Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
НПОПАТ в патовом положении
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС
5 июня 2012 года, 12:08
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
На общегородской планерке в администрации Норильска вновь критиковали работу городского пассажирского транспорта и НПОПАТ. Речь зашла и о том, что надо повысить стоимость проезда в автобусах.
За четыре месяца нынешнего года муниципальная программа автобусных пассажирских перевозок выполнена всего на 93%. Как рассказал директор МУП “НПОПАТ” Маирбек Темиров, предприятие по-прежнему испытывает острую нехватку кадров. С января по май на работу в НПОПАТ пришли 30 водителей, а уволились – 47. Сейчас незаполненными остаются 38 штатных мест. Из-за этого приходится ежедневно недовыпускать автобусы на линию. Как следствие, растет число жалоб от жителей города.
– Летом картина сглаживается, поскольку многие или уезжают в отпуск, или ходят пешком, – говорит Маирбек Темиров. – Но если такая отрицательная динамика сохранится, то зимой мы будем испытывать большие трудности.
Люди увольняются из НПОПАТ из-за тяжелых условий труда и низкой зарплаты, поясняет директор. Хотя какие-то меры для того, чтобы привлечь персонал, принимаются. Так, с ноября прошлого года всем шоферам по истечении трехмесячного испытательного срока выплачивают “полярки”.
Сейчас наиболее высокооплачиваемые водители НПОПАТ получают 59 тысяч рублей. Для сравнения Маирбек Темиров привел размеры оплаты труда в Заполярном филиале, куда в основном и перетекают водительские кадры: водитель автобуса в ЗФ  получает 70 тысяч рублей, БелАЗа – 75 тысяч. Кроме того, кадровый отток усилился, когда компания объявила о ежегодной оплате дороги своим работникам.
– От нас уходят квалифицированные кадры, водители первого и второго класса, а вместо них приходят случайные люди, которые и дают такой процент текучести, – объяснил Маирбек Темиров.
К тому же теперь медицинское освидетельствование водители обязаны проходить ежегодно, и по результатам последней медкомиссии девять человек не получили допуск к работе.
Текучесть кадров – давняя и уже, кажется, непреодолимая беда НПОПАТ. К примеру, за 2009–2010 годы из предприятия ушли 162 человека, из них 89 – водители первого и второго класса. На их место пришли 80 человек, из которых лишь 27 – водители аналогичного профессионального уровня.
НПОПАТ старается привлекать кадры с материка, размещая  объявления о вакансиях в средствах массовой информации Уфы, Барнаула, Читы, Кемерова и других городов. Однако это почти не дает эффекта: по таким объявлениям в НПОПАТ трудоустроили четырех человек, одного из которых потом уволили по отрицательным мотивам, еще двое ушли сами, и только один в итоге должен приступить к работе. Между тем на размещение объявлений в иногородних СМИ предприятие потратило 800 тысяч (!) рублей.
– Надо посмотреть эффективность этой рекламы. Не думаю, что к нам бы не хотели приехать люди из регионов, где нет работы, – сказал журналистам после планерки  глава города Олег Курилов. – Я общался с жителями других городов и знаю, что молодые люди готовы ехать в Норильск. Кроме того, повторюсь, надо привлекать людей “пакетом”. То есть если жена бюджетник, то муж может работать водителем. В таком случае они сразу могут получить у нас квартиру и место в детском саду. Для молодых семей это решающий фактор в выборе места жительства. Тем более что почти 60 тысяч – это на самом деле неплохая зарплата для водителя.

Заплатил – и катись

Нехватка кадров – далеко не единственная проблема НПОПАТ. У предприятия нет денег на капитальные ремонты, аттестацию рабочих мест, паспортизацию вентиляционных систем и другие необходимые статьи расходов. Недофинансирование в 2009 году составляло 62 миллиона рублей, в 2010-м – 27 миллионов. А кредиторская задолженность НПОПАТ перед энергетиками сейчас составляет 83 миллиона рублей. Говорить даже о минимальной рентабельности не приходится. Получается, что предприятие даже не едва сводит концы с концами, а находится на грани развала. Впрочем, на этой грани оно держится уже не первый год.
Решить проблемы можно, если поднять престиж работы водителей, считает директор НПОПАТ. Для этого надо поднять зарплату до уровня, сопоставимого с зарплатой водителей других автотранспортных предприятий Норильска. Кроме того, необходимо повысить стоимость проезда в автобусах, а также проработать с Заполярным филиалом возможные меры по дополнительному финансированию деятельности НПОПАТ.
– Основной объем жалоб от горожан касается работы общественного транспорта на промплощадках, – пояснил Маирбек Темиров.
Олег Курилов согласился с тем, что тарифы на проезд в общественном транспорте должны быть увеличены. В Москве и Санкт-Петербурге поездка в общественном транспорте стоит уже 25 рублей. Правда, есть города и с гораздо более низкими тарифами. Например, в Красноярске билет на городской автобус стоит 13 рублей. Но там и себестоимость поездки, конечно, ниже. Так что сравнение Норильска с двумя столицами в этом смысле представляется вполне корректным.
– У нас тариф 22 рубля держится на протяжении трех лет. Все мы понимаем, что такого просто не может быть, – инфляция в стране фиксируется каждый год. Кроме того, у нас все-таки север, и любые услуги здесь дороже. Поэтому тариф однозначно надо повышать, но любое повышение должно быть экономически обоснованным, – подчеркнул  глава города.
Для разработки экономического обоснования создана специальная рабочая группа. В ее состав вошли представители муниципалитета и “Норильского никеля”. Они посчитают, на сколько должен подорожать проезд в автобусах. Но прежде чем менять тариф, проверят экономическую деятельность НПОПАТ и распишут пути оптимизации затрат. Может быть, часть расходов предприятия удастся сократить за счет отказа от содержания лишнего недвижимого имущества. Рассмотрят и возможность применения в автобусах электронных билетов (это позволило бы отказаться от кондукторов).
Когда именно подорожает проезд, пока неизвестно. По словам Олега Курилова, если вопрос будет быстро отработан и согласован с краем, то с 1 июля. Но вполне возможно, что и с осени.
Машины есть, водителей – дефицит
0

Читайте также в этом номере:

Спаситель (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Фонд достойного уровня жизни (Екатерина СТЕПАНОВА)
Потеплело. Погрязнело (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Улетела первая смена (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Пример должен быть здоровым (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск