Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Автомобиль напрокат
ЗВ-мобиль
25 сентября 2009 года, 16:38
Фото: Сергей МОГЛОВЕЦ
Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
Если бы старенькая «копейка» – ВАЗ-21011, выручавшая меня в отпусках не первый год, не сломалась нынешним летом, едва отъехав от гаража, эти заметки об опыте аренды легкового автомобиля на материке вряд ли были бы написаны. Но случилось то, что случилось. Под капотом часто затарахтело, а на приборной панели зажглась красная лампочка давления масла. Съехал на обочину и заглянул под капот. Выводы были огорчительны.
Цепь привода газораспределения, на которую погрешил в первые секунды, стояла на месте, не перескочив на шестеренке привода и не провиснув. Зато из отверстия для масляного щупа и маслозаливной горловины рвались наружу облачка пены – классические признаки попадания охлаждающей жидкости в двигатель. Такое бывает, если прогорает прокладка под головкой блока.
 
Вердикт «эскулапа»
Прибывший по звонку на место аварии знакомый автомеханик в считаные минуты, умело орудуя гаечными ключами, скинул головку блока и поставил неутешительный диагноз: прокладка, замена которой – дело нескольких часов, ни при чем. Все серьезней – оборвало шатун одного из цилиндров, пробив им рубашку охлаждения.
За лечение автоэскулап готов был взяться хоть завтра, правда, оно подразумевало оперативное вмешательство – съем двигателя, гильзование блока, замену поршневой. На все уйдет  три-четыре дня. Работа и детали обойдутся в 12 тысяч рублей. А после капремонта двигатель нужно обкатать – проехать не менее тысячи километров, а лучше все три, на малых и средних оборотах. Скорость не выше семидесяти, никаких крутых подъемов и бездорожья.
Этот вариант мне решительно не подходил. Планировал летом приобрести домик под дачу в одном из окрестных сел, в каком – еще предстояло выбрать. А это означало постоянные поездки по области, в том числе и по проселочным дорогам, где забуксовать – не вопрос. Может, взять машину напрокат?
 
Выгодная альтернатива
Каждый год вывод машины на линию обходится мне в 10–12 тысяч рублей. В стоимость входят получение автостраховки, прохождение техосмотра, замена масла и фильтров, покупка аккумулятора, осмотр и поверхностное техобслуживание «копейки» на автостанции – развал, схождение, не бежит ли где?  Учитывая, что в каждый приезд в отпуск пользуюсь машиной недели две, от силы месяц, «пусковые» расходы, поделенные на число эксплуатационных дней, составляют 500–1000 рублей в сутки. Как раз цена суточной аренды недорогого отечественного автомобиля. Если же прибавить к этим расходам цену предстоящего ремонта поломавшейся «копейки», то прокат авто окажется выгодным делом!
 
На любой кошелек
По объявлениям нашел четыре фирмы, сдающие автомобили в аренду. Обзвонил и узнал цены, которые мало различались. ВАЗ-2107 – 700 рублей в сутки, «Калина» – 1000, «Приора» – 1200, «Мицубиси Ланцер» – 1800, «Фольксваген Пассат» – 3000. Если позволяет кошелек, можно взять и паркетник «Инфинити» – 4000, и седан «Лексус» – 4500, и BMW-X5 – 5000 рублей. В двух фирмах требовали местную прописку, а две – с крутыми службами безопасности – сдавали иногородним гражданам России. Прокатные фирмы заверяли: случись какая поломка не по вине арендатора, моментально высылают механика в любую точку области, а если отремонтировать сразу не удается, предоставляют равноценный автомобиль. Хорошо-то как!
 
Машины нарасхват
Самый недорогой автомобиль – ВАЗ-2107 – взять в аренду оказалось почти невозможным. За 700 рублей в сутки машины разбирают как мятный квасок в жару. Берут напрокат сразу на несколько недель и чаще всего с последующим продлением аренды. «Калины» и «Приоры» надо караулить. Если угадаешь время, когда предыдущий арендатор пригонит машину в фирму, то есть шанс.
– Возьмите «Лексус», – уговаривает меня девушка, оформляющая автомобили, – или «Ауди А6», или «икс пятую». Очень резвые машины, столько удовольствия получите! Они у нас почти всегда в наличии.
«Спасибо, спасибо, – думаю про себя. – Как-нибудь в другой раз. Если цену скостите раза в два-три». Прошу девушку перезвонить мне, как только «Калину» или «Приору» сдадут в фирму, а пока ухожу на своих двоих.
 
За авто в Ниццу?
Через пару дней ближе к вечеру – звонок. «Есть «Приора», – сообщают мне, – Хетчбэк. Завтра с утра машину заберут, уже есть клиент. Но если оформите ее сегодня – пользуйтесь вы». Мчусь в прокатную фирму на такси.
При оформлении выясняется, что хотя местная прописка и не нужна, но необходим поручитель, имеющий таковую. Звоню брату, и тот подъезжает в фирму.
Узнав арендную цену на «Приору», брат удивлен. Его жена отдыхает во Франции на Лазурном берегу и буквально на днях арендовала там кабриолет «Альфа-Ромео» за 500 евро в месяц. 17 евро в день, или чуть более 700 рублей по курсу. Приблизительно по цене ВАЗ-2107 в областном центре РФ. Впрочем, к российским парадоксам я привык и, раз уж автомобиль мне действительно нужен, согласен на ценовые условия. Ну не поедешь же во Францию, чтобы арендовать кабриолет для поездок по российской глубинке.
 
Кабальный договор
Внимательно читаю договор. Он тоже не радует. Страховку по КАСКО фирма не предоставляет, только ОСАГО. Арендатор отвечает за все. Если автомобиль угонят или он пострадает в аварии не по вине арендатора, тот все равно должен будет возмещать фирме ущерб. А кроме этого, оплачивать вынужденный простой автомобиля. Арендатор должен парковать машину только на охраняемых стоянках, не передавать управление третьим лицам, не обучать на нем вождению, не оставлять в салоне документы на автомобиль и т. п. В случае потери страхового полиса ОСАГО с арендатора взыщут 200 евро. Свидетельство о регистрации транспортного средства, ключи от зажигания и брелок сигнализации оценены одинаково – 150 евро, панель от магнитолы – 250. Машина нужна, и поэтому соглашаюсь на все условия. Ездить буду аккуратно и оставлять машину только в надежных местах.
 
«Приора» – зверь
Иду знакомиться с «Приорой», которую сразу два автомеханика обслуживают на подъемнике. Предыдущий арендатор аккуратностью явно не отличался. Автомобиль заляпан грязью по самую крышу. По условиям проката арендуемая машина должна сдаваться клиенту, пройдя автомойку. Вымытой изнутри и снаружи ее надлежит и вернуть.
– Вы сегодня хотите забрать машину? – отвечает мне вопросом на вопрос о чистоте один из механиков. – Потом и вернете нам немытой. А то до окончания рабочего дня не успеем ее обслужить.
Приступаем к осмотру автомобиля. У машины 2008 года выпуска не слишком хорошее состояние. Имеются мелкие царапины на кузове, ряд других дефектов. И салон не идеален – на сиденьях несколько прожогов от сигарет.
– На внешность не смотрите, – успокаивает механик, – машина – зверь!
Требую, чтобы все дефекты были внесены в осмотровый лист. Значительные механик фиксирует – небольшая вмятина на передней дверке, трещина в заднем фонаре, оторванная защита под двигателем. Но мелкие отмечать отказывается:
– Да их здесь столько! Ну веточкой где-то слегка покарябало. Будьте уверены, что за эти мелочи я и с вас не спрошу.
Говорит убедительно. Поверю. На грязной машине отыскать дефекты непросто. Я фотографирую «Приору» цифровым фотоаппаратом и внутри, и снаружи – сверху, снизу, с боков. Причем не только там, где дефекты видны, но и там, где все, казалось бы, в порядке. И, как выяснилось в дальнейшем, сделал это совершенно не напрасно.
 
Первые неожиданности
Вступил во владение «Приорой» как раз к окончанию рабочего дня прокатной фирмы. Выехав за ворота, обнаружил, что не работает указатель скорости спидометра – на стоящей машине этого не увидишь, а бензобак наполовину пуст. Механик меня в это не посвятил. Возвратился, но в фирме уже никого нет. Ладно, лишь бы ехала. Отгоняю «Приору» на ближайшую заправку с круглосуточной автомойкой. И через час, пока пью кофе и смотрю телевизор в комнате ожидания, автомобиль уже имеет вполне приличный вид. Вперед, на поиски дачного домика!
 
В целом удовлетворительно
Если за сорок лет отечественный автопром эволюционировал от «копейки» до «Приоры», то гордиться российским автоконструкторам совершенно нечем. От машины я, мягко говоря, не в восторге. Отвратительное качество внутренней отделки, дребезжащий дешевый пластик, в салоне множество непродуманного и попросту глупого. Например, в отсек для очков над зеркалом заднего вида в салоне очки стандартных размеров просто не входят. И такое пренебрежение к водителю видишь во всем. Электростеклоподъемники у «Приоры» срабатывают через раз, а электрический привод регулировки действует только на зеркале со стороны пассажира. Освещение в салоне не работает. Взял бы я ее, если бы имел время для тщательного осмотра? Думаю, да. Ведь выбора за эту цену нет.  
Шестнадцатиклапанный двигатель «Приоры» не отличается особой приемистостью. Быстро набирать мощность при прибавлении газа она начинает только со средних оборотов. Но на трассе, на скорости выше ста километров в час, автомобиль дорогу держит уверенно. В целом машина удовлетворительная, если рассматривать ее как средство передвижения, а не как роскошь. Для поездок по разбитым дорогам Центрального Черноземья подойдет.  
 
Неисправности в пути
За 22 прокатных дня я проехал на «Приоре» чуть более четырех тысяч километров. По федеральным автострадам, по асфальту «областного значения», по проселкам и лесным дорогам, там, где, по сути, их нет. Далеко не все было безоблачно. Однажды в заповеднике на берегу озера, вдалеке от людей и жилья, отказал ключ-брелок, и полтора часа я не мог попасть в машину. Затем также внезапно, как и отказал, брелок начал работать. Ключ-брелок за три недели барахлил несколько раз. Случались и более серьезные неисправности. Однажды за 250 километров от областного центра перестал давать зарядку генератор. Индикатор зарядки то гас, то загорался. Определить, что это, неисправность прибора или поломка генератора, не представлялось возможным. До города добрался нормально, хотя часть пути проехал с включенными фарами. Уже затемно припарковал машину на платной охраняемой стоянке. Все, казалось бы, хорошо. Но с утра не смог завести. Аккумулятор был мертвым.
 
Клиент всегда прав? Как же…
По условиям договора заниматься ремонтом самостоятельно арендатор не вправе. Позвонил в прокатную фирму, и через четыре часа на стоянку прибыли два автомеханика. Заменили аккумулятор, машина завелась. Индикатор по-прежнему показывал отсутствие зарядки. По дороге на станцию техобслуживания прокатной фирмы – это километров пятнадцать – зарядка опять пошла. Электрик, осмотрев машину, неисправностей не выявил. Соответственно, и мои претензии по поводу продления аренды на срок, пока я не мог пользоваться автомобилем, тоже не принимались – «да вы, может, сами посадили аккумулятор, а теперь с нас спрашиваете». Отъехал от фирмы на триста метров – и тут зарядка пропала окончательно. Вернулся. На этот раз автоэлектрик неисправность признал. Машину поставили на яму для съема генератора, ремонт которого затянулся почти на двое суток. Предоставить мне равноценный автомобиль на это время фирма отказалась – «мы бы с удовольствием, но нет у нас в наличии «Приор»… Но срок аренды на время нахождения авто в ремонте мне продлили.
 
«Разводы» в прокате  
Скидка за аренду автомобиля сразу на длительный срок в фирме предусмотрена не была, поэтому я продлевал прокат по мере необходимости, приезжая раз в три-пять дней. В один из визитов арендованный мною автомобиль вызвал повышенное внимание. Припарковав «Приору» у въезда в технический бокс, направился продлевать аренду.
– Эй, мужик, ты сбил что ли кого? – послышалось у меня за спиной. Я оглянулся. Один из автомехаников на корточках рассматривал передний бампер автомобиля, к которому прилепился то ли комочек птичьих перьев, то ли собачьей шерсти. Сразу подошла еще пара автомехаников.
– Сбил. Сбил. Вот шерсть. Вот трещина, – загалдели они, разглядывая бампер.
Точно знаю, никого не сбивал. Удар даже мелкой птицы, который может привести к трещине бампера, не почувствовать нельзя. Но эмоции от таких разговоров неприятные. Осматриваю пластиковый бампер. Действительно, недалеко от комочка шерсти проходит тонкая трещина. Вполне мог не заметить ее, осматривая грязный автомобиль в первый день.
– Да, мужик, на семь штук влетел, – начинают подсчитывать ущерб  от порчи бампера механики. – Надо посмотреть, в осмотровом листе трещина есть?
В осмотровом листе трещина не обозначена. Но я не думаю сдаваться:
– У меня весь автомобиль сфотографирован. Трещина наверняка была.
Дома, рассмотрев фотографии на ноутбуке, дополнительно убеждаюсь: трещина была уже при получении автомобиля. Но насколько цифровые фото будут приняты как доказательство? Немного поскандалив и поняв, что клиент твердо стоит на своем, фирма принимает фото в качестве доказательства. А я в очередной раз убеждаюсь: сервис по-российски требует тройного контроля. А «кукла» из перьев, как объяснили мне впоследствии знающие люди, – один из видов «развода» автомошенниками. Перепуганный автолюбитель при виде такого «наглядного доказательства» вполне может подрастеряться и расстаться с деньгами.    
Еще одна неприятность получилась с литыми колесными дисками «Приоры». Бывает, что диски деформируются от сильных ударов. Но в моем случае сильных ударов на проезжей части не было, а диски после недели поездок изрядно сплющены. За правку двух литых дисков выложил прокатной фирме около четырех тысяч рублей – по прейскуранту. Ездил осторожно, но через неделю опять появилось легкое биение в рулевом колесе – признак «восьмерки» на диске.
В ближайшем шиномонтаже, где мне выправляли литой диск, мастер посоветовал:
– Вам бы диск поменять, он правился уже раз двадцать. Теперь ему много не надо.
 
Итоги аренды
Несмотря на мелкие неприятности, в целом опытом аренды остался удовлетворен. Автомобиль напрокат обеспечил транспортную независимость и позволил совершать дальние поездки, что, в общем-то, окупилось. При поездках только по городу, если нет своего автомобиля, гораздо дешевле обойтись в отпуске услугами такси. Но поездки на расстояние 100–200 километров окажутся на такси чрезвычайно накладными.
За три недели эксплуатации потратил на аренду 23 тысячи рублей, восемь тысяч на бензин и еще четыре тысячи на ремонт дисков. Итого – 35 тысяч рублей. Поездки на своей машине обошлись бы как минимум в 20 тысяч (12 тысяч рублей – страховка, техобслуживание и т. п.,  8 тысяч на бензин, несколько тысяч на непредвиденные расходы).
Вывод – чем короче срок, на который требуется автомобиль, тем выгоднее его арендовать.
 
Своя «копейка» ближе к телу
Многие норильчане не видят смысла обновлять «материковский автопарк». Зачем вкладывать средства в новую машину, которая будет один месяц в году ездить, а одиннадцать ржаветь в гараже, морально устаревая и теряя в цене каждый год независимо от пробега? Новая машина – это уже потом, когда из Норильска насовсем… И вполне может быть, что аренда – это выгодный для многих вариант. Еще бы в ценах за авто напрокат сравняться с… Европой.
Если вы решите взять в отпуске автомобиль в аренду, придирчиво отнеситесь к выбору прокатной фирмы. Досконально изучите предлагаемый вам договор. Внимательно осматривайте автомобиль, фотографируйте, требуйте внесения в акт приема-передачи всех, даже самых мелких, неисправностей. Желательно арендовать машину в фирме, предоставляющей страховку КАСКО. И будьте осторожны: арендный бизнес по-российски – не всегда честный. Если не залезут в кошелек, то нервы могут потрепать изрядно.
Что касается меня, решил к будущему лету восстановить «копейку». На ней и дешевле, и спокойней. А для поездок в отпуске по магазинам, рынкам, в парки, на дачу и на речку «возрастного», но ухоженного автомобиля вполне достаточно.
Флагман “АвтоВАЗа” – “Приора” – хорошего впечатления не произвела
Трещину бампера, которую не заметил при осмотре, зафиксировал фотоаппарат
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск