Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Мост между прошлым и будущим
ЭТО ГОРОД НАШ С ТОБОЮ
4 августа 2010 года, 15:03
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Валентин ПЕТРОВ
Мимо небольшого мостика через речку Амбарную как минимум дважды в год проезжает каждый норильчанин. И, конечно, замечает даже малейшие изменения, там происходящие.
Несколько лет назад все обратили внимание, что мост через речку Амбарную узкоколейной железной дороги Норильск – Дудинка от времени заметно просел. Немудрено, ведь столько лет прошло – паровоз-памятник появился там 29 июля 1992 года. Перед этим мост, конечно, привели в порядок, как следует отремонтировали, для чего пригласили в помощь красноярских мостостроителей. Так у Норильска появилось еще одно очень симпатичное и символичное историческое место.
За почти двадцать лет мост изрядно поизносился. Деревянные его элементы совершенно сгнили и в любой момент рискуют обвалиться вместе со всей конструкцией. Поэтому говорить в данном случае о реставрации невозможно. Такие результаты обследования моста прозвучали на совещании в Заполярном филиале “Норильского никеля”, состоявшемся в минувший понедельник. Тем не менее специалисты ЗФ берутся воссоздать 45-метровый мост один в один с оригиналом.
 
Такой родной
Как известно, паровоз не “норильчанин”. Местные железнодорожники нашли его в Украине, в Гайворонском локомотивном депо, но его серия совпала с теми, что ходили по первой норильской узкоколейке. Так что, можно сказать, свой, родной. В отличие от паровоза мост через Амбарную узкоколейной железной дороги подлинный, хотя, конечно, не совсем тот, по которому прошли первые составы 1937 года.
Первые мосты через Амбарную, Косую, Дуромой, Далдыкан приходилось восстанавливать после каждого весеннего паводка. Интересно, что  лес для их строительства доставляли в вагонетках под парусом. Кто изобрел этот способ, история умалчивает, но это было значительно легче и проще, чем толкать вагонетки по рельсам перед собой…
За год до начала Великой Отечественной войны, летом 1940-го, в Дудинке на железнодорожные платформы был выгружен доставленный с материка ширококолейный подвижной состав. Узкоколейка не справлялась с объемом перевозок и сдерживала развитие Норильского комбината, но работы по строительству широкой колеи возобновились только после войны.
К ноябрю 1952-го новая железная дорога связала Норильск и Дудинку по кратчайшему расстоянию. На половине своей протяженности она оказалась расположена в значительном удалении от старой узкоколейки, которую начали разбирать в 1953 году. Но и в 1980-е еще сохранялись отдельные ее фрагменты, в частности мост через реку Амбарную.
– Разбираясь с путевым хозяйством, – вспоминал позднее  начальник НЖД (в 1986–1994 годах) Александр Мороз, – я узнал, что вот-вот собираются сжечь старый, пришедший в негодность мост через реку Амбарную…  Я воспротивился – это же история! Решили мост сохранить и договорились, что красноярские мостостроители помогут привести его в порядок.
Как известно, мост в порядок привели, а в феврале 1989-го в Дудинку Северным морским путем отправился и мемориальный паровозик, установленный у моста к Дню железнодорожника в 1992-м.
 
Мой паровоз, вперед лети
В 2010-м, как известно, паровозик переселили – место, где он расположился, требовало немедленного благоустройства. Заполярный филиал “Норникеля” взялся за дело, которое представители городской администрации, также принимавшие участие в совещании, оценили как “нужное и полезное”. К настоящему моменту специалисты ЗФ уже получили результаты обследования моста (о них мы сказали выше), УНСОФ планирует изучить состояние близлежащей территории. Институт “Норильскпроект” разрабатывает проект, а производственники ЗФ обсуждают варианты изготовления элементов моста, их транспортировки и установки, а также сроки, наиболее подходящие для этой работы.
Демонтаж, скорее всего, пройдет в четвертом квартале, когда выпадет достаточно снега и под мостом образуется “подушка” –  так река не унесет деревянные обломки. К моменту демонтажа будет определен подрядчик, решены различные технологические нюансы. Мост, как сказал на совещании заместитель директора ЗФ Владимир Зайцев, будет точь-в-точь соответствовать оригиналу. Он будет сделан из дерева (лиственницы) с применением техники старения материала – это нужно для того, чтобы сохранить исторический облик памятника.  
После постройки моста на него вернется паровоз, а в рамках второго этапа запланировано обустройство мемориального комплекса на прилегающей территории.
0

Читайте также в этом номере:

ОПЕРa (Ален БУРНАШЕВ)
Повод есть! (Анна ВЛАДИМИРОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск