Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Нэля ПАВЕЛЬЕВА: «Чем больше испытаний, тем больше нравится»
ГОСТЬ «ЗВ»
25 сентября 2009 года, 16:39
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
По одной профессии Нэля ПАВЕЛЬЕВА инженер-энергетик, по другой – психолог. Увлечение всей ее жизни – туризм. Однажды в тундре Нэля познакомилась с инструкторами Станции детского и юношеского туризма и пришла к выводу, что за хобби можно еще и зарплату получать.
– Думаю, что теперь я очень счастливый человек, потому что занимаюсь любимой работой. Прихожу к девяти утра и ухожу после девяти вечера. Устаю, конечно, но мне это в удовольствие, – признается Нэля Павельева.
На Станции детского и юношеского туризма и экскурсий она работает уже девятнадцать лет. В этом году Павельеву признали лучшим педагогом учреждений дополнительного образования детей Красноярского края и поощрили грантом.
– Самая весомая оценка при присуждении гранта – это не мои личные достижения, а успехи учеников, с которыми я занималась последние три года, – рассказывает Нэля Павельева. – Думаю, что достижения детей связаны с самим подходом к нашим занятиям туризмом. Я и мой муж, Анатолий Павельев, занимаемся с теми ребятами, которые приходят сюда по собственному желанию. Никого не заставляем, делают выбор самостоятельно. Частенько к нам своих выросших детей приводят и те, кто занимался туризмом пятнадцать-двадцать лет назад. Эти дети, в свою очередь, вербуют друзей. Все приходят по личному желанию. У нас, в отличие от общеобразовательных школ, актировок не бывает. Говорю детям: «Если вам не страшно, приходите, и мы будем заниматься». Приезжают в любую погоду. У меня все время полная группа.
– Сколько в ней ребят?
– Человек пятнадцать.
– Какими видами туризма вы занимаетесь?
– Туризм представляет довольно обширный спектр различных занятий. Мы, например, в свое время начинали заниматься водным туризмом, сплавлялись на байдарках, потом  увлеклись пешими походами. Когда обзавелись снаряжением и почувствовали себя более уверенно, стали совершать лыжные походы. Потом встретили альпинистов и пошли в горы. Там «нарисовалось» сначала ледолазание, потом скалолазание. Что новое появляется, мы во всем участвуем. И детей этому учим. Сейчас на станции прошли соревнования по технике пешего туризма, начались состязания по технике альпинизма.  В ближайший выходной, 27 сентября, будет массовое восхождение на гору Сокол, в котором участвуют все дети. Нас ждет пятикилометровый маршрут. В середине октября состоятся соревнования по скалолазанию, в конце этого же месяца – по технике лыжного туризма. Многому надо научить детей и постараться, чтобы при этом они еще занимались с желанием.
– Как ребята преодолевают испытания?
– Я заметила: чем больше у них испытаний, тем больше детям нравится. Мы им не даем покоя. Вернувшись с летних каникул, уже сходили в два похода. Первый – с заброской катером между озером Лама и рекой Мигчангда, на двенадцать дней. Трудно пришлось, но дети были в восторге. Еще время такое – золотое и богатое: красивая природа, много ягод, грибов, рыбы. На Ламе живут лоси, рыси, ходят медведи. В городе этого не увидишь и не почувствуешь. А в тундре у детей глаза горят. Во второй поход пошли на четыре дня, уже не так далеко. Погода была очень плохая, целыми днями шли под дождем, по болотам чавкали по колено в грязи. А дети: «Ну надо же, как красиво!» – «Неужели вам нравится ходить по болоту?» – спрашиваю у них. А они в голос: «Да! Если б мы знали, что здесь такая красота, то взяли бы видеокамеру».
– За пределы Норильска выезжаете?
– Только если нас приглашают на краевые соревнования. К сожалению, все зависит от финансирования. Кстати, эту премию я выиграла потому, что в крае меня знают по региональным соревнованиям. Когда дают деньги, ребят привожу именно я. Подготовиться к таким соревнованиям непросто, потому что они трудные и длятся неделю, да еще  в полевых условиях. Не каждый из педагогов за это берется. Последние десять лет, можно сказать, я одна туда и катаюсь.  
– Как ваши ученики смотрятся на фоне материковских?
– Мы ведь даже не спортсменов растим, а воспитываем у ребят характер и командный дух. Потому что они ходят в группе, должны держаться друг за друга. «Мы своих в беде не бросаем» – вот их девиз. Некоторые дети выступают за Россию. Сейчас два воспитанника попали в сборную страны по ледолазанию – это Владислав Голуб и Алексей Яковлев. Одному семнадцать, второму восемнадцать лет. С ними теперь занимается мой муж. У меня ребята помладше. Я практически двадцать лет проработала с подростками, мне с ними легче находить общий язык. Привыкла разговаривать на равных, мы хорошо друг друга понимаем и умеем договариваться. А тут судьба мне подбросила маленьких – десятилетних детей. Они как раз из тех, кого привели родители – бывшие воспитанники станции. Я, наверное, полгода перестраивалась и мучилась с ними. Но в конце концов научилась и с такими детьми общаться.
– С какого возраста лучше заниматься туризмом?
– Хотя бы с девяти-десяти лет, потому что в эти годы уже и здоровье покрепче. У нас же другие климатические условия – не средняя полоса России. Даже безобидные походы все равно превращаются в экстремальные. Погода может испортиться в любой момент. А мы много времени проводим и на природе. С маленькими чаще выбираемся в походы осенью и весной – в однодневные или двухдневные. Зимой ходили на лыжах, сейчас одиннадцатилетних брали с собой в поход на четыре дня. Ребята даже поплакали: оказалось тяжелее, чем они думали.
– У вас больше мальчиков или девочек?
– Пока маленькие, пополам – и девочки и мальчики. В старшем возрасте в основном остаются заниматься мальчики. Я думаю, это связано с большими нагрузками.
– Да и травмоопасно…
– Альпинизм – это хобби. Занимаемся им только в отпуске, летом, и везем детей по желанию родителей, когда ребята находятся уже в серьезном возрасте, потому что разряды присваиваются с шестнадцати лет. Поэтому раньше четырнадцати лет с альпинизмом никто не завязывается. В Норильске мы  в основном занимаемся туризмом. А летом бываем на Тянь-Шане, на Памире. Эти поездки организуются совместно с городской федерацией альпинизма.
– Где вы были нынешним летом?
– В июне – на Кавказе, повышала свою квалификацию в Высшей горной школе, которая организована Федерацией альпинизма России. Теперь я инструктор первой категории по альпинизму. Для меня самой это большое личное достижение. В июле у нас проходили сборы на Тянь-Шане. Жили там более месяца. Ежегодно на такие сборы собирается группа от пятнадцати до тридцати человек, среди которых есть и бывшие наши ученики, обучающиеся в вузах других городов.
– Чем вас привлек альпинизм?
– Это всегда был интеллектуальный вид спорта. Невозможно ходить в горах без опаски, не задумываясь о многих нюансах. Приходится постоянно делать выбор, просчитывать какие-то варианты, оценивать группу, ее возможности, погоду, маршрут, разрабатывать тактику, даже учиться готовить еду в немыслимых условиях. Здесь много составляющих. Прежде чем заняться альпинизмом, я перелопатила горы литературы, посмотрела, кто увлечен этим видом спорта. Основная масса альпинистов – это работники институтов, студенты, ученые. Особенно успешные «восходители» – это люди с хорошей технической подготовкой. Мне туда дорога лежала прямиком. Попробовала – получилось.
Вместе с мужем мы восходили на пики Коммунизма, Корженевской, Победы, Ленина и Хан-Тенгри (что переводится, как «гора крови»). У меня в горах около двухсот маршрутов, у мужа – около трехсот.
– Вы отличный пример для детей!
– Когда ребята с нами выезжают в горы, естественно, отношение становится совсем другим. Мы там не педагог и учитель, а друзья. Потому что от меня зависит чья-то  жизнь, от кого-то – моя. Ходить в горы с кем попало не будешь.
– Нэля, вы знаете, кто еще претендовал на грант в краевом конкурсе?
– Честно говоря, не имею представления. Единственным конкурентом от Норильска был мой муж. Анатолий тоже подавал документы, и я считаю, что он гораздо больше достоин этой премии. Анатолий – ходячая энциклопедия истории туризма в Норильске. Это профессионал действительно высокого класса, я у него тоже училась. Просто по краевым соревнованиям знают именно меня. Вот я и победила.
– А как муж отреагировал?
– Положительно!
– На что планируете потратить свой грант?
– В прошлом году я посвоевольничала и в спортзале с помощью своих учеников сделала скалолазный стенд. Наверное, буду его достраивать. Нам очень не хватает тренажерной базы. Подготовка к соревнованиям – это сплошной экстрим. Выбираешь время, какие-то немыслимые места, где бы детям натянуть переправу, чтобы показать, как это делается. Технической работы с веревками очень много, на улице ее делать холодно. В Дудинке туристы нашли с администрацией города общий язык, и им дали хороший зал. Теперь соседи успешно соревнуются, занимают призовые места на первенстве России. Хотелось бы и нам получить хорошую базу.
 
Беседовала Инна ШИМОЛИНА
0

Читайте также в этом номере:

Ищут спасатели… (Ален БУРНАШЕВ, Денис КОЖЕВНИКОВ)
Автомобиль напрокат (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск