Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Наша “Надежда” самая надежная
ГОСТЬ “ЗВ”
10 октября 2012 года, 15:16
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
Красавец дизель-электроход “Надежда” – пятый в обойме собственного флота ГМК “Норильский никель”. Огромное судно датой своего рождения считает 28 января 2009 года. Его капитан Николай ДОРОХОВЕЦ, уже сорок лет бороздящий моря и океаны, по праву гордится своим теплоходом.
Коля Дороховец с детства грезил о морских просторах. Откуда это, ведь рядом с белорусской деревушкой, где он родился, даже речки не было, не говоря уже о море? Наверное, из книжек о пиратах, острове сокровищ и об отважном капитане Грее, которыми он в детстве зачитывался. Свою мечту в жизнь Николай начал претворять после армии, когда вместе с другом завербовался на Север, в Мурманск. Морская карьера началась, как и положено, с нижней палубы, то есть с учеников матроса второго класса. Затем была Архангельская мореходка и Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала Макарова, знаменитая Макаровка.
Корабль – дом родной
– Мой первый теплоход, на котором я пошел в дальнее плавание капитаном, был  “Дмитрий Пожарский”, случилось это в 1996 году, – вспоминает Николай Дороховец. – А первый заграничный рейс в конце 70-х – начале 80-х, то есть еще при советской власти, был в Голландию. Много где я бывал за годы службы, практически во всех портах мира, но лучше России нет. У нас и женщины самые красивые, более того, они еще и умные, нежные,  верные. Это вам любой моряк подтвердит.
Можно сказать, всю жизнь, до декабря 2008 года, я работал в Мурманском морском пароходстве. Но времена меняются, и Мурманское пароходство медленно, но верно стало приходить в упадок. Когда руководство заботится только о сиюминутной выгоде и совершенно не думает ни о людях, которые ему эту прибыль приносят, ни о материально-техническом оснащении флота, то конец неизменно печальный.
А тут как раз услышали о “Норильском никеле”, который начал строить не просто первоклассные суда, а необычные, которые ходят задом наперед, во льдах самостоятельные, без ледокола обходятся. Конечно, это было поразительно. Очень хотелось на таком красавце в рейс сходить, поработать на современном оборудовании. И я решил попытать счастья, подал рапорт, и вот на “Надежде” моя мечта осуществилась.
Строилась “Надежда” на немецких верфях, в Висмаре, как и все наши суда, кроме первого, которое сошло с финских верфей. Как капитан, я встречал свою “Надежду” в Германии, на подъем флага там собралась вся наша команда. Те две недели, пока “Надежда” готовилась к первому переходу, мы осваивали новую машину, знакомились, учились управлять, а 28 января 2009 года состоялся торжественный подъем флага. С тех пор наша “Надежда” празднует свой день рождения именно в этот день.  
Суда этого класса уникальные. Во-первых, применили электродвижение, такого нет нигде, во-вторых, вместо классических руля и винта – азипод, который вращается на 360 градусов, поэтому теплоход и может ходить задом наперед. Вращение на 360 градусов необходимо для прохождения судов во льдах. Когда носом, то мы как обыкновенное судно, но когда идем кормой, то у нас совершенно другой способ преодоления льда. Кормой мы налезаем на лед, подламываем его на куски и размываем винтом. Струя из-под винта настолько мощная и сильная, что под ее действием лед уходит под корму, мы его не раздвигаем, мы его загоняем под корпус. У нас осадка девять ледовых метров, а мы, допустим, подошли ко льдам 15 метров толщиной, как нам без ледокола перебраться? Просто. Останавливаемся, разворачиваем азипод и начинаем этот лед размывать, а потом идем дальше. На самые толстые льды у нас уходит максимум десять минут, при этом мы не теряем мощности, а у ледокола иногда на такое и до полусуток может уйти. Вот такие у нас замечательные суда. Высокотехнологичное судно, практически полная компьютеризация. Еще наш теплоход, в отличие от предшественников, уникален наличием кранов.
Одна из основных задач капитана – подобрать экипаж, где все друг с другом чувствовали бы себя комфортно. Чтобы люди могли четко и слаженно выполнять поставленные задачи, на судне должны быть мир, порядок и спокойствие, дружба и сплоченность. Мы слишком долго находимся вдали от берега, от семей, приходилось в море и Новый год встречать, навигация-то круглогодичная, поэтому так важен микроклимат на корабле.
На таком теплоходе и команда должна быть уникальная. Такая, как наша, все с высшим образованием, все надежные ребята, не раз проверенные экстремальными ситуациями. Многие члены моей команды, те, кого я знал лично, на кого мог надеяться, ушли вместе со мной из Мурманского пароходства.
Весь экипаж сугубо мужской, женщин на корабле нет, потому что труд наш тяжелый и физически, и морально, так называемая чисто мужская работа. Мы не покоряем стихию, мы с ней пытаемся дружить.  
Теплоход огромный, если считать от киля, то десять палуб, а команда при этом всего 19 человек. Каждый четко знает круг своих обязанностей, все расписано по минутам.
Это очень важно – в дальних плаваниях иметь надежную команду, нормальный климат в экипаже.
Моя жена – соломбалочка
– Моряк половину жизни проводит в море, а то, что осталось, – на берегу. И самое главное, чтобы тебя ждали на этом берегу. К сожалению, у моряков редко бывают счастливые семьи, но мне повезло. Я скорее исключение из общего правила, за что и преклоняюсь перед своей Наташей. Она у меня медик, представляете, тоже работа не из легких, двое детей, сын и дочка, все на ее плечах, но ни разу и слова жалобы от нее не услышал.
А познакомились мы с ней случайно, в Архангельске. Она у меня соломбалочка. Никогда не слышали? Есть в Архангельске район – Соломба. Его Петр Первый основал, когда русский флот строил. Однажды решил царь бал организовать в районе верфей, а там кругом болото, как танцевать-то? И тогда всю топь устлали соломой, вот и название – Соломба, а всех, кто там теперь живет, соломбальцами зовут.
Но сначала я познакомился с тещей, она была заведующей методическим кабинетом в нашей мореходке. Мы оказались земляками, оба из Белоруссии. Однажды мне срочно понадобился конспект, пошел просить ее о помощи, но в тот момент ей было некогда со мной возиться, и она предложила зайти вечером домой. Я пришел, меня, как вечно голодного студента, решили напоить чаем, естественно, я согласился. Пока мы пили чай с будущими тестем и тещей, пришла Наташа. Так и началось наше знакомство. Вначале это были ни к чему не обязывающие приятельские отношения. Я ей сразу сказал, что у меня в родном городе есть невеста и скоро свадьба, а она, что дала зарок никогда не выходить замуж за моряка. Вот уж никогда не говори “никогда”. Теперь я иногда припоминаю жене те слова, про моряков. Она только смеется на это.
Очень важно, чтобы ждали тебя дома. Нашим женам нужно памятник при жизни ставить за любовь и верность, за преданность, за труд, ведь я в море, а она и детей воспитывает, и работает. Каждый моряк очень скучает по дому. Сейчас хоть есть мобильники и Интернет, а раньше было гораздо хуже. В семье главное доверие, а в семье моряка особенно.
Не мечтаю о морях и о кораллах
– У меня всегда была мечта построить дом. Как принято говорить, каждый мужчина должен посадить дерево, построить дом и воспитать сына. Мне это удалось. Сын пошел по моим стопам, начал морскую службу с матроса, учится в “моей” мореходке, и я очень этому рад. И дом построил, а вокруг деревьев насадил. Когда пришла пора задуматься о списании на берег, решил, что не хочу квартиру, хочу именно дом, чтобы вокруг росли деревья, чтобы было, где собраться всей семьей. Наташа поддержала мою идею. Участок на Брянщине – прекраснейшее место. Дом я строил двенадцать лет, и наконец моя мечта воплотилась в жизнь, все как мне хотелось, есть даже сауна. Проект дома я сам разрабатывал, оказалось, не так уж это и трудно, главное – желание и инженерные навыки, мне очень это занятие понравилось, когда сойду на берег, может, еще чего построю.  
Семь футов под килем!
– Конечно, все моряки не только суеверный народ, но и чуть-чуть философы, потому что всегда со стихией имеют дело, а она неуправляемая. И хотя наша “Надежда” самая надежная, но мы все равно стараемся с природой не шутить. Победить ее невозможно, можно только чуть-чуть подружиться: “забежать” в бухту, спрятаться на острове, увеличить или уменьшить скорость. Все моряки знают, что нельзя никогда говорить “никогда”, что нельзя загадывать, что случится, всегда нужно говорить с долей вероятности, с долей сомнения. Это наши главные приметы.  
А для капитана главное – уметь в экстремальных ситуациях принять правильное решение, а это приходит с опытом. Иногда ситуация требует мгновенных решений. Можно сказать, что в мозгу работает компьютер, который в долю секунды подсказывает, как поступить. Капитан отвечает за все: за людей, за машину, за груз. Организация работы, микроклимат в коллективе, погрузка судна – без распоряжения капитана ничего не происходит.
Конечно, иногда выпадает и свободная минутка, вот тогда я с удовольствием читаю и перечитываю исторические книги, мемуары известных политиков и полководцев.
И философия за сорок лет жизни по морям, по волнам выработалась простая: каждый человек создан для счастья, а это прежде всего означает жить в гармонии с собой и со своими запросами. Не жалеть о том, что было, всегда желать людям добра и обязательно уметь прощать обиды.
А своей команде всегда желаю одного: относительного здоровья, относительного благополучия и чтобы родной, любимый человек был рядом.
 
От редакции: остается только добавить, что сегодняшний гость “ЗВ” – почетный работник Мурманского пароходства, награжден медалью “300 лет Российскому флоту” и множеством благодарственных писем и грамот от Министерства морского флота, но хвастать этим не любит. И пожелать Николаю Дороховцу и всей команде дизель-электрохода “Надежда” семь футов под килем!
Семь футов под килем
Суда этого класса уникальные
Все моряки чуть-чуть философы
До встречи в Дудинке!
0

Читайте также в этом номере:

Своя столовая ближе к телу (Екатерина СТЕПАНОВА)
Какой у нас резерв (Евгения СТОРОЖКО)
Покорила голосом (Марина БУШУЕВА)
Будьте здоровы! И психически (Валентина ВАЧАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск