь объединенные результаты всех трех этапов известны только жюри.
После вручения директором рудника «Таймырский» Сергеем Горбачевым благодарственных писем участникам конкурса приступили к церемонии награждения. Председатель жюри Сергей Бучинский – главный специалист горно-геологического управления ЗФ – объявил итоги соревнований.
Первое место в практическом этапе «Высшая степень мастерства» занял Алексей Маслов, рудник «Таймырский». Лучшие теоретические знания показал Виктор Черепанов, также с рудника «Таймырский». Первенствовал в категории «Взаимодействие наставника и ученика» представитель рудника «Октябрьский» Виктор Виниченко.
А в абсолютном зачете места расположились следующим образом. Победителем конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший наставник – машинист ПДМ» среди работников подразделений ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» стал Виктор Черепанов. Второе место занял Алексей Маслов. «Бронза» у машиниста ПДМ рудника «Октябрьский» Сергея Головина.
Помимо уважения коллег лучших машинистов ждет и премия. Победителю будет выплачено 50 тысяч рублей, за второе место – 30 тысяч, за третье – 20 тысяч рублей.
– Проигравших в конкурсе нет, – сказал в заключение председатель жюри. – Выиграли все. А сам конкурс наглядно показал отношение руководства «Норильского никеля» к основным рабочим профессиям компании.
Победили все. Но первыми среди лучших быть особенно приятно.
Пэдээмщики виртуозно проходят сложный поворот
Увидимся на поверхности...
В конкурсе на взаимодействие выступали пары – наставник и ученик
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск