Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Николай АКСЕНОВ: “Мы готовы обеспечивать безопасность норильчан”
Актуальное интервью
10 ноября 2010 года, 14:17
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Каков он – нынешний преступник? Кто сегодня работает в норильском управлении внутренних дел? Как милиционеры участвуют в реформе системы МВД? Об этом и о многом другом сегодня, в День милиции,  мы беседуем с начальником УВД по городу Норильску полковником милиции Николаем АКСЕНОВЫМ.
Обратная сторона жизни
– Николай Николаевич, милицейская статистика – своеобразное зеркало городской жизни. Вот только отражение иногда бывает жутковатым. И это та правда, которую большинство горожан не видит. Так ли это?

– Судите сами. За 10 месяцев 2010 года мы зарегистрировали 2658 преступлений, что почти на 11% меньше аналогичного периода 2009 года. Тяжких и особо тяжких преступлений зарегистрировано на 20% меньше – 550.
Можно констатировать, что и в 2010 году, и на протяжении последних пяти лет наблюдается снижение числа преступлений как общей направленности, так и, что наиболее важно для нас, тяжких и особо тяжких. С начала года в Большом Норильске совершено 15 убийств. Это на три случая, или 17%, меньше, чем за такой же период 2009 года. Если говорить о динамике, то в 2005 году мы зарегистрировали 46 убийств.
Произошло и 22-процентное снижение умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – всего зарегистрировано  50 случаев. Разбойных нападений совершено 11, тогда как в 2009 году их было 32, грабежей – 136 против 170 в 2009 году. Основным видом преступлений по-прежнему остаются кражи – 1211 случаев. Это на 65 фактов, или 5%, меньше, чем за 10 месяцев прошлого года.
Раскрываемость краж составляет 49,2% – один из самых высоких показателей в Красноярском крае. В целом по краю он равен 41%, а по Красноярску – 29%.
– Чем обусловлено общее снижение уровня преступности?
– Влиянием нескольких факторов. Во-первых, профилактической работой. Подтверждением этому может служить девятипроцентное снижение числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, а под воздействием наркотиков – даже двукратное снижение. Это и снижение на 32% числа преступлений, совершенных подростками, – до 64 фактов.
Во-вторых, общее снижение уровня преступности можно объяснить оттоком населения из Норильска – ежегодно город покидают от двух до четырех тысяч человек. Говоря в целом, на снижение уровня преступности повлияли и усилия всех служб – как криминальной милиции, так и милиции общественной безопасности.
– Имеет ли место рецидив, совершают ли преступления ранее судимые норильчане?
– С начала этого года ранее судимые граждане совершили 639 преступлений (756 – в 2009 году). То есть и здесь можно отметить снижение числа преступлений.
– Современный преступник – кто он?
– В январе – октябре 2010 года к уголовной ответственности привлечены 1103 человека. Из них почти половина – граждане в возрасте от 30 до 49 лет. Так вот современный преступник, как правило, мужчина в этом возрасте, ранее имевший проблемы с законом.
Из более тысячи человек к уголовной ответственности привлечено 224 женщины и 11 несовершеннолетних. Норильчанки часто виновны в мошенничестве, кражах, нанесении телесных повреждений, причинении тяжкого вреда здоровью.
 
О зле без преувеличения
– Очень часто можно слышать, что Норильск буквально вымирает от наркотиков. Правда ли это?

– С начала года мы зарегистрировали 284 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а в 2009 году этот показатель был равен 382. Снижение числа фактов обнаружения наркотиков объясняется объективными причинами. Увы, при задержании подозреваемых в хранении зелья вес обнаруженных у них наркотических веществ не дает оснований для возбуждения уголовного дела, настолько он мал.
К тому же мы уже провели более тысячи проверок по фактам обнаружения опиатов в анализах граждан, сданных ими в медучреждениях. Это большая работа в каждом случае. Она требует отвлечения значительного числа милиционеров, начиная с участковых уполномоченных инспекторов и заканчивая сотрудниками уголовного розыска. Но вот судебной перспективы по этим делам практически нет – суды требуют предоставления и экспертного исследования самого наркотика, который нашли в анализах, а где его взять? МВД и Генпрокуратура обсуждают эту тему, может быть, ситуация изменится.
Героина в городе становится меньше. С дезоморфином, известным как “крокодил”, забот хватает. Самое страшное – выросшая смертность от употребления этого наркотика. И хотя ее динамика сейчас несколько замедлилась, тем не менее мы ежемесячно возбуждаем уголовные дела по факту смерти от передозировки семи-восьми норильчан. Это много.
Сложнее дело обстоит с наркопритонами, особенно с теми, где делают “крокодил”. Выявить такие места несложно, в этом нам активно помогают горожане. Но проблема не узнать, а доказать, что там наркопритон, взять с поличным, скрупулезно провести расследование. В 2010 году по наркопритонам возбуждено семь уголовных дел, и работа продолжается.
– Многих норильчан беспокоит вопрос о лицах без определенного места жительства. Как вы считаете, нужна ли городу, скажем, ночлежка для таких граждан? Или вопрос следует решать как-то иначе?
– Мы ведем учет этой категории населения только в случае проведения оперативно-профилактических мероприятий. Их доставляют в отделы милиции, дактилоскопируют, фотографируют. Сегодня на учете состоят 267 лиц без определенного места жительства. Но других рычагов воздействия у нас нет.
Конечно, не должно быть так, чтобы человек был бомжем. Однако не ночлежки нужны, а специальные реабилитационные центры, где бомжам станут оказывать помощь – восстанавливать документы, устраивать на работу или помогать выехать на материк, у многих бомжей ведь есть родственники. Такой центр нужен в Норильске, где климат не благоприятствует жизни на чердаках, в подвалах.
– Другие горожане возмущены тем, что в рекламных газетах публикуют объявления о предоставлении интимных услуг…
– В России проституция запрещена. За занятие проституцией предусмотрена административная, за организацию и вовлечение в занятие проституцией – уголовная ответственность. Но дело обстоит так же, как с наркопритонами, – нужно проводить большую работу по сбору документов и доказательств. Мы возбуждаем не менее восьми уголовных дел ежегодно. Но меньше проституток не становится.
Норильчане – небедный народ, значит, есть спрос на подобные услуги. Вот к нам и едут девушки легкого поведения отовсюду – с Кузбасса, средней полосы России, юга страны. К тому же проститутки совершают преступления. Особенно когда мужчины, вызвавшие девушек, перебирают с алкоголем, а потом “вдруг” не находят денег, телефонов и других ценностей.
 
Непрофессионалы не нужны
– Кто сегодня противостоит преступникам, кто работает в норильской милиции?

– Управление внутренних дел – профессиональный коллектив, который решает возложенные на него задачи. Подтверждение – уровень преступности в Норильске самый низкий в крае. Сегодня норильчане могут без опаски ходить по ночному городу. Конечно, есть факты грабежей, но их мало и говорить о том, что все плохо, нельзя.
Сейчас в подразделениях управления работает 1061 человек. Их профессиональный уровень повышается постоянно. Норильские милиционеры получают высшее юридическое образование, и сотрудников с таким образованием в Норильске больше, чем в среднем по краю.
Да и жизнь заставляет заниматься самообразованием. Поскольку требования к службе в милиции таковы, что, если человек не может реализовать себя, не может показать свою значимость, он не будет работать в системе МВД.
– Отбор жесткий?
– Безусловно. Сначала с кандидатами беседуют кадровые работники, претенденты проходят тестирование, медицинское и психологическое обследования. Потом с ними общаются начальники подразделений, в которых человек намерен служить. Затем претенденты становятся стажерами, а по итогам стажировки они зачисляются или не зачисляются в штат.
Но очереди к нам на трудоустройство нет. Тем более мы сейчас проходим процедуру реформирования, грядет 20-процентное сокращение.
– Повлияет ли это сокращение на работу норильских милиционеров?
– Конечно, нагрузка на нас увеличится. Но с учетом предполагаемых изменений, думаю, осложнением криминогенной ситуации для Норильска это не обернется. Нагрузка на каждого милиционера у нас рассчитывается в зависимости от показателей регистрируемых преступлений. Поэтому для Норильска я бы сказал, что нагрузка у нас пока относительно невысокая.
Но важно учитывать и другой фактор – климат Заполярья, продолжительные отпуска. И если это принять во внимание, реальная ситуация несколько разнится со среднестатистическими показателями.
– А как вы оцениваете уровень доверия населения к сотрудникам милиции?
– Мы регулярно проводим различные опросы, и могу сказать, что уровень доверия норильчан милиционерам выше, чем в целом по России. Мы, правда, хотели бы еще теснее сотрудничать с горожанами и активно работаем в этом направлении.
Мы сотрудничаем и с различными общественными организациями, создали общественный совет при УВД по городу Норильску. Думаю, положительный эффект для населения будет.
– Реформы системы МВД предусматривают и смену названия. В этом году День милиции будет отмечаться в последний раз…
– Не важно, как будет называться ведомство – милицией или полицией. Важно другое – кто и как там будет работать. Это должны быть высокопрофессиональные сотрудники, готовые в любое время защитить горожан от посягательств на жизнь и имущество. Но после вступления в силу нового закона нагрузка на полицейских увеличится. Во многом из-за предстоящего сокращения численности личного состава.
Что же касается отказа от несвойственных функций, например проведения техосмотра или услуг медвытрезвителей, то отмечу, что техосмотр на криминогенную обстановку влияет мало. Да и пьяных мы как подбирали, так и будем подбирать. В зависимости от степени опьянения будем доставлять либо домой, либо в лечебное учреждение.
Главное, на мой взгляд, – соответствовать требованиям, выдвигаемым к сотрудникам. Эти требования еще больше ужесточаются. И процесс реформирования достаточно сложный. Но мы уже работаем в этом направлении. Профессионализм, повторю, будет поставлен во главу угла.
Но сегодня праздник. И в этот день я желаю всем сотрудникам здоровья, благополучия, семейного счастья. В связи с реформами желаю терпения, высокого профессионального и карьерного роста. Норильский милиционер всегда гордо нес это звание, и я уверен что, несмотря ни на что, мы всегда будем оставаться на страже порядка в городе, обеспечивать безопасность граждан на высоком уровне.
 
Беседовал Ален БУРНАШЕВ
Обеспечение безопасности – процесс непрерывный
Начальник УВД: “Уровень преступности в городе неуклонно снижается”
0

Читайте также в этом номере:

Студенты пощупали производство (Александр СЕМЧЕНКОВ)
Лифты надо беречь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Здесь русский дух (Лариса ФЕДИШИНА)
Баскет-шоу в ДФК (Сергей КЛОЧКО)
Годы летят (Игорь АРИСТОВ, Владимир ПОЛИЩУК, Юрий СМОЛОВ, почетные граждане Норильска)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск