Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
На ТЭЦ работают фанаты
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
8 декабря 2016 года, 14:07
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
В третью субботу декабря энергетики отмечают профессиональный праздник. Вот почему, побывав на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, “Заполярный вестник” напросился в гости и на ТЭЦ-3. Для полноты картины. О родном предприятии нам рассказал начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 Юрий КУЗНЕЦОВ. Как раз в этом цехе сегодня много позитивных событий.
– Юрий Игоревич, в чем специфика вашего предприятия?
– ТЭЦ-3 обслуживает промплощадку “Надежда”, предприятия “Норникеля” и жилой массив Кайеркана. Мы производим и отпускаем электричество и горячее водоснабжение. На промплощадку “Надежда” – электричество, тепловую энергию в виде отопления и горячего водоснабжения, а также 13-атмосферный пар для выплавки металла и химически очищенную воду. Кроме того, наш химцех дополнительно производит для группы предприятий “Норникеля” щелочь.
– Нуждается ли самая молодая ТЭЦ НПР в модернизации?
– 36 лет все равно уже возраст, когда начинается старение станции. Оборудование работает, изнашивается, требуется его замена. Мы постепенно за последние пять лет сделали большой объем по модернизации. Начали менять на котлах поверхности нагрева: экраны, конвективные пароперегреватели. Это очень большой, затратный и глобальный проект.
Наша станция – блочного типа. Блок – это котел и турбина. Пар вырабатывается в котле, подается на турбину, которая вырабатывает электрическую энергию и подогревает в сетевых подогревателях воду. У нас четыре котла типа ТГМЕ-464 производительностью 500 тонн пара в час, на трех мы уже заменили поверхности нагрева, на одном из них – буквально вчера. На ближайшее время намечен пуск энергоблока №4, где проводился капитализированный капитальный ремонт. На оставшемся котле заменим поверхности нагрева в 2018-м.
Месяц назад мы завершили проект модернизации системы газоснабжения, теперь у нас на всех четырех котлах стоят системы газоснабжения нового типа. Они управляются через компьютер мышкой, управление розжигом и горелками идет в автоматическом режиме. Кроме того, в летний период меняем трубопроводы горячей воды на Кайеркан.
– На ТЭЦ-2 нам показали ключи управления талнахскими рудниками. У вас тоже есть ключ, который опасно тронуть, иначе вся “Надежда” встанет?
– Такого ключа нет. Это миф. Даже у вас дома минимум три выключателя, а не один. Всегда, когда проектируется станция, закладывают резервы. Если происходит отключение, работают системы АВР, иначе свет везде погаснет. На всех предприятиях, независимо от профиля, есть линии-дублеры на случай вывода в ремонт, например. К нам предъявляются очень серьезные и жесткие требования. На Севере тем более все дублируется многократно, чтобы город жил и развивался спокойно.
– У ТЭЦ-3 есть какие-то особенности в сравнении с ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2?
– Электростанции в Талнахе и Норильске находятся в черте города, а мы – в 12 километрах от Кайеркана. Соответственно, нам сложнее довести туда воду и вернуть ее обратно. В пургу есть сложности с доставкой персонала. Как и работники НМЗ, наши люди приезжают на работу колоннами. Если у первой смены нет возможности уехать в город, стараемся разместить их на ночевку. И столовая нам помогает, остаются и готовят. Организовано все хорошо. Мы должны, мы хотим и будем выдавать энергию для того, чтобы город жил.
– Увидели на табло, что ТЭЦ-3 уже три года работает без ЧП в области промбезопасности. У вас вредных и опасных факторов меньше, чем на рудниках и в плавильных цехах?
– У нас их очень-очень много. Котлы работают с давлением 130 кг, температура пара +555 градусов. Почему мы везде устанавливаем теплоизоляционное покрытие? Чтобы люди не обожглись и вернулись домой невредимыми.
– Модернизация газоснабжения тоже продиктована заботой о человеке?
– Естественно. Сейчас жесткие требования в области промышленной безопасности и эксплуатации оборудования. Нас курирует Ростехнадзор, проверяя их выполнение. По новым критериям, оборудование должно быть не только более безопасным, но и более простым в управлении. Компьютеры пришли к нам в дома 20 лет назад, а станция была построена намного раньше. Надо, чтобы сегодня все было современно.
– Кто они, эти люди, которые держат в своих руках жизнеобеспечение Кайеркана и работу “Надежды”?
– Коллектив у нас очень хороший, грех жаловаться. Всего на станции работают 312 человек. Мы все фанаты своего дела. Относясь плохо к своей работе, нельзя созидать. Мы любим свою работу, нам нравится то, чем мы занимаемся. А раз нравится, мы делаем это с любовью. Если не стремиться, ты не будешь идти вперед, не будешь развиваться, что-то совершенствовать. Я всегда, когда ко мне приходят молодые ребята, спрашиваю: “Кем ты хочешь стать?” – “Я не знаю”. Так надо знать! Как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Вопрос только в том, насколько человек амбициозен. Не в том, сколько он хочет получать денег, это уже второй вопрос. Я их всегда учу: “Если вы станете профессионалами, вы будете востребованны и зарплата будет соответствовать вашей квалификации. Поэтому ты сейчас вкладываешь в знания, работаешь над собой, а потом у тебя не будет проблем с трудоустройством. Профессионалы всегда нужны”.
Когда люди с душой работают, они знают, они умеют, они могут. Я, например, 20 лет назад устроился на ТЭЦ-3 дежурным слесарем, потом в течение 10–15 лет прошел все ступени: машинист-обходчик, старший машинист, машинист энергоблока, начальник смены, заместитель начальника цеха, начальник цеха. И молодежь стараюсь стимулировать: все достижимо, просто нужно прикладывать усилия, постоянно учиться, узнавать новое и идти вперед. У наших ребят это получается. Они заинтересованы работой, поэтому активны дома, чем-то увлечены, имеют хобби. Разносторонние люди сами по себе интересны, у них всегда много хороших друзей. Я горжусь своим персоналом. Они меня не подводят.
 
С улицы не годятся
На столе Юрия Кузнецова лежат диаграммы работы агрегатов, похожие на кардиограммы. Посмотрев на такую бумажную ленту, энергетик, так же как кардиолог, может поставить диагноз котлу или турбине. Определить, что стало причиной какого-то сбоя. Вместе с начальником котлотурбинного цеха мы отправляемся туда, где умные машины фиксируют параметры работы энергоблоков, – в щитовые ТЭЦ-3.
Корреспонденты “ЗВ” на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 уже видели котлы, которые вырабатывают пар высокого давления, приводящий в движение турбины, но их размеры по-прежнему поражают. 34 метра высоты от нулевой отметки, длина теряется где-то в бесконечности – такой котел мы видим на ТЭЦ-3. И котлом, и турбиной управляют из щитовой, отвечающей за теплоснабжение Кайеркана и “Надежды”. Один машинист управляет одним энергоблоком, второй – другим. Все ребята – молодые, так же как их руководитель, начальник смены котлотурбинного цеха Темир Джумадилов.
– Увлекательная работа, интересная, главное – ответственная. Без этого никуда, – отвечает Темир на вопрос о своем деле. – Здесь больше нужны знания, чем творчество.
Машинисты управляют котлами, разгружают их и загружают, изменяют нагрузку. Работой 1-й и 3-й турбин управляет американская система ССС (“Компрессор Контрол Корпорейшен”), установленная восемь лет назад во время очередной модернизации и хорошо себя показавшая. Как на ладони на экранах мониторов и недавно установленная система газоснабжения. Понятно, человека с улицы к таким приборам не приставишь. Техническое образование и опыт обязательны.
 
Сложный “пирог”
Наверное, читателю, который никогда не бывал на ТЭЦ, интересно узнать, на что похожа турбина. В отличие от котла, это небольшое с виду сооружение, чем-то напоминающее одновременно творение скульптора-авангардиста, предмет из пластилинового мультика и русскую печь. Только печь выбелена известкой, а турбина обмазана толстым теплостойким составом. Именно так выглядит турбина 4-го энергоблока, где заканчиваются ремонтные работы. Сюда будет поступать пар температурой +500 градусов, поясняет Юрий Кузнецов. Это очень сложный “пирог” из минваты и специальных составов, которые будут сохранять температуру и обеспечат безопасность работников.
В этом районе ТЭЦ-3 очень оживленно. Представительница цеха КИПиА Ольга Скоромная проверяет готовность датчиков, расходомеров, манометров.
– Это наши глаза, мы через них смотрим на работу агрегата и оцениваем, что необходимо сделать, – комментирует Юрий Кузнецов.
Мимо нас несколько раз проходит и быстро испаряется в извивах котла директор ТЭЦ-3 Олег Рютин.
– Олег Иванович все время в цеху, все время на передовой, в самой гуще событий, контролирует готовность энергоблока перед пуском, – поясняет Юрий Кузнецов. – У нашего директора свой метод управления: он должен все видеть своими глазами.
Подрядчики-ремонтники доводят до ума котел 4-го блока. Большое количество трубопроводов снаружи – это и есть новенькие поверхности нагрева. Внутри будет гореть газ.
…Мы на щите управления электрической частью. Это тоже одно из сердец ТЭЦ-3. Начальник смены электрического цеха Сергей Беляев рассказывает, что на работу ходит с удовольствием. Можно сказать, это второй дом. Здесь работала его мама, сейчас трудится родной дядя. Династии на ТЭЦ-3 – дело обычное, комментирует Юрий Кузнецов.
В данную секунду нагрузка ТЭЦ-3 – 230 мегаватт, рассказывает Беляев, вся энергия идет на распределительную подстанцию “Надежды”, уже оттуда распределяется на другие подстанции. Нет такого ключа, поворотом которого можно оставить без энергии весь Надеждинский завод, подтверждает Сергей Беляев.
Начальник смены станции Андрей Серебряков ставит точку в конце рассказа: на ТЭЦ-3 каждый четко знает свое дело. На смену приходят классные специалисты, прошедшие специальную подготовку. Опытные учат и контролируют молодых. Ведут их, пока те не получат все необходимые знания и не сдадут все экзамены и допуски. Только после этого новички допускаются к управлению агрегатами.
Юрий Кузнецов знакомит со схемой работы ТЭЦ-3
В котлотурбинном цехе за последние пять лет сделан большой объем работ по модернизации
Сергей Беляев подтверждает: “Нет такого ключа, который остановит “Надежду”
Заканчивается ремонт котла 4-го энергоблока
0

Читайте также в этом номере:

Теория полета (Лариса ФЕДИШИНА)
Ритм задает руководитель (Лариса ФЕДИШИНА)
Перед ТБ все равны (Екатерина БАРКОВА)
Ремонты вносят коррективы (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Норильск. Перезагрузка (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В единственном числе (Лариса ФЕДИШИНА)
Кровлю делают крепкой (Владислав ШУКШИН)
В Завидово жить (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Как в сказке (Валентина ВАЧАЕВА)
Волонтеры пришли надолго (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Вести науки (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Подарок к Новому году (Владислав ШУКШИН)
Пишите заявление (Лариса МИХАЙЛОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск