Четверг,
6 декабря 2018 года
№48 (4666)
Заполярный Вестник
Уже раздают подарки Далее
Торт для Урсулы Далее
Кто защитит твою семью? Далее
“Женитьба” – пьеса загадочная Далее
Лента новостей
16:40 В финале турнира «Кубок легенд» встретились «Спартак» и ЦСКА
11:05 На Таймыре готовят программу мероприятий, приуроченных к Международному году языков коренных народов
07:05 50 гостиниц Красноярска прошли проверку Роспотребнадзора перед зимней Универсиадой – 2019
11:05 Малообеспеченным норильчанам расскажут о порядке предоставления субсидии
07:05 Дудинцев приглашают за «Новогодним настроением» и на «Снежные потехи»
Все новости
Летучий петербуржец
10 апреля 2009 года, 13:53
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Режиссер Борис ГУРЕВИЧ окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии 22 года назад. Все эти два с лишним десятилетия в статусе свободного художника Гуревич ездит по стране. Наездил, как говорит, достаточно много. Начинал в Петрозаводске, где ставил спектакли даже на финском языке. Потом были Новосибирск, Омск, Челябинск, Новгород, Нижний и Великий, практически все театральные города средней полосы России и Белоруссии, а также Москва и Санкт-Петербург. В Норильске режиссер поставил пьесу Майкла Фрейна из жизни английского театра. Сегодня на сцене Норильского Заполярного – премьера спектакля «Театр (Шум за сценой)».
«Я верю в судьбу»
– Борис Робертович, Санкт-Петербург – ваш родной город?

– Я родом из Белоруссии, из Витебска. Очень люблю и почитаю этот край, откуда уехал много лет назад. А в Питер я всегда стремился и всегда знал, что буду жить там, где какое-то время жили и учились мои дед и мама.
В шесть лет я решил стать  актером, но в восьмом классе, уже в Могилеве, познакомился с режиссером местного театра Владимиром Александровичем Короткевичем, кстати, учившемся примерно в одно время с главным режиссером вашего театра Анатолием Леонидовичем Кошелевым в ЛГИТМиКе, теперь это академия театрального искусства. С этого времени я знал, что только ЛГИТМиК и только режиссура.
– А каково это быть режиссером без своего театра?
– Я не предполагал, что так получится. Думал, окончу институт, поеду куда-нибудь. Кстати, никогда не хотел быть главным режиссером.
Я верю в судьбу. Случилось так, как случилось. Это специфика моего пути: никем другим я никогда не был. Когда  начинал в 1987-м, таких, как я, было совсем немного. Каждый раз новая труппа, и это заставляет держать себя в форме… За 22 года было столько городов, театров, актеров, но я практически  всех, представьте себе, помню: они соучастники моей жизни. Театры как семьи, есть счастливые, есть не очень.
– Как вам в Норильске?
– Мне нормально.  Я занимаюсь любимым делом, как у Александра Николаевича Островского: «Ах, все это было, и не раз…»
– «Свои люди – сочтемся» на норильской сцене посмотрели?
– Посмотрел. С интересом и уважением.
 
Все свои, а сценограф с двойным гражданством
– Пьеса Фрейна – ваше предложение?

– Это выбор театра. Сам бы, наверное, не взялся за постановку из-за чрезвычайной трудоемкости материала. Притом что пьеса легкого содержания, ее очень трудно ставить. Но когда получаешь непростое задание, то включается кураж, какие-то профессиональные соображения, и начинаешь работать.
– Актеров и постановочную группу выбирали самостоятельно или были рекомендации от театра?
– Театр очень грамотно выстроил наши отношения. Мне в Петербург прислали записи спектаклей. Что-то рассказал Миша Мокров, сидя у нас дома на Васильевском острове. Так что с распределением ролей особых проблем не было, хотя комедия западная, и типы должны быть колоритные, легкие, острые…
Вообще, Норильский театр хороший, профессиональный. Это впечатление у меня осталось еще с его гастролей в Питере летом 2001 года.
Михаила Мокрова рекомендовал театр, и такому художнику спектакля я рад чрезвычайно. Михаила Борисовича знаю давно. Как-то лет двадцать назад даже приглашал его на один из первых своих спектаклей, но тогда не случилось. Потом встречал Мишу по городам и весям, видел его работы на гастролях театра в Питере, когда он еще был главным художником Норильского Заполярного.
Что касается музыки, то мое пожелание заключалось в том, чтобы привлечь к работе лучшего музыкального оформителя  Питера Владимира Бычковского (в Норильск привозили  «Вия» в его оформлении). Мое предложение, как и в случае с балетмейстером, подошло театру.
Ирина Шаронова – замечательный хореограф. Она преподает в консерватории и сотрудничает со многими театрами. Недавно сделала потрясающее ледовое шоу «Бременские музыканты» с Еленой Бережной и французским фигуристом в главных ролях. Очень люблю с ней работать и рад, что театр принял и это  мое предложение. Так что я приехал со своими, хотя у Мокрова до сих пор двойное гражданство.
– Михаил Мокров – это знак качества в любом спектакле. У него, насколько мне известно, не бывает неудач. Декорации и костюмы этого художника совмещают в себе высокий профессионализм и безграничную фантазию.  В вашем дуэте режиссер – сценограф кто главный?
– Есть режиссер, который определяет концепцию спектакля, а дальше идет совместная работа. К чести театра надо отметить, что он находит возможность осуществить все задуманное и режиссером, и художником. Спектакль большой и трудный, но театр приучен к такой работе.
Кстати, эта пьеса шла на сцене Норильского Заполярного в 90-е годы в постановке режиссера Константина Коваля. В нем играла и Лариса Потехина. Только тогда она была Поппи, а теперь – Дотти.
 
Кухня – как минимум не скучно
– «Шум за сценой» – пьеса о театре, вернее, о театральной кухне. Насколько это может быть интересно зрителю?

– Кухня – это всегда как минимум не скучно. Есть тонкости, которые чувствуют только свои. Но то, как это делается, интересно всем.
Эта пьеса – непростой орешек. Она смешная, а делать смешное, как известно, очень трудно. Хотелось, чтобы она была не только легкой и смешной, но чтобы в ней была высота и поэзия. Ведь это же о театре!
– Вы сказали, что помните все города и театры, в которых работали, но наверняка среди них есть любимые?
– Нет нелюбимых. Если бы я работал в одном городе, наверное, было бы иначе. А так каждый театр – страница жизни.
Наиболее тепло относишься к тем, где все совпало, срослось. Один из таких театров – Финский в Петрозаводске. Конечно, Омский ТЮЗ, где я поставил три спектакля («Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега, «Орфей и Эвридика» Жана Ануя, «Кьоджинские перепалки» Гольдони), что-то там идет до сих пор. Конечно, это почти что родной театр в белорусском Могилеве, порог которого я переступил в семь лет и где встретил своего учителя. Год назад они позвали меня со всей командой на 120-летний юбилей…
Это для меня больше чем города и театры… Хотя были и больше, и круче, как сейчас говорят, и престижнее… Никогда заранее не знаешь, как и чем город отзовется через годы…
– Вы уже назвали первое имя в вашей режиссерской судьбе – Владимир Александрович Короткевич. Продолжите, пожалуйста, этот ряд.
– Темур Чхеидзе в БДТ, Валерий Фокин в Александринке. Смотрю все, что привозят в Питер, из Фоменко и Стуруа. Как это можно пропустить? Мы же в одном пространстве находимся.
Не могу не назвать Эфроса. Когда смотрел его спектакли, я все старался понять, как они сделаны, и не мог.
Интересны прибалты, работающие в манере другой,  неизвестной, что самое трудное. Очень уважаю Линаса Зайкаускаса, в том числе за большую честную работу в Норильском театре. Я говорю о «Вишневом саде».
– И напоследок – ваши впечатления о городе, в котором вы прожили почти два месяца.
– Конечно, это особенная земля, населенная приветливыми, я бы сказал, отзывчивыми людьми. Вчера, когда входил в магазин (иногда я все же выхожу из театра), человек передо мной придержал дверь… В Питере теперь это случается редко.
Я не могу не отметить грамотно выстроенную работу театра, в котором по Островскому «все пригнато и подогнато». Это ценно. Буду вспоминать тепло вашего театра-дома и города. И невесенние морозы, конечно…
Режиссер Борис Гуревич на репетициях предпочитает “договариваться” с актерами. И показывать...
0
Последние отзывы на форуме «ЗВ» (всего 1)
наталья, 241 дн. назад в 17:54
посмотрела в субботу "шум за сценой"-затянутый спектакль
Добавить комментарий
Ваше имя:
Соберите пазл:

Введите в поле код из 6 символов, отображенных в виде изображения.
Собирать идеально - не обязательно, просто приблизительно соберите картинку (должен быть включен JavaScript).
Совет: для того чтобы не вводить каждый раз код, указанный на картинке — зарегистрируйтесь на форуме и авторизуйтесь, при этом все новые сообщения, написанные вами, будут автоматически публиковаться от указанного при регистрации имени.

Читайте также в этом номере:

За водителем следили (Инна ШИМОЛИНА)
Автомобиль с репутацией (Сергей МОГЛОВЕЦ)
За Норильск! За Кавказ! (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск